Статья по теме Воспитание личности школьника через использование краеведческого материала
«Воспитание личности школьника
через использование краеведческого материала»
Автор: Томилова Анна Викторовна, учитель географии первой квалификационной категории МАОУ СОШ №22
У каждого человека есть на Земле такое место, где особо тепло. Это город, деревня, село, улица, дом и двор, ступеньки, ведущие к порогу, где впервые ощутил себя, откуда началась необъятная Родина. Воспитать бережное, трепетное отношение к родному краю, чувство гордости за свою малую Родину – одна из задач, поставленных перед современным учителем и перед новой школой в целом. Учитель призван через использование краеведческого материала во внеурочной деятельности, реализовывать принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе «Об образовании» и ФГОС.
В течение 3-х лет я веду краеведческий кружок «Люблю тебя, мой край родной», который посещают учащиеся 5-7 классов .
Цель: Приобщение ребенка к культурным, социальным и экономическим особенностям родного края, формирование основ нравственной позиции и чувства патриотизма.
Задачи:
обучающие: сформировать знания об истории родного города, географическом положении и климатических условиях Пермского края, его флоре и фауне, познакомить ребят с многонациональным составом населения, культурными учреждениями, историей возникновения и развития Малой Родины;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки; развивать умение думать, анализировать, исследовать, общаться.
воспитывающие: воспитывать патриотизм, чувство гражданской сопричастности ко всему происходящему, чувство преемственности трудовых и культурных традиций народа; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
В своей работе старалась использовать следующие методы:
-словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - способствовали обогащению теоретических знаний детей по истории, географии, литературе Пермского края;
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, схем, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
-практические методы: изготовление рисунков, плакатов, небольших проектов, презентаций, исследовательская деятельность. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умения детей работать в парах, в группах.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, использовала такие формы внеурочной деятельности как экскурсии, походы, игры, викторины, конкурсы, встречи с интересными людьми. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.
Содержание работы систематизировано по таким направлениям как:
История моей семьи, моя родословная.
Моя малая Родина: изучение истории школы, микрорайона, города, края.
Наши традиции.
Мы и природа.
Туристско- экскурсионная деятельность.
Изучая направление «История моей семьи», ребята получают знания об истории происхождения своих имен, обязанностях в семье, знакомятся с предметным миром, который их окружает, узнают историю вещей, хранящую память семьи. Ребята совместно с родителями оформляют работу на альбомных листах, где помещается детский рисунок или фотография памятной вещи, ее краткая история, события с ней связанные. С помощью родителей дети составляли родословную своей семьи, приносили фотографии, знакомили с семейными традициями, профессиями членов семьи, писали небольшие сочинения о родных людях, о семье. Сивков Кирилл работал над проектом «Династия семьи Сивковых». Итогом данной работы стало участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк».
(Слайд №3)
Изучение малой Родины начинается со знакомства с историей школы, микрорайона, города, края. Изучаем положение, климат, растительный и животный мир, реки, полезные ископаемые, символы города и края. Учимся работать с географической картой. Результатом работы по данному направлению является: создание презентаций «Растения Красной книги», «Животные Пермского края», решение и составление кроссвордов по темам: «Реки Пермского края», «Города Пермского края», проект «Гербы городов Пермского края», творческий проект «Прогулки по купеческому городу Кунгур». Принимали участие в краевом конкурсе творческих работ «Герб и флаг моей малой Родины» (Коновалова Полина, благодарность от губернатора Пермского края). Провели конкурс презентаций «Моя Родина- Пермский край».Новиков Кирилл работал над проектом «Героями не рождаются» и принимал участие в конкурсе презентаций лучшего опыта семейного воспитания (благодарственная грамота). (Слайд №4 и №5)
Большую роль в духовно-нравственном воспитании играет школьная комната Боевой Славы. Задача школьного музея – воспитание патриотизма, любви к Родине через историю своего края и судьбу конкретного человека, Героя Советского Союза Редкина Николая Васильевича, нашего земляка. Материалы музея находят практическое применение на уроках истории, литературы, географии. ( Слайд № 6,7,8)
Одна из активных форм изучения краеведения – экскурсии. Мы побывали в музее имени Коновалова, в палате Строгановых, неоднократно бывали в музее Уралкалия, (Слайд №9) Это не просто посещение, но и последующее обсуждение, викторины, рисунки. Побывали мы в городах Красновишерск, Чердынь, Пермь. (Слайд №10, 11)
Важное место в воспитании учащихся занимает туризм. Туризм помогает решать воспитательные и краеведческие задачи, задачи оздоровления и физического развития школьников. Он учит коллективизму, дружбе, товариществу, дисциплинированности, самостоятельности, инициативе, трудолюбию, взаимопомощи. Расширяет кругозор, является прекрасным средством познания природы. Каждый год ребята летом отправляются в походы по родному краю, где не просто отдыхают, но выполняют определенные задания, которые дают им преподаватели (Слайд №12, 13, 14,15)
В своей работе обращаю внимание на стимулирование самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Ребята становятся активными участниками интеллектуальных, творческих конкурсов, олимпиад, спортивных соревнований. В конце года проводим игры: «Азбука», «Люблю тебя, мой край, родной».
Академик Лихачёв говорил: «…Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла». Поэтому надо вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем.
Таким образом, изучение краеведческого материала является важным средством духовно-нравственного воспитания детей.