ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

Использование современных образовательных технологий в работе с одарёнными детьми

ВОРОНОВА И.В.

учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Киселевского городского округа «Лицей №1» г

Опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. В каждом классе всегда есть дети, которые выделяются более развитым интеллектом, чем у их сверстников, имеют способности к творчеству, могут классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Именно таких детей и называют одарёнными. Они с большим интересом ждут поступления в школу, но вскоре после начала занятий обнаруживается, что необычайность их умственных возможностей становится проблемой не только для семьи, но и для учителей. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе. Большинству учителей просто некогда заботиться об одарённом ребёнке, а иногда им даже мешают ученики с высоким уровнем умственного развития.
На данный момент можно выделить как минимум шесть типов интеллектуального поведения, которые в рамках разных исследовательских подходов соотносятся к проявлениям одаренности:
лица с высоким развитием «общего интеллекта» («сообразительные»);
лица с высоким уровнем академической успешности в виде показателей учебных достижений («блестящие ученики»);
лица с высоким уровнем развития творческих интеллектуальных способностей («креативы»);
лица с высокой успешностью в выполнении тех или иных реальных видов деятельности, имеющие большой объем предметно-специфических знаний, а также значительный практический опыт работы в соответствующей области («компетентные»);
лица с экстраординарными интеллектуальными достижениями, которые нашли свое воплощение в объективно значимых, в той или иной мере общепризнанных формах («талантливые»);
лица с экстраординарными интеллектуальными возможностями, связанными с анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни людей (“мудрые”).
Можно выделить три составные части одаренности, среди них:
интеллектуальные способности выше среднего уровня;
креативность;
высокая мотивационная включенность в задачу (значительный уровень интереса, энтузиазма, настойчивости и терпения в решении тех или иных проблем, выносливость в работе и т.д.).
Одаренность, говоря условно, – это “место пересечения” трех указанных факторов.
Одаренный ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности.
Из такого понимания одаренности, подразумевающей не только актуальную, но и потенциальную возможность достижения более высоких результатов, фактически следует, что одаренных детей необходимо учить по-другому, по программам, которые могут обеспечить раскрытие их индивидуальности.
Ключевым моментом обучения одарённых детей являются инновационные технологии, которые я стараюсь использовать в своей работе.
В современном мире одним из важнейших средств образовательной деятельности и развития детской одарённости выступают информационные технологии. Практика показывает, что компьютерные технологии, при условии корректности применения, обладают большими потенциальными возможностями в деле развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка. На своих уроках я, практически ежедневно, использую мультимедийное оборудование в целях интенсификации обучения, расширения возможности подачи нового материала и вариативности видов учебной деятельности. Данная технология позволяет расширить сферу самостоятельной, в том числе исследовательской, деятельности учащихся как средства развития одаренности.
Проектная технология. Этот комплексный метод обучения позволяет строить учебный процесс, исходя из интересов учащихся, даёт возможность учащимся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми", готовыми к применению. В основе технологии проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие мышления.
Преимущества проектной технологии неоспоримы:
Успешный самостоятельный поиск является показателем глубокого творческого развития личности одарённого ребёнка.
Выявляется уровень личностного отношения ребенка к труду.
Проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы.
Ярко проявляется инициатива и самостоятельность, происходит их становление как одарённых личностей, способных активно действовать в современной жизни.
Групповые проекты позволяют формировать коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству и взаимодействию, которые наиболее востребованы на современном рынке труда и необходимы в любых сферах деятельности.
С учащимися класса мы разрабатываем коллективный проект «Лицей – мой дом», целью которого является создание зоны релаксации. Инициаторами данного проекта выступили именно одарённые дети класса, подключив родителей, они пока накапливают теоретический материал из различных источников: интернета, книг, журналов.
Игровые технологии. Часто одарённые дети теряют интерес к обучению в силу своих особенностей мыслительной деятельности, когда им уже всё понятно, а классу приходится ещё и ещё раз повторять изученное. Вот здесь на помощь приходят игровые технологии, которые увлекают «скучающих» одарённых. При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средство для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Учитывая возрастные особенности учащихся начальных классов, о преимуществах данной технологии говорить, думается, и не нужно.
Технология сотрудничества. В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение одарённых детей осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда одарённый ребёнок может стать ведущим в своей группе, может учить других. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:
Развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти.
Актуализируются полученные опыт и знания, возможно, с передачей их другим ученикам.
Развиваются организаторские способности.
Повышается ответственность за результат коллективной работы.
Совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала.
Данную технологию я успешно использую на уроках окружающего мира, литературного чтения, технологии, когда необходимо выполнить коллективное задание: подготовить рассказ на тему, сочинить сказку, изготовить поделку с элементами творчества.

Дифференцированный подход к обучению. Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся. Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности – раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны – во внимание принимается индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области, что как нельзя кстати соответствует всем требованиям работы с одарёнными детьми. Применение этой технологии возможно практически на любом предмете начального звена.
Использование межпредметных связей даёт большую возможность работы с одарёнными детьми, но при важном условии, что сам педагог должен быть высокого интеллектуального уровня и креативного мышления. В своей практике я эффективно реализую межпредметные связи школьных предметов при комплексном подходе к обучению, что создаёт благоприятные условия для последовательного развития каждым школьником всех необходимых умений и навыков. Всё это даёт возможность:
Осуществлению образовательной деятельности в соответствии с познавательными потребностями детей, а не по заранее разработанной логической схеме.
Сочетанию уровня развития продуктивного мышления с навыками его практического использования; максимального расширения круга интересов.
Доминированию собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний.
Ориентацию на интеллектуальную инициативу.
Максимально глубокую проработку изучаемой темы.
Высокую самостоятельность учебной деятельности, формирование способности к критичности и лояльности в оценке идей, ориентации на соревновательность, актуализации лидерских возможностей.
Информационное обогащение среды.
Гибкость в использовании времени, средств, материалов; сочетание индивидуальной учебной и исследовательской деятельности с её коллективными формами.
Важный фактор развития детской одаренности формы организации учебной деятельности. Основной формой, как фактор развития детской одаренности, должна стать исследовательская деятельность детей как индивидуальная, так и коллективная. Здесь важно, чтобы для каждого ребёнка должна была разработана индивидуальная программа. Ребята моего класса занимаются исследовательской деятельностью ни один год. Вот некоторые темы исследований: «Какой бывает вода», «Мобильные телефоны: польза или вред», «А вас как зовут?», с которыми они выступают на научно-практических конференциях.
Таким образом, работа с одаренными детьми в условиях современного образовательного процесса, представляет собой выбор между «учить» или «развивать»? Думается, однако, что наиболее разумным будет компромиссный вариант ее решения, учитывающий сильные стороны обеих научных подходов - учить, но в особых формах; развивать, определенным образом обучая, и именно вышеозначенные технологии помогут положительно решить эту проблему.

15