План-конспект урока теоретического обучения по МДК 03.01. Управление структурным подразделением по теме Стили руководства


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
«КАНДАЛАКШСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»







ПЛАН-КОНСПЕКТ урока теоретического обучения
МДК 03.01. Основы управления структурным подразделением организации
38.02.05. Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Тема: «Стили руководства»









Разработала Костюкевич В.В.
преподаватель спецдисциплин



















г. Кандалакша декабрь 2016 года

Дата: 20.12.2016
Предмет: МДК 03.01. Основы управления структурным подразделением организации

Тема урока: Стили руководства
Тип урока: Урок комплексного применения знаний, умений, навыков обучающихся
Вид урока: практикум
Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки по определению стилей руководства, определять типы руководителей; осуществлять их перенос в новые условия.
Задачи:
Предметные
создать условия для усовершенствования умений и навыков решать практические задачи;
способствовать комплексному обобщению и закреплению основных методов решения поставленных задач.
Метапредметные:
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить.
Направленные на развитие личности
содействовать развитию умений работы с информацией;
способствовать закреплению умения осуществлять обработку информации;
создать условия для формирования объективной самооценки;
содействовать накопления опыта совместной деятельности.
Методы обучения:  упражнения (письменные, устные), компьютерный практикум.
Форма организации урока:
самостоятельная, проблемно-поисковый.
Оборудование:
ПК (ноутбуки)
Мультимедиа проектор
Интерактивная доска
Экран
Презентация
Время проведения:  1 урок (45 минут)

Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

Организационный блок- 5 мин.

Приветствие и вступительное слово преподавателя.
Этап актуализации субъективного опыта учащихся
Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Показывается [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], где демонстрируются различные ситуации, профессии и поведение людей. Итак, тема нашего урока “Стили руководства ”.
Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки по определению стилей руководства и способов устранения негативных последствий необдуманных решений.
Для чего нам нужно изучать эту тему? Где Вы сталкивались со стилем руководства? Где Вы столкнетесь со стилем руководства?
Итак, слово стиль – греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для написания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении “почерк”. Отсюда стиль руководства – это своего рода почерк в действиях менеджера.
Актуальность темы очевидна – каждый человек, в том числе и я , и каждый из вас, в той или иной степени оказываемся и/или подчиненным и/ли руководителем. А вот знаем ли мы способы эффективного руководства? Умеем ли ими пользоваться? Сегодня мы с вами будем работать в группах и индивидуально. После каждого задания, мы все вместе будем обсуждать полученные результаты, а свою работу вы будете оценивать каждый самостоятельно и работу группы – для этого у вас есть РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ с указанием этапов урока (заданий) и времени выполнения задания. Рейтинговая карта
Обучающиеся просматривают видеоролик, и выдают ответы о своем восприятии. Предполагаемые ответы: – изучение, исследование стилей руководства необходимо для умения правильно и эффективно разговаривать, взаимодействовать;
-тот, кто не умеет руководить – теряет время; умный человек осознает причины неудач и ищет способы их преодоления

Задание № 1 . «Тест № 1 Термины, понятия, определения» -
10 мин.
Для выполнения данного задания отводится 5 мин. Для обсуждения полученных результатов – 5 мин. Преподаватель управляет работой обучающихся, устанавливая очередность высказываний; задает вопросы:
У кого такие же результаты? У кого есть дополнения? Озвучьте свои примеры.
Обучающиеся выполняют задание индивидуально и в группе; обсуждают полученные результаты; заполняют рейтинговые карты и оценочные листы

Задание № 2 . «Тест № 2
Определение типа руководителя»
-5 мин.
Для выполнения данного задания отводится 3 мин. Для обсуждения полученных результатов – 2 мин. Преподаватель зачитывает характеристики стилей руководства, команды поднимают листки с написанным на листе цветным маркером ответ. Преподаватель озвучивает правильный ответ.
Обучающиеся выполняют задание в группе; пишут на отдельных листах цветным маркером ответ; когда преподаватель зачитывает определение - поднимают листок с ответом; заполняют рейтинговые карты и оценочные листы

Задание № 3 «Работа с решёткой Блейка» -
10 мин.
Для выполнения данного задания отводится 5 мин. Для обсуждения полученных результатов – 5 мин. Преподаватель управляет работой групп, устанавливая очередность высказываний; задает вопросы:
У кого такие же результаты? У кого есть дополнения? Озвучьте свои примеры.
Обучающиеся выполняют задание в группе; обсуждают полученные результаты; заполняют рейтинговые карты и оценочные листы

Задание № 4 . «Анализ текста и определение стиля руководства» - 10 мин.

Для выполнения данного задания отводится 5 мин. Для обсуждения полученных результатов – 5 мин. Преподаватель управляет работой групп, устанавливая очередность высказываний; задает вопросы:
У кого есть дополнения? Озвучьте свои предложения.
Обучающиеся выполняют задание в группе; обсуждают полученные результаты; заполняют рейтинговые карты и оценочные листы

Подведение итогов – 3 мин.

Хочется отметить плодотворную и качественную работу групп. Все справились с заданиями превосходно. Давайте оценим результаты нашей работы. Подсчитайте, пожалуйста, количество баллов в карте рейтингования. И поставьте себе отметку в соответствии с суммой баллов.
Обучающиеся считают баллы, выставляют оценки.

Этап информации о домашнем задании 2 мин.
Домашнее задание записано в маршрутной карте урока. Открыли дневник и записали д/з Заполнить сравнительную таблицу до конца «Стили руководства»
Записывают д/з


Хочу поблагодарить вас за работу на уроке и закончить наш урок следующими словами: «Лучший учитель сама жизнь, поскольку её уроки невозможно прогулять»







Задание № 1. ТЕСТ № 1 . «Термины, определения, понятия»
Вставьте пропущенные слова. Тест демонстрируется на слайдах презентации. Одновременно происходит обсуждение результатов и выставление баллов.
Время
Термин
Определение
Баллы
мах
Баллы

0,5 мин.
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА – ЭТО..
.воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива
2


0,5 мин.
Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства

.


3


0,5 мин.
. стиль
управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия
1


0,5 мин.
Преобладающими методами управления являются
...Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы.
2


0,5 мин.
. стиль
характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель всегда выясняет мнение коллектива
1


0,5 мин.
Преобладающими методами управления являются
Общение с подчиненными проходит в форме доброжелательно и вежливо;
2


0,5 мин.
. стиль
характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению»,
1


1 мин.
Преобладающими методами управления являются
Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших .., стремится уменьшить свою персональную .
Работу пускает на самотек, редко ее .

3


0,5 мин.
При выборе стиля руководства должны учитываться следующие факторы:
(стрессовая, спокойная, неопределенная). При дефиците времени, в экстремальных ситуациях, в рыночных условиях оправдан авторитарный стиль;
.. (насколько четко структурирована). При решении сложных проблем, требующих множественности решений, теоретического анализа и высокого профессионализма исполнения, наиболее приемлем демократический (коллегиальный) стиль;
.. (ее особенности по полу, возрасту, этнической принадлежности, личностным характеристикам). Для сплочения группы, заинтересованной в успехе деятельности, адекватным будет демократический стиль, а в творческих коллективах возможен даже либеральный.

3


5 мин

ИТОГО
18





Задание № 2 . «Определение типа руководителя»

Каждый преподаватель – это руководитель, потому что он работает с группой. Студент Иванов А. учится в колледже, в котором разные преподаватели. Определите, пользуясь сравнительной таблицей стилей управления, какой преподаватель использует классические стили управления. НО!!! Самое главное - опишите возможные последствия(как отрицательные, так и положительные) для студентов в будущей профессиональной карьере.
Время
ХАРАКТЕРИСТИКА
СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
ПОСЛЕДСТВИЯ
Баллы
мах
Баллы

1 мин
Преподаватель № 1. Иванову очень понравилось учиться, потому что можно было опаздывать на пары к этому преподавателю, сидеть в обнимку с девушкой и не слушать, о чем идет речь. Иванов А. частенько просыпал, а потом шел гулять с Аней в парк, на дискотеку, к друзьям. Учеба шла легко и беззаботно! Преподаватель накануне зачета раздавал материал, группа прорешивала его и все благополучно сдавали зачет, успеваесость была 100 %


5


1 мин
Преподаватель № 2. Этот преподаватель Иванову очень не нравился, потому что требовал неукоснительно держать дисциплину на уроке, выполнять все задания, которые выдавались студентам на дом. Он контролировал каждую тему, каждый вид внеаудиторного занятия, заставляя по несколько раз выполнять наиболее трудные упражнения. Зачет с первого раза сдавали немногие.


5


1 мин
Преподаватель №3. Этот преподаватель Иванову тоже очень нравился, потому что всегда совместно обсуждал все вопросы со студентами, общался «на равных», советовался, кому что более интересно выполнять и почему это необходимо делать, какая актуальность данного занятия. Во время зачета преподаватель приветствовал инициативу, творчество; зачет с первого раза сдавали практически 80 %; только особо злостные нарушители дисциплины пересдавали его раза по 2-3.


5


3 мин

ИТОГО
15





Задание № 3 «Работа с решёткой Блейка»
Определите по «решетке менеджмента» Блейка тип руководства :
Время выполнения задания
Принцип руководства
Характерные признаки
Тип руководителя по «решетке менеджмента» Блейка
Баллы
мах
Баллы

1 мин
«не хватать с неба звезд».:

– средний уровень;
– компромисс;
– результаты = 50% от возможного;
– нет должной мотивации;
– половинная заинтересованность в труде;
– конфликты решаются демократическим путем.


1


1 мин
работать так, чтобы не уволили, не заботиться ни о ком
– руководитель основное время проводит в кабинете;
– каждый сам по себе;
– чаще, как реакция на административный тип руководства, т.к. давление вызывает противодействие;
– когда руководитель «доживает до пенсии»;
– почему мы должны быть гуманнее шефа?

1


1 мин
Административный тип руководства
– жесткий контроль;
– большую часть времени поглощают функции надзора;
– персонал ведет себя по принципу «кошкав дверь, мыши - на стол»;
– отказ от поиска решений, стоящих рядом;
– нет готовности разделить ответственность;
– усиление «руководящею давления»;
– текучка; – стресс руководителя.


1


1 мин
«всеобщая дружба и любовь»
– руководитель занимается созданием комфортных условий для сотрудников;
– руководитель решает психологические проблемы персонала;
– конфликты «под сукном»;
– сотрудники малоинициативны;
– нет интереса к творчеству;
– руководитель пользуется любовью, но не уважением.

1


4 мин.

ИТОГО
4






Задание № 4 . «Работа с текстом. Сравнительный анализ стиля руководства»


ТЕКСТ № 1

Статья: Татьяна Попова

Руководитель процветающего предприятия обязательно должен быть диктатором. Мой собственный опыт в роли руководителя и опыт работы в роли подчиненного, наблюдения и размышлении над управленческой деятельностью убедили меня в неизбежности этого вывода. Это не значит, что руководитель должен быть тираном, разнузданно и хамски гнущим свою линию, но его указания должны неукоснительно выполняться это гарантия успеха. Когда человек на руководящей должности начинает играть в демократию, пусть он даже убежденный до мозга костей демократ, это практически всегда ведет к неприятным последствиям и для руководителя, и для коллектива.
Руководитель, что бы ни было под его началом авиазавод, магазин, склад или контора, по роду своей деятельности вынужден принимать непопулярные решения. Мало того, если решения резко не нравятся или отвергаются коллективом, то приходится проводить их в жизнь путем насилия. Насилия над чувствами и желаниями людей. Если руководитель настойчив, тогда работа протекает нормально, достигаются результаты. Если руководитель мягок, демократичен и не решается принимать малоприятные решения, то проблемы только накапливаются. Рано или поздно в них упираешься, как в каменную стену, и тогда потребуются еще более непопулярные решения, более жесткие. И нередко все кончается полным развалом.
Работа нивелирует людей, они должны подчиняться неким единым требованиям. И именно требовательность руководителя сводит людей к единому знаменателю. Руководитель не всегда должен входить в положение каждого, хотя у кого-то из подчиненных сложности с воспитанием детей, у кого-то родственники болеют, кто-то без квартиры. Это личные проблемы работника, он должен оставить их за воротами предприятия, за входной дверью учреждения. Эффективность вот что главное. Продавец должен улыбаться клиенту, даже если у него мать при смерти. Собственник нанимает руководителя, менеджера, чтобы люди и производство под его началом действовали эффективно.
Я не очень верю в «народный капитализм», который пропагандирует Борис Немцов, а до него Святослав Федоров. Дело в том,что если отношения между людьми на производстве связаны еще с деньгами, то ждать управляемости не приходится. Если каждый член коллектива считает себя еще и владельцем, то не позволит собой командовать. Типичной ошибкой первопроходцев частного предпринимательства, мелкого бизнеса, энтузиастов идеи «народного капитализма» была ориентация на здоровый коллективизм.
.. наши работники психологически не готовы к новым, суровым отношениям на работе. Знаю немало случаев, когда люди уходили с предприятий, управляемых зарубежными менеджерами: несмотря на высокую зарплату, они не могли выдержать жесткости и авторитарности руководителей. Я работала за рубежом, в солидном банке. Не могу сказать, что люди там сильно боятся потерять рабочее место и потому ведут себя дисциплинированно. Там другой менталитет. Люди ответственно относятся к делу, к служебным обязанностям. Это связано не столько со страхом, сколько с воспитанием. На посторонние темы разговаривают только во внерабочее время, я чувствовала, что в кабинете надо обсуждать только рабочие проблемы. Иначе я буду отрывать человека от дела такого чувства в России не возникает. Руководителем на зарубежном предприятии быть легче,
потому что он имеет дело с понимающими людьми. А российской экономике без разумных не возродиться.

ТЕКСТ № 2

Статья: Святослав Федоров
Если бы Татьяна Попова провела в нашей клинике «Микрохирургия глаза» дня два-три, то быстро поняла бы свои заблуждения. Когда заинтересованность в конечном продукте идет от самого низа, когда каждый работник знает, как и что происходит на производстве, когда он участвует в разделе прибыли, тогда это и есть реальная экономическая демократия в действии. И возникает та самая демократия, которая была на заре цивилизации, в период первобытной общины: сообща охотились, занимались рыбалкой и все вместе справедливо делили добычу. И сегодня люди труда на уровне подкорки понимают, как справедливо распределить заработанное.Основа процветания любого общества справедливость, она должна быть заложена в экономическую систему Если этой справедливости нет или ее мало, то предприятие обязательно станет банкротом. Или производительность труда будет низкая. Человек существо, которое нуждается в мотивации труда. Труд это тяжелая вещь, он должен быть выгоден человеку. Если работник видит, что благодаря усердию и ответственности его лично и его товарищей он получает все более и более высокий уровень жизни, тогда у него совсем иное отношение к труду. Он будет думать о новых технологиях, рассчитывать, как эффективно построить рабочий день, будет стремиться повысить свой образовательный уровень. Когда люди не владеют доходом и он достается только директору и его свите, тогда эта публика вынуждена обращаться к диктаторским методам. Если же люди разбиты на отдельные функциональные бригады и имеют процент от дохода, а в коллективе абсолютная гласность о заработке каждого, если бригада сама делит заработанное, то у каждого человека возникает стремление, чтобы общий пирог был побольше. Именно такой принцип торжествует в клинике «Микрохирургия глаза».
Фигура менеджера, управляющего главная в современной экономике. Он не занимается созиданием, но без него созидательный труд невозможен. Менеджер внедряет новые технологии, продвигает новые товары, ищет новые рынки. У нас 38 менеджеров на 1600 человек, т.е. чуть больше 7% от общего количества. В диктаторской системе, о которой говорит Попова, от 20 до 27% кадров занимаются контролем и надзиранием, они следят, чтобы рабочий не сидел в курилке, не пил водку, а находился на рабочем месте.
Если строить экономику демократическим путем с самого низа, тогда диктаторский режим не нужен. Нужен авторитетный руководитель, чтобы коллектив доверял ему .
Только при «народном капитализме» (его можно назвать и «народным социализмом») человек превращается из наемника в хозяина. Система «народного капитализма» прекрасно работает в Соединенных Штатах. Мощная капиталистическая страна вовремя поняла, что наемный работник имеет абсолютно четкую установку: получать максимально при минимальной затрате сил. Потому он имитирует труд, и необходима армия надсмотрщиков, чтобы заставлять его двигаться. Все основано на страхе потерять работу или потерять часть оплаты своего труда. Хозяин заставляет людей работать.


Внимательно прочтите обе статьи. Определите стили руководства. Заполните таблицу «Сравнительный анализ стилей управления»
Время выполнения
Объект сравнения




5-10 мин
Способ принятия решений





Способ доведения задач до исполнения





Ответственность





Отношение руководителя к знаниям





Отношения руководителя к подчиненным





Отношения руководителя к дисциплине





Отношение руководителя к мотивации



















Список использованных источников:

Драчёва Е.Л. Менеджмент: Учеб.пособие для студентов учреждений СПО /Е.Л.Драчёва, Л.И.Юликов.-2-е издание, стереотип-М.: Издательский центр «Академия»: Мастерство», 2007.-288с.  2. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие. – 7-е изд., - М.:Новое знание, 2004. – 336с.  3. Лукашевич В.В. Основы менеджмента в торговле: Учеб. для сред. спец. учеб. зав.-2-е изд., перераб. и доп. – М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1998. – 238с. 4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури. Основы менеджмента: Пер. с англ.: «Дело ЛТД», 2004. – 702с.  5. Семёнов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «ДАШКОВ и К0», 2007 – 490с. 6. Сорокина М.В. Менеджмент в торговле: Учеб. пособие. – СПб: Издательский дом «Бизнес пресса», 2004. – 480с. 7. Суетенков Е.Н., Пасько Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2005. – 240с. 























Рефлексия
Каждый обучающийся по очереди говорит оценку по 5ти бальной шкале по трем параметрам.


Ф.И.
Ценность изученного на уроке (5 б)
Оценка себе за работу на уроке (5 б)
Оценка группы (5 б)


Багнетова А.В.





Белова В.А.





Дымовская Д. С.





Давыдова А.А.





Едзаева В.В.





Жданова М. А.





КорепинаМ. Н.





ЛыжинаА.О.





Нурмухамедова К. М.





Петрова П.Е.





Тарасова Е.В.





Якушева З.Г.




На интерактивную доску выводится диаграмма успешности урока из суммарного значения баллов учащихся. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])




























Рейтинговая карта
Ф.И.________________________________________________________группа ____________
Наименование этапа
Наименование формы деятельности
Критерии этапа
Количество набранных баллов

Задание № 1 . «Тест № 1» -
10 мин.
Работа индивидуальная, заполнение пропущенных слов
(0-18)



Задание № 2 . «Термины, определения, понятия»
-5 мин.
Работа индивидуальная, заполнение таблицы
(0-15)


Задание № 3 «Работа с решёткой Блейка» -
10 мин.
Работа индивидуальная: определение типа руководителя
(0-4)


Задание № 4 . «Работа с текстом» -
» - 10 мин.

Работа индивидуальная: заполнение сравнительной таблицы, анализируют текст.
(0-16)


ИТОГО
53 -44 баллов «5»;
43-32 баллов «4»;
31-20 баллов «3»
























РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
Ф.И.О. студента _________________________________________________ группа № _______________
Название работы
Указания
Примечание

Задание № 1 . ТЕСТ № 1 . «Термины, определения, понятия» - 5 мин.
Вставьте пропущенные слова. Тест демонстрируется на слайдах презентации. Одновременно происходит обсуждение результатов и выставление баллов.
Время
Термин
Определение
Баллы
мах
Баллы

0,5 мин.
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА – ЭТО..
.воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива
2


0,5 мин.
Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства

.


3


0,5 мин.
. стиль
управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия
1


0,5 мин.
Преобладающими методами управления являются
...Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы.
2


0,5 мин.
. стиль
характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель всегда выясняет мнение коллектива
1


0,5 мин.
Преобладающими методами управления являются
Общение с подчиненными проходит в форме доброжелательно и вежливо;
2


0,5 мин.
. стиль
характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению»,
1


1 мин.
Преобладающими методами управления являются
Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших .., стремится уменьшить свою персональную .
Работу пускает на самотек, редко ее .

3


0,5 мин.
При выборе стиля руководства должны учитываться следующие факторы:
(стрессовая, спокойная, неопределенная). При дефиците времени, в экстремальных ситуациях, в рыночных условиях оправдан авторитарный стиль;
.. (насколько четко структурирована). При решении сложных проблем, требующих множественности решений, теоретического анализа и высокого профессионализма исполнения, наиболее приемлем демократический (коллегиальный) стиль;
.. (ее особенности по полу, возрасту, этнической принадлежности, личностным характеристикам). Для сплочения группы, заинтересованной в успехе деятельности, адекватным будет демократический стиль, а в творческих коллективах возможен даже либеральный.

3


5 мин

ИТОГО
18



Не забудьте внести баллы в карту рейтингования

Задание № 2 . «Определение типа руководителя»
- 3 мин.
Каждый преподаватель – это руководитель, потому что он работает с группой. Студент Иванов А. учится в колледже, в котором разные преподаватели. Определите, пользуясь сравнительной таблицей стилей управления, какой преподаватель использует классические стили управления. НО!!! Самое главное - опишите возможные последствия(как отрицательные, так и положительные) для студентов в будущей профессиональной карьере.
Время
ХАРАКТЕРИСТИКА
СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
ПОСЛЕДСТВИЯ
Баллы
мах
Баллы

1 мин
Преподаватель № 1. Иванову очень понравилось учиться, потому что можно было опаздывать на пары к этому преподавателю, сидеть в обнимку с девушкой и не слушать, о чем идет речь. Иванов А. частенько просыпал, а потом шел гулять с Аней в парк, на дискотеку, к друзьям. Учеба шла легко и беззаботно! Преподаватель накануне зачета раздавал материал, группа прорешивала его и все благополучно сдавали зачет, успеваесость была 100 %


5


1 мин
Преподаватель № 2. Этот преподаватель Иванову очень не нравился, потому что требовал неукоснительно держать дисциплину на уроке, выполнять все задания, которые выдавались студентам на дом. Он контролировал каждую тему, каждый вид внеаудиторного занятия, заставляя по несколько раз выполнять наиболее трудные упражнения. Зачет с первого раза сдавали немногие.


5


1 мин
Преподаватель №3. Этот преподаватель Иванову тоже очень нравился, потому что всегда совместно обсуждал все вопросы со студентами, общался «на равных», советовался, кому что более интересно выполнять и почему это необходимо делать, какая актуальность данного занятия. Во время зачета преподаватель приветствовал инициативу, творчество; зачет с первого раза сдавали практически 80 %; только особо злостные нарушители дисциплины пересдавали его раза по 2-3.


5


3 мин

ИТОГО
15



Не забудьте внести баллы в карту рейтингования

Задание № 3 «Работа с решёткой Блейка» -
5 мин.

Определите по «решетке менеджмента» Блейка тип руководства :
Время выполнения задания
Принцип руководства
Характерные признаки
Тип руководителя по «решетке менеджмента» Блейка
Баллы
мах
Баллы

1 мин
«не хватать с неба звезд».:

– средний уровень;
– компромисс;
– результаты = 50% от возможного;
– нет должной мотивации;
– половинная заинтересованность в труде;
– конфликты решаются демократическим путем.


1


1 мин
работать так, чтобы не уволили, не заботиться ни о ком
– руководитель основное время проводит в кабинете;
– каждый сам по себе;
– чаще, как реакция на административный тип руководства, т.к. давление вызывает противодействие;
– когда руководитель «доживает до пенсии»;
– почему мы должны быть гуманнее шефа?

1


1 мин
Административный тип руководства
– жесткий контроль;
– большую часть времени поглощают функции надзора;
– персонал ведет себя по принципу «кошкав дверь, мыши - на стол»;
– отказ от поиска решений, стоящих рядом;
– нет готовности разделить ответственность;
– усиление «руководящею давления»;
– текучка; – стресс руководителя.


1


1 мин
«всеобщая дружба и любовь»
– руководитель занимается созданием комфортных условий для сотрудников;
– руководитель решает психологические проблемы персонала;
– конфликты «под сукном»;
– сотрудники малоинициативны;
– нет интереса к творчеству;
– руководитель пользуется любовью, но не уважением.

1


4 мин.

ИТОГО
4



Не забудьте внести баллы в карту рейтингования

Задание № 4 . «Анализ текста. Сравнительная характеристика» - 10 мин.

ТЕКСТ № 1

Статья: Татьяна Попова

Руководитель процветающего предприятия обязательно должен быть диктатором. Мой собственный опыт в роли руководителя и опыт работы в роли подчиненного, наблюдения и размышлении над управленческой деятельностью убедили меня в неизбежности этого вывода. Это не значит, что руководитель должен быть тираном, разнузданно и хамски гнущим свою линию, но его указания должны неукоснительно выполняться это гарантия успеха. Когда человек на руководящей должности начинает играть в демократию, пусть он даже убежденный до мозга костей демократ, это практически всегда ведет к неприятным последствиям и для руководителя, и для коллектива.
Руководитель, что бы ни было под его началом авиазавод, магазин, склад или контора, по роду своей деятельности вынужден принимать непопулярные решения. Мало того, если решения резко не нравятся или отвергаются коллективом, то приходится проводить их в жизнь путем насилия. Насилия над чувствами и желаниями людей. Если руководитель настойчив, тогда работа протекает нормально, достигаются результаты. Если руководитель мягок, демократичен и не решается принимать малоприятные решения, то проблемы только накапливаются. Рано или поздно в них упираешься, как в каменную стену, и тогда потребуются еще более непопулярные решения, более жесткие. И нередко все кончается полным развалом.
Работа нивелирует людей, они должны подчиняться неким единым требованиям. И именно требовательность руководителя сводит людей к единому знаменателю. Руководитель не всегда должен входить в положение каждого, хотя у кого-то из подчиненных сложности с воспитанием детей, у кого-то родственники болеют, кто-то без квартиры. Это личные проблемы работника, он должен оставить их за воротами предприятия, за входной дверью учреждения. Эффективность вот что главное. Продавец должен улыбаться клиенту, даже если у него мать при смерти. Собственник нанимает руководителя, менеджера, чтобы люди и производство под его началом действовали эффективно.
Я не очень верю в «народный капитализм», который пропагандирует Борис Немцов, а до него Святослав Федоров. Дело в том,что если отношения между людьми на производстве связаны еще с деньгами, то ждать управляемости не приходится. Если каждый член коллектива считает себя еще и владельцем, то не позволит собой командовать. Типичной ошибкой первопроходцев частного предпринимательства, мелкого бизнеса, энтузиастов идеи «народного капитализма» была ориентация на здоровый коллективизм.
.. наши работники психологически не готовы к новым, суровым отношениям на работе. Знаю немало случаев, когда люди уходили с предприятий, управляемых зарубежными менеджерами: несмотря на высокую зарплату, они не могли выдержать жесткости и авторитарности руководителей. Я работала за рубежом, в солидном банке. Не могу сказать, что люди там сильно боятся потерять рабочее место и потому ведут себя дисциплинированно. Там другой менталитет. Люди ответственно относятся к делу, к служебным обязанностям. Это связано не столько со страхом, сколько с воспитанием. На посторонние темы разговаривают только во внерабочее время, я чувствовала, что в кабинете надо обсуждать только рабочие проблемы. Иначе я буду отрывать человека от дела такого чувства в России не возникает. Руководителем на зарубежном предприятии быть легче,
потому что он имеет дело с понимающими людьми. А российской экономике без разумных не возродиться.
ТЕКСТ № 2
Статья: Святослав Федоров
Если бы Татьяна Попова провела в нашей клинике «Микрохирургия глаза» дня два-три, то быстро поняла бы свои заблуждения. Когда заинтересованность в конечном продукте идет от самого низа, когда каждый работник знает, как и что происходит на производстве, когда он участвует в разделе прибыли, тогда это и есть реальная экономическая демократия в действии. И возникает та самая демократия, которая была на заре цивилизации, в период первобытной общины: сообща охотились, занимались рыбалкой и все вместе справедливо делили добычу. И сегодня люди труда на уровне подкорки понимают, как справедливо распределить заработанное.Основа процветания любого общества справедливость, она должна быть заложена в экономическую систему Если этой справедливости нет или ее мало, то предприятие обязательно станет банкротом. Или производительность труда будет низкая. Человек существо, которое нуждается в мотивации труда. Труд это тяжелая вещь, он должен быть выгоден человеку. Если работник видит, что благодаря усердию и ответственности его лично и его товарищей он получает все более и более высокий уровень жизни, тогда у него совсем иное отношение к труду. Он будет думать о новых технологиях, рассчитывать, как эффективно построить рабочий день, будет стремиться повысить свой образовательный уровень. Когда люди не владеют доходом и он достается только директору и его свите, тогда эта публика вынуждена обращаться к диктаторским методам. Если же люди разбиты на отдельные функциональные бригады и имеют процент от дохода, а в коллективе абсолютная гласность о заработке каждого, если бригада сама делит заработанное, то у каждого человека возникает стремление, чтобы общий пирог был побольше. Именно такой принцип торжествует в клинике «Микрохирургия глаза».
Фигура менеджера, управляющего главная в современной экономике. Он не занимается созиданием, но без него созидательный труд невозможен. Менеджер внедряет новые технологии, продвигает новые товары, ищет новые рынки. У нас 38 менеджеров на 1600 человек, т.е. чуть больше 7% от общего количества. В диктаторской системе, о которой говорит Попова, от 20 до 27% кадров занимаются контролем и надзиранием, они следят, чтобы рабочий не сидел в курилке, не пил водку, а находился на рабочем месте.
Если строить экономику демократическим путем с самого низа, тогда диктаторский режим не нужен. Нужен авторитетный руководитель, чтобы коллектив доверял ему .
Только при «народном капитализме» (его можно назвать и «народным социализмом») человек превращается из наемника в хозяина. Система «народного капитализма» прекрасно работает в Соединенных Штатах. Мощная капиталистическая страна вовремя поняла, что наемный работник имеет абсолютно четкую установку: получать максимально при минимальной затрате сил. Потому он имитирует труд, и необходима армия надсмотрщиков, чтобы заставлять его двигаться. Все основано на страхе потерять работу или потерять часть оплаты своего труда. Хозяин заставляет людей работать.



Внимательно прочтите обе статьи. Определите стили руководства. Заполните таблицу «Сравнительный анализ стилей управления»
Время выполнения
Объект сравнения / стиль руководства/


Свои баллы

5-10 мин
Способ принятия решений






Способ доведения задач до исполнения






Ответственность






Отношение руководителя к знаниям






Отношения руководителя к подчиненным






Отношения руководителя к дисциплине






Отношение руководителя к мотивации





10 мин.
Баллы
8

8




Не забудьте внести баллы в карту рейтингования

Подведение итогов – 3 мин.

Выполните самооценивание
Внесите баллы в Рейтинговую карту, определите свою оценку за работу на уроке
Запишите домашнее задание: заполнить сравнительную таблицу до конца «Стили руководства»
Рейтинговая карта
Ф.И.________________________________________________________группа ____________
Наименование этапа
Наименование формы деятельности
Критерии этапа
Количество набранных баллов

Задание № 1 . «Тест № 1» -
10 мин.
Работа индивидуальная, заполнение пропущенных слов
(0-18)



Задание № 2 . «Термины, определения, понятия»
-5 мин.
Работа индивидуальная, заполнение таблицы
(0-15)


Задание № 3 «Работа с решёткой Блейка» -
10 мин.
Работа индивидуальная: определение типа руководителя
(0-4)


Задание № 4 . «Работа с текстом» -
» - 10 мин.

Работа индивидуальная: заполнение сравнительной таблицы, анализируют текст.
(0-16)


ИТОГО
53 -44 баллов «5»;
43-32 баллов «4»;
31-20 баллов «3»











Рисунок 1Рисунок 1]ђ Заголовок 115