Проект «Маленькие логики» (Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста)
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сявский детский сад «Колокольчик»
Нижегородская область, Шахунский район, пос. Сява
1
Воспитатель МДОУ Д/с
«Колокольчик»
Базанова Людмила Александровна
Проект «Маленькие логики»
Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера
в развитии логического мышления у
детей старшего
дошкольного возраста
Выполнила:
Базанова
Людмила
Александровна
воспитатель
первой
квалификационной
категории
МБДОУ Сявский детский
сад
«Колокольчик». Нижегородская область,
г. Шахунья
, пос. Сява
2014
-
2015г
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сявский детский сад «Колокольчик»
Нижегородская область, Шахунский район, пос. Сява
2
Воспитатель МДОУ Д/с
«Колокольчик»
Базанова Людмила Александровна
I.
ИНФОРМАЦИЯ О ПРОЕКТЕ
1.
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Одним из направлений гармоничного развития ребенка является формирование и
совершенствование у него
логики
,
интеллекта
и смекалки.
Формирование логического
мышления
–
важная составляющая часть педагогического пр
оцесса.
При работе с детьми старшего дошкольного возраста я столкнулась с проблемой
–
дети не умеют устанавливать логические связи между предметами и явлениями, не умеют
правильно ставить приоритеты, выделять основное и принимать нестандартные решения,
точ
но мыслить и излагать свои мысли.
Причина этому
–
неразвитое логическое
мышление.
Вне всякого сомнения, что
ребенка
необходимо готовить к
логическому
типу
мышления.
На основании проведенного диагностического обследования определилась
необходимость активиза
ции работы в данном направлении.
Одним из путей развития
логико
-
математических
способностей дошкольников
является
использование
логических
блоков Дьенеша
и счетных палочек Кюизенера
.
Основные особенности
этого дидактического материала
-
абстрактность,
универсальность, высокая
эффективность.
В связи с этим,
мной была разработан проект «
Маленькие логики
, основанный на
применении
блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в формировании и развитии
логических приемов
мышления
у детей старшего дошкольного возраста
.
Проект направлен на целенаправленное развитие познавательных процессов,
включающих в себя умение наблюдать и оценивать, замечать общее в различном,
отличать главное от второстепенного, находить закономерност
и и использовать их для
выполнения заданий, строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать
примерами, проводить классификации объектов, понятий по заданному принципу.
2.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Многие полагают, что главное при подготовке к школе
-
это позна
комить ребенка с
цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно
выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах
10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих сист
ем
(система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система "Гармония", "Школа 2100" и др.)
эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных
знаний кончается очень быстро (через месяц
-
два), и несформированность собственного
ум
ения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше
мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к
появлению "проблем с математикой.
В то же время, ребенок с развитым
логическим мышлением
всегда имеет бо
льше
шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам
школьной
п
рограммы (счету, вычислениям и
т. п.), поскольку учебники математики
вышеуказанных систем построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сявский детский сад «Колокольчик»
Нижегородская область, Шахунский район, пос. Сява
3
Воспитатель МДОУ Д/с
«Колокольчик»
Базанова Людмила Александровна
должен исполь
зовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать
результаты своей деятельности.
Современная педагогическая и учебно
-
методическая литература предлагает
разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие детей. Однако в
литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность
которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса.
Работая над проблемой по развитию логического мышления старших дошкольников,
я пришла к выводу, что
о
дним из путей
развития логико
-
математических способностей
дошкольников является совершенствование содержания занятий математического цикла
путем использования логических
блоков Дьенеша и счетных палочек Кюизенера.
Данный
дидактический материал является средством для ра
звития
произвольного внимания,
памяти, формирования умения анализировать,
сравнивать, объединять признаки и
свойства. В играх с этим материалом
развивается творческое воображение и
пространственное мышление.
3.
ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ
Ведущая педагогическая идея
проекта
заключается в создании необходимых
условий для развития логического мышления старших дошкольников посредством
использования в образовательном процессе
логических блоков Дьенеша и счетных
палочек Кюизенера
.
4.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель:
создание условий для развития элементарных приемов логического мышления
как способов познавательной деятельности у дошкольников через использование
логических блоков Дьенеша и счетных палочек Кюизенера
.
Задачи:
1.
Изучить и проанализировать психолого
-
п
едагогическую и методическую
литературу по проблеме исследования.
2.
Создать необходимые условия для работы по данной проблеме
–
обогатить
методический инструментарий (изготовление карточек, таблиц).
3.
Разработать систему
по использованию блок Дьенеша и палоче
к Кюизенера
для
развития логического мышления у старших дошкольников.
4.
Заинтересовать родителей проблемой развития элементов логического мышления
средствами развивающих игр (логических блоков Дьенеша
и счетных палочек
Кюизенера
)
.
5.
Повышение интереса педагогов к использованию логических блоков Дьенеша
и
счетных палочек Кюизенера
для развития логического мышления старших
дошкольников.
6.
Провести анализ эффективности проделанной работы.
Объектом
исследования является
логическое мышлен
ие старших дошкольников.
П
редмет
исследования
–
процесс развития логического мышления дошкольников
средствами логико
–
математических игр с блоками Дьенеша
и счетными палочка
Кюизенера
.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сявский детский сад «Колокольчик»
Нижегородская область, Шахунский район, пос. Сява
4
Воспитатель МДОУ Д/с
«Колокольчик»
Базанова Людмила Александровна
5.
АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Проект
м
ожет
быть использован воспитателями
детских садов,
учителями
начальных классов
общеобразовательных школ, родителями старших
дошкольников.
6.
ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ
Перспективность
проекта
заключается в том, что он является актуальным для
современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, поскольку обществу
нужны творческие, самостоятельно мыслящие личности.
7.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА
В основе
проекта
лежат идеи отечественных и зарубежных педагогов
-
психологов
по
проблем
ам
развития мышления: С. Л.Рубинштейна, Л. С.Выготского, П. П. Блонского, П.
Я.Гальперина, В. В.Давыдова, Е. А.Вяхирева, А. И.Мещерякова, Н. А.Менчинской, Д.
Б.Эльконина, А. В.Запорожца,
А. В. Брушлинского, Ж. Пиаже, М. Монтессори, и др).
В основу проекта легла идея Е.А. Носовой и Р.Л. Непомнящей об использовании
универсальных и уникальных по своим развивающим возможностям дидактических
материалов
-
блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, прим
енение которых в работе с
дошкольниками дает очень высокие результаты, позволяя развивать у них логико
-
математические умения и представления
.
Основными общеобразовательными программами являются: Основная
образовательная программа МБДОУ Сявск
ого
детского
сада «Колокольчик», «
Примерная
общеобразователная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под
редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Новизна
заключается в разработке системы занятий
для детей
старшего
дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша
и палочек Кюизенера
,
систематизации и сериации игр и игровых заданий для развития математических
способностей, логического мышления и
моделирования чисел.
8.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
П
роект
групповой
, рассчитан для детей подготовительной группы
(6
-
7 лет),
педагогов и родителей
.
1. Дошкольники
подготовительно
группы
«Незабудка» МДОУ Сявский д/с
«Колокольчик».
2.
Базанова Л.А.
–
воспитатель
подго
товительно
группы
«Незабудка» МДОУ Сявский д/с
«Колокольчик»
, руководитель проекта
.
4
. Педагоги
МДОУ
Сявский д/с «Колокольчик».
3. Родители воспитанников.
4
. З
аведующий МДОУ
Сявский д/с «Колокольчик».
5.
С
тарший воспитатель МДОУ
Сявский д/с «Колокольчик».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сявский детский сад «Колокольчик»
Нижегородская область, Шахунский район, пос. Сява
5
Воспитатель МДОУ Д/с
«Колокольчик»
Базанова Людмила Александровна
9.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Проект является
информационным,
среднесрочным. Длительность работы над
проектом
охватывает
учебный год и
включает
эта
пы
:
Первый этап
–
подготовительный (июнь
-
август)
.
Цель: Выявить уровень сформированности первичных понятий,
как логические
действия, кодировка информации, структура и алгоритмы выполнения действий у детей
старшего дошкольного возраста, спланировать работу на текущий год с учетом
результатов первичной диагностики
, собрать необходимую информацию, подготовить
обору
дование.
Второй этап
–
основной (сентябрь
-
апрель)
.
Цель: развивать у детей основы математических способностей, элементы
логического мышления, формировать интерес к учебной деятельности средствами
использования дидактического материала
-
блоков Дьенеша
и па
лочек Кюизенера
.
Третий этап
–
итоговый (май).
Цель: Выявить уровень сформированности мыслительных операций у детей
старшего дошкольного возраста, уровень развития логического мышления и готовности к
школьному обучению.
10.
ДИАПАЗОН
ПРОЕКТА
Проект
представлен авторской дидактической системой работы воспитателя по
развитию логического мышления старших дошкольников в их основной деятельности
–
игре
с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера
.
Диапазон проекта
охватывает организацию познавател
ьной деятельности
детей старшего дошкольного
возраста
, кружковую работу, систему работы с родителями и педагогами ДОУ.
II.
ТЕХНОЛОГИЯ
И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Этапы работы
Таблица
2
Зад
ачи
Мероприятия
Сроки
Ответственный
Подготовительный этап
1.Повышение
собственной
профессиональной
компетентности
Изучение, анализ и подбор
научно
-
методической
литературы
Июнь 2014г
Базанова Л.А.
Определение путей
улучшения развивающей
среды
Июль 2014
Базанова Л.А.
Разработка
перспективного плана
работ с детьми,
родителями, педагогами.
Разработка программы
дополнительного
образования
Август 2014
Базанова Л.А.
Составление плана
–
схемы индивидуальной
работы с детьми
Август 2014
Базанова Л.
А.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сявский детский сад «Колокольчик»
Нижегородская область, Шахунский район, пос. Сява
6
Воспитатель МДОУ Д/с
«Колокольчик»
Базанова Людмила Александровна
2.Создание
предметно
-
развивающей
среды
Оформление учебного
центра
, где в постоянном
доступе (наряду с другими
играми) располагаются
блоки Дьенеша и палочки
Кюизенера
Июль 2014г.
Базанова Л.А.
3. Работа с
родителями
Анкетирование
Июль 2014г.
Базанова Л.А.
4. Выявление
уровня развития
детей
Проведение диагностики
–
выявление исходного
уровня развития
логического мышления
старших дошкольников
Июль 2014г.
Базанова Л.А.
Основной этап
1. Внедрение
системы
работы
по использованию
блоков Дьенеша
и
палочек Кюизенера
в развитии
логического
мышления
дошкольников
Организация работы с
детьми согласно
перспективному плану
Сентябрь 2014г.
–
апрель 2015г.
Базанова Л.А.
Организация
индивидуальной работы.
Индивидуальные беседы и
рекомендации по каждому
отдельному ребенку
В течение года
Базанова Л.А.
Реализация программы
дополнительного
образования «Маленькие
логики»
Согласно
перспективному
плану работы на
2014
-
2015
учебный год
Базанова Л.А.
2.Информирование
родителей по
проблеме
Мастер
-
класс
по работе с
блоками и палочками
,
консультации, круглые
столы, родительские
собрания, беседы,
практические задания
Согласно
перспективному
плану работы на
2014
-
2015
учебный год
Базанова Л.А.
День
открытых дверей с
показом фрагментов
занятий и организации
совместной деятельности
Согласно
перспективному
плану работы на
2014
-
2015
учебный год
Базанова Л.А.
Совместные игры
-
занятия
с детьми и родителями (во
второй половине дня)
Согласно
перспективному
плану работы на
2014
-
2015
уч.г.
Базанова Л.А.
Тематический праздник,
выставка детского
творчества
Согласно
перспективному
плану работы на
Базанова Л.А.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сявский детский сад «Колокольчик»
Нижегородская область, Шахунский район, пос. Сява
7
Воспитатель МДОУ Д/с
«Колокольчик»
Базанова Людмила Александровна
2014
-
2015
учебный год
Подбор и демонстрация
специальной литературы,
направле
нной на развитие
логического мышления
,
оформление папок
-
передвижек и
родительского уголка
В течение года
Базанова Л.А.
3.Работа с
педагогами
Консультации по
проблеме «Использование
блоков Дьенеша и палочек
Кюизенера в совместной
деятельности»
Согласно
перспективному
плану работы на
2014
-
2015
учебный год
Базанова Л.А.
Мастер
-
класс по работе с
блоками и палочками
Базанова Л.А.
Итоговый этап
1.Оценка
эффективности
работы
Итоговая диагностика
Май 2015г.
Базанова Л.А.
2.Обобщение
опыта
Определение
перспективы
в дальнейшей работе
Май 2015г.
Базанова Л.А.
Презентация проекта
Май 20015г.
Базанова Л.А.
Результативность
работы
Диагностическое обследование выявления уровня развития логического мышления
проводилось на
основании выделенных в
методике
Р. Немова, Э. Ф.Зямбицявичене
(
Приложение
2
)
уровней развития:высокий, средний, низкий.
Обобщенный материал
представлен в таблице
5
.
Таблица
3
Критерии
Обследование
на начальном
этапе
Обследование
на
заключитель
ном этапе
Примечание
(положительность
результата)
Человек в группе 19
Уровень развития
логического мышления
В
–
4
%
С
–
19
%
Н
–
7
7
%
В
–
60
%
С
–
35
%
Н
–
5
%
В
–
увеличилось
на
54
%
С
–
увеличилось
на
16
%
Н
–
уменьшилось
на
72
%
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сявский детский сад «Колокольчик»
Нижегородская область, Шахунский район, пос. Сява
8
Воспитатель МДОУ Д/с
«Колокольчик»
Базанова Людмила Александровна
III
. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Результаты работы
свидетельствуют о том, что
дети овладели приемами
выявления и абстрагирования свойств,
сравнения, классификации, обобщения,
логическими действиями и
операциями. У них появилась способность к замещению
и
моделированию свойств, умению кодировать и декодирова
ть
информацию о них.
Подбор предметов с учѐтом какого
-
либо свойства, обозначение класса предметов
обобщающим словом затруднения не вызывали.
С
помощью блоков Дьенеша
и палочек
Кюизенера
дети овладели
знанием о
цвете, величине, форме и пространственных
орие
нтировках.
IV
.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Научно
-
методическая литература
1.
Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет.
сада.
–
2
-
е изд., дораб.
–
М.: Просвещение, 1991.
–
160 с.: ил.
2.
Векнер Л. М. Психические процессы
-
т. 2,
Мышление и интеллект
-
Л.: изд.
Ленингр. Ун
-
т им. А. А. Жданова,1976.
-
342с.
3.
Возрастные возможности усвоения знаний. / Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В.
Давыдова
-
М.: Изд. «Просвещение»,1966.
-
442с.
4.
Воспитателю о детской игре.: Пособие для воспитателей детс
кого сада/ Под ред.
Т. А. Марковой.
–
М.: Просвещение, 1982.
–
128 с., ил.
5.
Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь.
Проблемы психологического развития ребенка
-
М.: Изд. Акад. пед. Наук РСФСР,1956.
-
520с.
6.
Гринченко И. С. Игр
а в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.
Учебно
-
методическое пособие
–
М.: «ЦГЛ», 2002.
–
80 с.
7.
Детство: Программа развития и воспитания в детском саду/ В.И.Логинова, Т.И.
Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой,
Л.М.Гурович: Изд.
–
3
-
е, переработанное.
–
СПб.: Акцидент, 2002.
–
224с.
8.
Дурова Н. В., Новикова В. П. Ступеньки к познанию./ Худ. Ю. В. Богатова.
–
СПб.: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2003.
–
56 с.: ил.
9.
Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования
детской
личности. Принцип развития в психологии. М. 1978, с.243
-
267
10.
Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей
дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет.
c
ада/ Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И.
Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л
. А. Венгер, О. М. Дьяченко.
–
М.: Просвещение, 1989.
–
127 с.: ил.
11.
Касабуцкий Н.И., Скобелев Г.Н., Столяр А.А. Давайте поиграем:
Математические игры для детей 5
-
6 лет: Кн.для воспитателей детского сада и родителей/
под редакцией А.А.Столяра.
–
2
-
е изд.
–
М.: Просвещение; учебная литература, 1996.
–
112с.
12.
Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении
дошкольников с отклонниями в развитии: Пособие для учителя.
–
М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2001.
–
224 с.: ил.
13.
Коломенских Я
. Л., Панько Е. А. Детская психология., Мн. «Университетское»,
1988,
-
223с.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сявский детский сад «Колокольчик»
Нижегородская область, Шахунский район, пос. Сява
9
Воспитатель МДОУ Д/с
«Колокольчик»
Базанова Людмила Александровна
14.
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики, 4
-
е изд., М.: Изд. Москов. ун
-
та,1981.
-
584с.
15.
Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2т.
-
М., 1983
(Мышление: 79
-
92).
16.
Ло
гика и математика для дошкольников: Методическое пособие/ Авт.
-
сост.
Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая/ (библиотека програм
мы «Детство»).
–
СПб.: Акцидент
.
–
79с.
17.
Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей.
–
Ч.1: Смоленцева А.А., Пу
стовой О.В. Математика до школы. Ч.2.: Игры
-
головоломки/
сост. З.А.Михайлова, Э.Н. Иоффе; Худ.И.Н.Ржевцев,
-
СПб.: Акцидент, 1997.
–
176с.
18.
Мхайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Кн. Для
воспитателей детских садов.
–
2
-
е изд., дораб.
–
М.: Просвещение, 1990.
–
94с.
19.
Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного
возраста с отклонениями в развитии // Особенности развития и воспитания детей
дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л. П.
Носковой
-
М.,1984.
-
с.65
-
73
20.
Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с
детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для учителя.
–
2
-
е изд.,
перераб.
–
М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.
–
144 с.: ил.
21.
П
иаже Жан Избранные психологические труды. Психология интеллекта.
Генезис числа и ребенка. Логика и психология. (Пер. с фр. Предисл. В. А. Лекторского и
др., с.9
-
53)
-
М.: «Просвещение»,1969.
-
659с.
22.
Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника
-
М.: Педагогика,1997.
« Подготовка
детей к школе в семье», под. Ред. Марковой, Т. А, Сохина, Ф. А
.
-
М.: Педагогика,197с.
23.
Психологический словарь. / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф.
Ломова и др.; Науч.
-
исслед. ин
-
т общей и педагогической психологии. Акад. пед. на
ук
СССР.
–
М.: Педагогика, 1983
–
с. 200
-
201.
24.
Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / отв. Ред. Шорохова Е. В.
-
М.:
«Педагогика»,1973.
-
423с.
25.
Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для
воспитателей дет. сада.
–
М.: Просвещение, 1982.
–
96 с.
26.
Стребелева Е. А. Формирования мышления у детей с отклонениями в развитии:
Кн. для педагога
-
дефектолога.
–
М.: Гуманит. и
зд. центр ВЛАДОС, 2001.
–
184 с.: ил.
–
(Коррекционная педагогика).
27.
Талызина Н. Ф. Педагогическая психология
–
М.: Акцидент,2000.
28.
Юнг К. Г. Аналитическая психология: прошлое и настоящее / К. Г. Юнг, Э.
Сэмюэлс, В. Одайник, Дж. Хаббек; сост. В. В. Зеленски
й, А. М. Рудкевич
-
М:
Мартис,1995.
-
320с.
29.
Ярошевского.
-
Ростов н/Д.: Феникс, 1999.
-
C.211
-
212
.