Этикет. Решение проблемных игровых ситуаций с детьми 5-7 дет
ЭТИКЕТ
для дошкольников старшего возраста.
Решение проблемных игровых ситуаций детьми.
Отяшкина Валентина Павловна,
-7048597790 высшей
квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад № 363»
г. Перми
Цель: Формировать способы социального поведения дошкольников в различных ситуациях, через решение поведенческих проблемных игровых ситуаций,
Задачи:
Учить детей правильному поведению в социуме.
Развивать способности к самооценке, саморегуляции поведения и деятельности.
Формирование связной речи
Воспитывать положительные качества: вежливость, тактичность, милосердие, доброту.
На сегодняшний день проблема нравственного воспитания, считается одной из основных проблем в нашем обществе. Отсутствие умения общаться, навыков поведения в обществе, за столом, получаемых в детстве, впоследствии вселяет в человека неуверенность в себе, боязнь сделать что-нибудь не так. В результате теряется естественность в поведении, занижается самооценка человека. А это в дальнейшем мешает человеку быть успешным в жизни.
Решить эту проблему можно – уже с раннего детства необходимо терпеливо и доброжелательно обучать ребенка правилам поведения в обществе. Чтобы подготовить ребёнка к взрослой жизни, научить нормам морали, понимать логику определённых правил и взаимоотношений, адекватному поведению в общении с различными людьми, привить знания и навыки, необходимые на протяжении всей жизни.
Таким образом, актуальность такого вопроса как этикет для детей дошкольного возраста вытекает из потребности современного общества в развитии поведенческой культуры человека
Этикет для детей не является формальным заучиванием каких-либо стандартных правил, принятых во взрослом обществе. В первую очередь, это игровая деятельность ребёнка в которой он познаёт правила этикета.
Для решения поставленных задач мною была создана программа «Правила хорошего тона для дошколят», из которой, вашему вниманию предлагается раздел: «Общение и взаимоотношения людей», в этом разделе имеются проблемные игровые ситуации. Дети разыгрывают предложенные проблемные ситуации, активно вступают в диалог, находят своё решение, и объясняют его.
Раздел. «Общение и взаимоотношения людей»
Содержание раздела Форма проведения Предметная среда Цель.
“Правила хорошего тона”.
Обращение –одна из форм речевого этикета. Зависимость обращения людей друг другу, независимо от возраста, пола, социального положения. Формы обращения. Занятия, беседы, экскурсии, викторины, анкеты, игры на развитие коммуникативных умений. Карточки с этикетными формулами, таблицы по этикету, слайды.
Проблемные ситуации. Формировать у детей навык культурного обращения друг другу.
“В мире вежливости”. Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Вежливая просьба в различных ситуациях. Искусство ведения разговора. Роль общения в жизни людей.
Занятия, беседы, экскурсии, викторины, инсценировки ситуаций по теме. Карточки с этикетными формулами, видеофильмы, слайды по этикету.
Проблемные ситуации.
Воспитывать культуру этикета в общении с людьми.
«Эмоции и чувства»
Какие чувства и эмоции присуще человеку.
В какой форме они проявляются. Инсценировки,
круглый стол, викторина, игровые действия. Карточки с вопросами, иллюстрации по этикету, решение проблемных ситуаций. Дать знания об эмоциональной сфере человека и умению владеть своим поведением.
“Беседа по телефону”.
Телефон в нашей жизни. Номера телефонов, которые должен знать каждый (01, 02, 03), ситуации обращения, данные, которые необходимо сообщить. Построение разговора по телефону. Занятия, беседы, инсценировка ситуации по теме, викторина, игры по теме, конкурсы. Видеозаписи, аудиозаписи, слайды по построению разговора по телефону. Карточки с заданьем. Проблемные ситуации. Формирование у детей навыков общения по телефону.
18415320040Проблемные ситуации:
Мама утром разбудила тебя вовремя, но ты очень долго просыпался и вновь опоздал на зарядку в детский сад.
Что ты скажешь маме и воспитательнице? Каким тоном. Разыграй эту ситуацию.
Твой друг оскорбил тебя словом, сказав, что то плохое. Что ты ему скажешь и каким тоном?
Один мальчик у тебя на глазах обрывает лапки у насекомого.
Как ты поступишь, что ты ему скажешь, каким тоном?
Разыграй ситуацию.
У тебя в гостях случайно девочка пролила компот на скатерть.
Что ты станешь делать? Разыграем эту ситуацию.
Ты видел, что твой сверстник вытер свои грязные руки чужим полотенцем. Твои действия?
Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись.
Кто из них должен уступить дорогу другому, если одному мальчику 10 лет, а другому 8лет.
Так получилось, что на твой день рождения тебе вручили три одинаковых подарка. Как ты отреагируешь на это, что скажешь гостям, каким тоном? Изобрази это.
Одна девочка обозвала тебя плохими словами, твой друг её толкнул, заступаясь за тебя. Твои действия в этой ситуации? Разыграй эту ситуацию.
Во время игры твой товарищ наткнулся на тебя, и ты упал, ушибся.
Как ты поступишь, что скажешь? А теперь представь, что по твоей вине ушибся ребёнок. Твои действия, изобрази.
На твоих глазах кто- то сломал ветку дерева, наигравшись ею, бросает на землю. Что ты сделаешь в этом случае? Расскажи.
Дети должны усвоить, что быть культурным нужно всегда, а не по определенным дням или с определенными людьми.
Благодаря специально разработанным, играм и упражнениям у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, к сверстникам и взрослым.
Этот материал может использоваться воспитателями непосредственно в образовательной деятельности и родителями в повседневной жизни.
Литература.
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: Мозаика - Синтез, 2015.
Богуславская, Н. Е. Веселый этикет / Н.Е.Богуславская, Н. А. Купина. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 2002.
Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками/ С.О.Николаева. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2004.
Вольф И.Т. “Современный этикет”. М., 1997.
Лихачёва Л.С. “Уроки этикета”. - Екатеринбург, 1996.
Вендербильт Э.К. “Культура поведения, этикет, мораль”. - М., 1998.