Статья Организация научно-исследовательской деятельности при подготовке экологических проектов
Статья «Организация научно-исследовательской деятельности студентов при подготовке экологических проектов»
Автор: преподаватель Высотина Ольга Анатольевна
В концепции Федеральных государственных стандартов нового поколения большая роль отводится результатам образования, индивидуальной траектории развития личности. Основной целью профессионального образования является подготовка компетентностного и конкурентоспособного выпускника через внедрение эффективных образовательных технологий. В своей практике применяю личностно-ориентированные технологии, которые включают обучение в сотрудничестве,методпроектов, разноуровневое обучение, групповые технологии, которые доказали свою эффективность на протяжении многих лет и в разных странах. Хотелось бы остановиться на методе проектов, который позволяет на учебных занятиях по дисциплинам «Геология», «Экология», «Экологические основы природопользования»и во внеурочное время на занятиях геологического кружка проводить исследования, на основании которых зарождаются новые технические и экологические проекты, с которыми студенты выступают на общетехникумовских, районных, областных и всероссийских конференциях и конкурсах, это безусловно формирует их общие и профессиональные компетенции, которые будут необходимы в профессиональной деятельности.Метод проектов предполагает строить обучение на активной основе, в ходе практической деятельности студента, в которой он должен быть заинтересован. Метод проектов развивает познавательные навыки обучаемых, критическое и творческое мышление, умение конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Преподаватель выполняет функцию консультанта, который подскажет, где искать информацию. В системе провожу интегрированные уроки, уроки-конференции, уроки –путешествия, на которых студенты в малых группах создают проекты, выполняют групповые задания в гетерогенных группах, затем выступают перед аудиторией, формируют общие компетенции,которые пригодятся при защите курсового и дипломного проектирования.
Важной особенностью проектного метода является создание определенного продукта, например проекта.7 основных этапов работы над проектом:
Организационно-установочный
Выбор и обслуживание главной идеи, целей и задач.
Обслуживание методических аспектов и организация работы студентов.
Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп студентов, подбор необходимых материалов.
Работа над проектом.
Подведение итогов, оформление результатов.
Презентация проекта.
При работе над проектом одним из главных условий является мотивация обучающегося. Высокий уровень мотивации в деятельности - залог успешной работы над проектом. К исследовательской деятельности обучающиеся приобщаются с начала изучения экологии, науки очень интересной и познавательной, которую невозможно изучать без определённых навыков исследований при изучении окружающей среды и особо охраняемых природных территорий. В группе появляются студенты, которые хотят более углублённо изучить определённую тему, которая их интересует, именно здесь и формируется устойчивая мотивация к исследованиям, которые можно реализовать в работе факультатива или экологического кружка ( на этом этапе формируется идея написания проекта по определённой теме), провести организационную подготовку к полевым исследованиям, а после получения результатов провести их обобщение и систематизацию, подготовить презентации для выступления на конференциях и конкурсах. В полевых условиях студенты проводят следующие исследования: отбирают и определяют физические свойства и химический состав воды в бассейне реки Витим, выявляют результатов источники загрязнения, отбирают образцы горных пород, определяют структуры и текстуры, делают замеры элементов залегания слоёв горных пород.
В камеральных условиях составляют карты фактического материала, таблицы, диаграммы для проведения сравнительного анализа, обобщения исследований.Результатами этих исследований стали проекты: «Влияние Мамаканской ГЭС на микроклимат Бодайбинского района», «Влияние разработки россыпных месторождений золота на экологию Бодайбинского района», «Источники загрязнения реки Бодайбо», «Экологические проблемы озера Орон» В 2013-2014 годах наши студенты успешно выступили на учебно-практических конференциях: «Молодёжь 21 века в решении проблем современности», районной экологической конференции «Экологические проблемы Бодайбинского района и пути их решения», принимаем активное участие в экологических конкурсах «Марш парков». 2017 год стал годом экологии в России и студенты под моим руководством успешно выступили на районной экологической конференции в марте 2017 года.
Гулякова Т. Защищает проект на экологической конференции 1.03.2017 г.
В 2015 году в техникуме под руководством преподавателя Высотиной О.А. был создан волонтёрский экологический лагерь «Аквамарин», студенты летом выехали в государственный заповедник «Витимский» с целью проведения исследований геологических объектов, очистки экологических троп, оформления мини-музея на кардоне «Амалык», затем на основе проведенных исследований будут созданы проекты, с которыми студенты будут выступать на научно-практических конференциях различного уровня.Навыки, полученные в процессе исследований, помогут будущим геологам, маркшейдерам и горнякам в их профессиональной деятельности, потому что их деятельность тесно связана с охраной окружающей среды.
Список литературы
1.В.С.Безрукова «Педагогика» Ростов - на -Дону «Феникс»2013.-375с.
2.Т.П.Лакоценина «Современный урок» издательство «Учитель»2008.-248с.
3.М.М.Поташник «Требования к современному уроку»методическое пособие. Центр педагогического образования Москва, 2011.-271с.