Сборник интеллектуальных игр на занятиях в ГПД. Воспитание интеллектуального лидера.
Интеллектуальные игры.
Воспитание интеллектуального лидера.
“Интеллект подобен горящему светильнику, которому воображение, наподобие масла, доставляет материю для горения; а разум подобен пламени, которое на тысячу ладов озаряет выхваченные им предметы и словно в тонком трепетании рассеивает вокруг себя светоносные лучи”. (Я.А.Коменский)
Цель: Стимулировать дальнейшее общее культурное, коммуникативное развитие.
Задачи:
Расширить эрудицию, увеличить знания.
Учить прослеживать связи между предметами, событиями, явлениями.
Учить управлять процессом мышления.
Развивать навыки самостоятельного, оригинального решения проблемы.
Модель занятий.
1. Разминка. Цель: способствовать подготовке памяти, актуализация полученных ранее знаний, создание благоприятного эмоционального фона.
На этом этапе преобладают репродуктивные задачи, но доля репродукции успешно снижается за счёт ограничения времени на ответ, применение “обманных” заданий, чередования вопросов из разных областей знания, что помогает развитию у детей способности быстро переключать внимание с одной деятельности на другую.
2. Развитие психических механизмов. Цель: формирование и усовершенствование на основе специально разработанных логически- поисковых задач, ввода рациональных приёмов (в том числе и алгоритмов), ориентированных на организацию управляемой деятельности учащихся.
3. Решение частично-поисковых задач разного уровня. П.Я.Гальперин инсайт (озарение), присущий открытиям, - это свёрнутый алгоритм и интеллектуальное творчество проявляется в умении человека в нужный момент “достать” из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения. Цель данного этапа и выражает именно такой подход к проблеме.
4. Решение творческих задач. Цель: применить неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний. Решение задач повышенной трудности интегративного характера.
Задания с ограниченным временем на выполнение (разминка)
Они идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний. Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключатся с одного вида деятельности на другой. Все эти навыки в совокупности войдут в структуру заданий творческого, интеллектуального развития, которые могут быть как на уроках, так и на факультативных занятиях по разным учебным дисциплинам. Задания подбираются в соответствии с уровнем знаний и умений учащихся.
Какой сегодня день недели? А что было вчера? Какое число будет через 3 дня?
Какая буква в русском алфавите стоит после “Ц”, а в английском перед N? Какая последняя буква алфавита?
Название этого месяца заканчивается на “Т”. Какой он по счёту в году?
Назовите на слух общий звук в словах: блок, стол, крыло, мост; дар, мера, аист, жар.
По названию страны определите столицу и наоборот: Париж, Япония, Москва, Вашингтон, Италия?
Кто автор “Золушки” ? “Трёх мушкетёров”? “Маугли”?
Разделите двенадцать пополам, чтобы получилось семь. (XII)
Репродуктивные задания и упражнения, ориентированные на развитие психических механизмов.
1. В шестнадцати клетках каждой таблицы записаны в разнобой числа от 1 до 20. Это означает, что какие-то 4 числа в каждой таблице пропущены. Без помощи ручки и карандаша, только глазами проследите все числа и назовите недостающие.
1
16
8
13
12
9
19
2
20
4
14
18
7
15
10
5
2
11
3
8
20
6
14
16
18
17
7
5
10
4
15
13
В таблице 1 отсутствуют числа: 3, 6, 11, 17
В таблице 2: 1, 9, 12, 19
Опыт показал, что такой психологический тест направлен на выявление при систематическом использовании на развитие внимания, быстроты реакции, умение соотносить пространственные величины, может быть с успехом применен и как тренировочное упражнение с определенными дидактическими нагрузками:
В первом классе для проверки и закрепления счета от 1 до 20.
На уроках русского языка с разными дидактическими целями, в том числе с целью формирования орфографических умений
На уроках литературы можно предложить выписать отсутствующие числительные и вспомнить название литературных произведений, в которые они входят.
2. Задания с отсроченным вопросом. Их сущность заключается в том, что сущность задания как бы изначально ориентирует ученика на уже привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Подобная ситуация создается в том случае, когда вопрос на который должен ответить ученик оказывается для него неожиданным.
Пример: Сейчас мы проверим вашу слуховую память и узнаем какой у вас характер. Я громко и медленно назову 6 чисел. Ваша задача выслушать меня внимательно и записать эти числа в том же порядке. 5, 12, 10, 3, 8, 2. А теперь послушайте следующий ряд чисел, (учитель называет уже не 6, а больше чисел - 12): 3, 21,15, 48, 6, 10, 11, 16, 4, 5, 19, 9. Назовите лишь 2 числа данного ряда - самое большое и самое маленькое.
Бывает так, что после увеличения (без предварительной установки) ряда чисел в классе начинается замешательство: дни учащиеся теряют терпение, другие присутствие духа, третьи вовсе перестают слушать. Учитель тогда должен сказать: “Почему некоторые из вас оказались в замешательстве и перестали слушать? Кто из вас растерялся, недооценив свои силы? Понимаю, что некоторым стало не по себе, так как в самом начале вы не заметили подвоха”.
Как правило, на первых занятиях многие ученики испытывают психологический дискомфорт и просят повторить задание еще раз, и только позже, потренировавшись, привыкают к заданиям такого типа, приучаются быть всегда начеку, концентрируя внимание и память в нужном направлении.
3. Интегративные задания. Они рассчитаны на интеграцию различных репродуктивных уровней знания и ценны тем, что позволяют в короткий срок выявить интересы учащихся. Интегративность вопросов (чередование их из различных учебных дисциплин и объединение в одном задании разных областей знаний) являются логическим выражением реализации межпредметных связей в обучении. Именно они наиболее эффективно решают задачу уточнения и обогащения конкретных представлений учащихся об окружающей действительности (человеке, природе и обществе). Следовательно, интегрируя, мы работаем над сквозными понятиями, которые являются объектом изучения разных наук. Усваивая их на одном уроке, ученик углубляет свои знания об их признаках, обобщает их, устанавливает причинно - следственные связи. Пример: Вместо вопроса: “Вашингтон - столица какой страны?” вопрос: “Сколько слов в официальном названии страны, столица которой Вашингтон?”
Решение частично-поисковых задач разного уровня.
Содержит задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.
Найдите способ, которым можно нарисовать данную фигуру, не отрывая руки от бумаги и не проводя дважды линии:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Сколько треугольников и четырехугольников можно найти на этом рисунке? Как вы получили ответ?
Помимо ответа на вопрос поисковой задачи, рекомендуется давать задания на выяснение способа ее решения, то есть системы логических операций, применяемых при решении. Особое место следует отводить подбору таких заданий, которые имеют внешнее сходство при разных содержаниях и способах решения. Например: 1ОЧКА, 1БОР, Ш1А, Ф1А, 2Д, ПО2Л (Одиночка, разбор, школа, фраза, парад, подвал)
Сколькими способами можно разделить квадрат на 4 равные части? Покажите все варианты.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Эти задания рассчитаны на мыслительную деятельность логического уровня.
Посмотрите на это выражение 9+8=5. С точки зрения математики, это полный абсурд. Но все же подумайте и попытайтесь догадаться, в какой ситуации оно будет верно. (Возможно “на языке часов”)
Решение творческих задач.
Развивающий канон - это упражнение , элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из 6 элементов, соединенных между собой логически ассоциативными или иными связями. [А.В.Попов].
Развивающий канон можно строить как на базе конкретного предмета школьного курса, так и на интегрированном материале.
Из области русского языка:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Ответ: 2 (количество букв в приставке)
Из геометрии:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Ответ: “т” (80 - острый угол, 90 - прямой, 100 - тупой).
Из литературы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Ответ: “ш” (название литературных произведений - “Серая Шейка”, “Белый клык”, “Красная Шапочка”).
Особый интерес представляют развивающие каноны в связи с тем, что их решение осложняется трудностью понимания, в какой области знания следует искать ответ. Рассмотрим 2 внешне очень похожих задания:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Первое задание связано с геометрией и обозначает количество сторон соответствующей фигуры, а второе с русским языком, где цифра - порядковый номер буквы “р” в данном слове.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Презентация)
Приложение 2:
Интеллектуальная игра.
Визитная карточка. Самопрезентация.
Номинация « Эрудит».
Номинация «Фантазёры» Школа будущего.
Номинация «Я воспитанный»
Номинация «Пантомима» Изобрази без слов предмет.
Номинация «Знатоки слова».
7 Брейн – ринг.
Номинация « Эрудит».
Составь анаграммы. Анаграммы – это новые слова, которые получаются путём перестановки букв какого-нибудь слова.
БОКАЛ – КОЛБА
КАРАТ- КАРТА
МЕТРИКА-МАТЕРИК
КОРШУН – ШНУРОК
Из каждой строки выбери лишь те буквы, которые не повторяются, и составьте из них пожелание.
АОБООУАДА – Б, У,Д.
ИПЬРТПЕИР - Ь Т Е
ЭПВФЭСФПЕ – ВЕС
ВЮЛГВДЛАЮ – ГДА
ЖЗСУУЧЖАЗ – С Ч А
ОАСАОТАЛО – С Т Л
ГЦИДВГЦЫД – И В Ы
Убери две спички так, чтобы осталось четыре равных квадрата.
Вставь в скобки слово из двух букв и прочитай два новых слова.
МАЙ ( ОР ) ГАН – МАЙОР, ОРГАН.
ПАР ( ) ЛУГА - ПАРУС, УСЛУГА
ПАЛ ( ) ТРА -ПАЛАС , УСЛУГА
Расшифруй ребус.
РОМ СТ.
ИП
Брейн – ринг
Географическая викторина.
- Столица Японии. ( Токио)
-Эти горы делят Россию на западную и восточную часть. ( Уральские горы)
-Самая высокая гора мира. (Эверест)
- Названия каких российских городов говорят о том, что они стоят на реке.
-Сколько океанов на Земле. ( Четыре).
- На каком материке нет рек. (Антарктида)
- Откуда к европейцам пришли кукуруза, фасоль, картофель. (Америка)
- Какая часть света омывается водами всех четырёх океанов ( Евразия)
- Всюду ли бывает так, что чем южнее, тем теплее, а чем севернее, тем холоднее.( Ю. п)
- А.С. Пушкин писал:
Надо мной в лазури ясной
Светит звёздочка одна.
Справа – запад тёмно – красный,
Слева – бледная луна.
К какой стороне горизонта был обращен взор поэта. ( К югу)
- Линии на карте: меридианы и (параллели)
- Уменьшенная модель земного шара. (Глобус.)
- Город, в котором находится Ватикан. (Рим)
- Птица, название которой состоит из союза и великой русской реки. (Иволга)
- Остров, называющий себя одеждой. ( Ямайка)
Литературная викторина.
Какой персонаж говорит эти слова: «Ты всё пела – это дело, так поди же попляши»?
(Муравей из басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей. )
-Как в известной сказке звали соседку мальчика, которому в сердце попал осколок льда? ( Герда.)
-Какой псевдоним был самым известным у Аркадия Голикова. (Гайдар.)
-Какой самый известный персонаж произведений Николая Носова. (Незнайка)
-Что за самоуверенный толстячок жил на крыше? (Карлсон.)
-В чём медведь тащил Машу и пирожки? (В коробе.)
- Сказочный долгоносик.(Буратино.)
-Воевода, Дед, Красный нос-это(Мороз.)
-Кто «бродит по цепи кругом»? (Кот учёный.)
-Буратино проткнул носом нарисованный(Очаг.)
-Из каких произведений А. С. Пушкина эти строки?
Люблю я пышные природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса. (Осень.)
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя. (Зимний вечер.)
-Было у мельника три сына, и оставил он им, умирая, всего только мельницу, осла и кота.(Кот в сапогах Шарль Перро.)
Каким литературным героям принадлежат эти вещи?
- Малярная кисть и дохлая кошка. (Тому Сойеру.)
-Хороший ,умный и сильный осёл. (Мельнику из «Бременских музыкантов.»
-Пара сапог, чтобы легче было ходить по лесу. (Коту в сапогах.)
-Чудесные хрустальные туфельки, какие и не снились ни одной девушке. (Золушка.)
-Какие известные вам литературные герои могли бы дать такие телеграммы?
-На Жигули не хватило денег. Купил печку.
-Пиявок в аптеке не принимают: нет банок с водой. (Дуреман.)
-Зачем прислали яйцо, из которого цыплёнок не может вылупиться.(Курочка Ряба.)
Быстрота реакции.
Постельная принадлежность, которую каждый тянет на себя. (Одеяло.)
-Он никогда и никого не обижал на свете, чего же плачут от него и взрослые и дети? (Лук)
-Делу - время, потехе -
-Молочный продукт иногда с фруктовыми добавками(Йогурт).
-Рубль, доллар, франк- это.. (Деньги)
-Этот человек чаще всего живёт в Индии, умеет ходить по битому стеклу, и спать на гвоздях. (Йог).
-Это единственная гласная, с которой не начинается ни одного слова в русском языке
--Этот камень раньше был смолой, а сейчас его называют «слёзы Балтийского моря».
-Меня спроси, как я тружусь,- вокруг оси своей кручусь(Юла).
- Сколько нужно букв «Г», чтобы получилась большая куча сена? (Стог)
- Из неё можно испечь пироги и блины (мука).
- Место, где живут канарейки и попугаи в неволе .(Канарейка).
-Сумчатый попрыгун. (Кенгуру).
-Дикий родственник свиньи.(Кабан)
-Очень приятный запах. (аромат).
-С неба звездой, на ладошку – водой(Снежинка).
-Драгоценный металл, над которым злой Кащей чахнет.
Номинация «Пантомима» Изобрази без слов предмет.
Изобразите: обезьянку, стоящую на задних лапах.
Изобразите: мелодию прошелестев бумагой.
Изобразите: Медведя стоящего на задних лапах.
Изобразите: Утюг.
Расскажите народную сказку с учётом изменившегося характера главного героя. Представьте, что Машенька («Машенька и медведь»)- глупая и слёзообильная».
Расскажите народную сказку с учётом изменившегося характера главного героя. Представьте, что «Курочка Ряба –капризная и высокомерная».
Выполните мелодию, процокав языком.
Выполните звуковое подражание «Гонки на мотоциклах».
Выполните звуковое подражание «На морском берегу».
Выполните мелодию прокашляв.
Выполните звуковое подражание «На морском берегу»
13PAGE 15
13PAGE 14215
Заголовок 115