Инновационные подходы и авторские разработки по профилактике детских дорожно – транспортного травматизма
Инновационные подходы и авторские разработки по профилактике детских дорожно – транспортного травматизма
Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашего поселка быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной задачей.
Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов - детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности, и жить которым придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.
Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, раскрывается актуальность данного материала.
В связи с этим, я разработала авторскую работу кружковой работы в средней группе «Дорожная азбука» на 2015 – 2016 учебный год.
Цель: формирование навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи:
Образовательные: создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения.
Развивающие: развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения. Вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах.
Воспитательные: воспитывать в детях грамотных пешеходов.
А также в нашем детском саду разработаны перспективный план работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и перспективный план работы с родителями по профилактике ДДТТ на 2015 – 2016 учебный год.
Одним из новых средств обучения воспитанников правилам безопасности является лэпбук (тематическая папка) «Азбука безопасности», созданный совместно с детьми (Приложение 8). Мой лэпбук включает в себя стихи, загадки, физкультминутки, изображения дорожных знаков, картотеку подвижных и дидактических игр, раскраски дорожных знаков, дидактических игр «Собери светофор», «Светофор», «Назови дорожный знак», «На каких рисунках детей подстерегает опасность?», советы по безопасному поведению на улице. Лэпбук содержит кармашки, книжки - раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме Лэпбука.
Зачем нужен лэпбук?
Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится.
Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
Ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.
Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку.
Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Применение в работе вышеперечисленных подходов дает мне возможность комплексно решать поставленные задачи по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма. Аспекты «Ребенок - пешеход», «Ребенок – пассажир», «Ребенок – водитель транспортного средства (велосипеда, самоката, санок, роликовых коньков и др.) являются основой при построении работы ДОУ по ознакомлению дошкольников с Правилами дорожного движения.Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она не должна выноситься в самостоятельный раздел, а входить логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.