Статья Тема: «Реализация компетентностного подхода в деятельности учителя физической культуры».


Статья
Тема:
«Реализация компетентностного подхода в деятельности учителя физической культуры».
Учитель физической культуры ГБОУ КШИ №9
Иванова Лариса Владимировна.
Главная проблема существующей системы образования заключается в ее неэффективности. Это ощущается всеми участниками образовательного процесса.
Учителя говорят, что изменились дети, и учить стало труднее. Ученики говорят, что не испытывают интереса к школьному учению.
Неэффективность проявляется в том, что не видно результата, значимого вне самой системы образования. Образование замкнулось само на себя.
В настоящее время во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества происходит изменение ценностных ориентаций, обусловленное сменой цивилизаций на рубеже XX -XXI веков, что требует нового подхода к формированию будущего профессионала. Отличительные для нашего времени изменения в характере образования все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Происходящие в мире и в нашей стране изменения в области педагогических целей вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата. В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-новеденческого феномена как результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих и выступило понятие «компетенция/компетентность». Это означает формирование новой парадигмы результата образования, рассмотрение истории становления которой предлагается.
Доктор педагогических наук Бермус А.Г. в статье «Компетентностный подход в современном образовании представляет собой проблему». раскрывает вопросы, связанные с условиями реализации компетентностного подхода в условиях российского образования. Он выделил две противоположные точки зрения на сущность этих понятий. Одна из них, представлена М.Е. Бершадским: "понятие компетентности не содержит каких-либо принципиально новых компонентов, не входящих в объём понятия "умение"; поэтому все разговоры о компетентности и компетенции: представляются несколько искусственными, призванными скрыть старые проблемы под новой одеждой". Прямо противоположная точка зрения базируется на вполне интуитивном представлении о том, что именно компетентностный подход во всех своих смыслах и аспектах наиболее глубоко отражает основные аспекты процесса модернизации.
Именно в рамках этой "прогрессистской" установки делаются утверждения:
- компетентностный подход дает ответы на запросы производственной сферы; компетентностный подход - проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность;
- компетентностный подход как обобщенное условие способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций;
- компетентность представляется радикальным средством модернизации;
- компетентность характеризуется возможностью переноса способности в условия, отличные от тех, в которых эта компетентность изначально возникла;
- компетентность определяется, как "готовность специалиста включиться в определенную деятельность" или как атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности.
Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результаты образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.
Компетентностный подход - это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования.
С одной стороны, вполне очевидно, что современная экономика ориентирована на кадры, которые намного превосходят показатели образования большинства выпускников как средней, так и высшей школы. Очевидно и то, что более значимыми и эффективными для успешной профессиональной деятельности являются не разрозненные знания, но обобщенные умения, проявляющиеся в умении решать жизненные и профессиональные проблемы, способности к иноязычному общению, подготовка в области информационных технологий.
В ходе разработки современными авторами концепции компетентностного подхода выявились определенные противоречия - общие подходы к компетенции разработаны, а применение компетентностного подхода в предметных областях еще мало изучено. Видимо, обозначенное выше противоречие и явилось внутренним лейтмотивом многочисленных обсуждений компетентностного подхода, состоявшихся в 2002 году. Значимость этих событий определяется тем, что именно тогда была, по сути дела, сформулирована современная модель компетентностного подхода как с точки зрения используемых идей и представлений, так и с точки зрения актуализации альтернативных подходов, внутренних противоречий и проблем.
Компетентностный подход в образовательном процессе по физической культуре. Наиболее приемлема точка зрения на компетентностную модель доктора педагогических наук Андрея Викторовича Хуторского.
Таблица 1
Хуторской А.В.
доктор
пед.наук,
академик
Международной
педагогической
академии Компетентность Компетенция
владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним
Критерии определения компетентности и компетенции учителя
Первыми шагами в формировании компетентностей учителя, по мнению специалистов, являются обучение "жизненным навыкам" (справляться со своими личными проблемами, со стрессами; управлять своим временем; читать инструкции, соблюдать правила; оформлять деловую документацию) и "надпредметным умениям" (обрабатывать и систематизировать текстовую и числовую информацию; быть инициативным, предлагать нестандартное решение, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения). Формирование перечисленных компетентностей происходит на теоретическом уровне, но основная их часть формируется на практике.
В соответствии с современными тенденциями образования к общепедагогическим компетентностям относят следующие:
повышать свою квалификацию или полностью переучиваться;
быстро оценивать ситуацию и свои возможности; самостоятельно учиться;
принимать решения и нести за них ответственность;
адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;
нарабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их оптимизации.
В педагогической литературе существует много различных авторских позиций по поводу структуры профессиональной компетентности педагога. Наиболее простым представляется подход Г.М. Коджаспировой, которая компетентность педагога представляет в виде групп педагогических умений, которыми должен овладеть учитель.
Такой подход не представляется целесообразным, т.к. считается, что нет необходимости сужать понятие «компетентность» только до умения.
Остановимся детальнее на ключевых компетенциях учителя. Хуторской А.В. выделяет группу ключевых образовательных компетенций.
1)Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями учителя, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения учителя в ситуациях учебной или иной деятельности.
2)Общекультурная компетенция - круг вопросов, в которых учитель должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.
3)Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций учителя в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
4)Информационная компетенция. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности учителя с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
5)Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
6)Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.
7)Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.
Выделяют четыре аспекта реализации компетентностного подхода в образовании:
- ключевые компетентности
- обобщенные предметные умения
- прикладные предметные умения
- жизненные навыки.
I - формирование ключевых компетентностей надпредметного характера (педагогические техники и технологии формирования умений понимания текстов, обработки информации разного рода, действий в группе)
II- формирование обобщенных предметных умений. Тенденция - универсализация содержания образования
III- реализация прикладных предметных умений. Для обеспечения «отдаленного эффекта» школьного образования, все, что изучается, должно быть приложимо, включено в процесс употребления, использования. Эта идея деятельностного характера содержания образования (необходимо овладеть различными способами, а не знаниями о способах). Идея прикладности касается адекватности содержания образования современным направлениям развития экономики, науки, общественной жизни.
IV - реализация овладения «жизненными навыками». Под этим понимается разнообразный спектр простых умений, которыми современные люди пользуются и в жизни и на работе. Часто эти навыки нужны детям не после школьного обучения, а после школьного дня - уже в юном возрасте. Например, умение считать деньги, писать простые документы.
Все эти четыре направления представляются очень актуальными для нашей школы. Продвижение по каждому из них будет способствовать повышению компетентности наших выпускников, их готовности к работе и жизни после школы.
Главное требование к ученику - это будущий хороший сотрудник.
Модель учителя физической культуры Труд учителя физической культуры является сложным и многообразным. Он должен быть сам всесторонне подготовлен физически (быть стройным, подтянутым, опрятно одетым), знать теорию и практику выполнения физических упражнений, владеть методикой обучения. Современный учитель физической культуры должен знать:
•цели и задачи физической культуры;
•общую концепцию научного содержания предмета;
•современное состояние физической культуры в городе, области, России и за рубежом;
•место и роль предмета «Физическая культура» среди других предметов школьной программы;
•межпредметные связи;
•передовой педагогический опыт и уметь внедрить его в свою работу.
Направленность содержания занятий по физическому воспитанию должна быть посвящена решению образовательных, воспитательных, оздоровительных, тренировочных и соревновательных задач. Решение этих задач во многом зависит от профессиональной компетентности ) учителя, его двигательной подготовленности, организаторских способностей, нравственной, эстетической, речевой культуры, дидактических способностей, коммуникативной культуры. Он должен анализировать научные и теоретические публикации по вопросам физической культуры, делиться опытом работы с другими коллегами, иметь методические разработки и усовершенствованные, экспериментальные программы. Учитель физической культуры должен владеть самоанализом и анализом уроков, владеть проводить их в усложненных условиях, внедрять новации, изобретения в учебно-тренировочный процесс, проводить зачетные уроки, разрабатывать тестирование и домашние задания для учащихся.
Особенностью профессионального труда учителя физической культуры является связь его деятельности с воспитанием детей. Учитель — тонкий знаток детской души. Он должен со знанием своего дела подходить к учащимся, понимать возрастные особенности, знать пути воспитания будущего гражданина. Учитель физической культуры, в отличие от других учителей, проводит с ребятами вместе гораздо больше времени, поэтому он может найти в ученике то, что остается скрытым от других.
Наставник должен формировать и развивать у учащихся социальную активность, помогать раскрывать учащимся свои возможности. В области физической культуры решаются общепедагогические задачи формирования гармонически развитой личности и здорового образа жизни. Личный пример педагога во многом способствует воспитанию личности ребенка.
Учитель физической культуры должен опираться на педагогику сотрудничества с детьми, с их родителями, с коллегами по работе. Долг учителя — раскрывать в ребенке положительные качества и способствовать их развитию, слабых учеников заставить поверить в свои силы, научить ребенка работать на занятиях физической культурой, дома — над развитием своих физических и морально-волевых качеств. Для этого учитель физической культуры поддерживает тесную связь с родителями, постоянно информирует их о воспитательном воздействии на учащихся.
Условием эффективного осуществления педагогического процесса по физическому воспитанию являются:
• текущее и перспективное планирование;
• подготовленность материально-технической базы;
• пропаганда знаний по физической культуре и здоровому образу жизни;
• наличие нестандартного оборудования;
• наличие специальных медицинских групп (ОФП, оздоровительной коррекции);
• наличие кружков физической культуры, секцийно видам спорта и др.;
•систематическая подготовка физкультурного актива;
• профориентация;
• наличие специальных спортивных классов;
• организация на базе школы педагогической практики студентов физкультурных учебных заведений;
• организация музея спортивной славы школы.
Учителю физической культуры в своей деятельности необходимо правильно понимать и учитывать мотивы, интересы учащихся к физкультурно-спортивной деятельности. Глубокие знания, мастерство, воля, выдержка, спокойствие, уверенность, такт помогают учителю физической культуры успешно решать поставленные задачи. Учителю физической культуры приходится воспитывать учащихся в духе преодоления трудностей, вести их по пути «от простого к сложному», от изученного к неизученному, т.е. все время создавать перед учащимися систему перспективных направлений в стремлении к самосовершенствованию.Преподавательское мастерство характеризуется такими факторами, как творчество, изобретательность и находчивость, умением владеть собой, знанием своего предмета и методов воспитательной работы. Учитель физической культуры всегда имеет дело с внутренним миром ребенка, его мировоззрением, мыслями, желаниями и надеждами, его горестями и радостями. Независимо от своего личного опыта, таланта, знаний, педагог уставляет след в душе и сознании ребенка. У одних этот след остается очень ярким, они подражают учителю, и, в конечном итоге, стремятся пойти по его стопам. Другим педагог помогает укрепить здоровье, поддерживает советом: по какому направлению продолжить образование, какую приобрести профессию — а это также оставляет след в душе и сознании учеников.
На уроках и спортивных тренировках педагог постоянно обращает внимание на поведение учащихся в зале, на взаимоотношение со сверстниками, старшими, родителями. Учитель физической культуры добивается от учащихся путем кропотливой систематической работы содержания в порядке спортивной формы, чистоты в спортивном зале, в раздевалках, душевых, туалетных комнатах. Опыт показывает, что с воспитанием связаны такие понятия, как «доброта», «сердечность», «чуткость», «внимательность», «индивидуальный подход к учащимся», которые должны сочетаться со строгостью, требовательностью к воспитанникам. Учитель физической культуры без увлеченности своим трудом, без преданности ему, без постоянных творческих поисков, целеустремленности, смелости, новаторства никогда не заслужит авторитета и любви учащихся, их глубокого искреннего уважения.
Понятие «педагогический талант» включает в себя такие профессиональные качества, как чувство меры в проявлении требовательности и поощрений, интуиция и чуткость в сложной системе взаимосвязи с учениками, педагогическая наблюдательность (способность педагога по отдельным фактам и всему поведению ученика в целом прогнозировать его развитие), требовательность, высокое педагогическое мастерство, т.е. совершенное владение своим предметом, способом передачи знаний о предмете учащимся. Многочисленные наблюдения и исследования показывают, что в вопросе теоретической подготовки учащихся и формирования у них устойчивых навыков и привычек к самостоятельным занятиям физическими упражнениями имеются большие неиспользованные резервы. Долг учителя физической культуры научить детей самостоятельно делать утреннюю гимнастику, провести физкультурную разминку и тренировку не только лично, но и с друзьями, младшими школьниками. Это одна из перспективных задач педагога. Для ее решения он привлекает родителей, проводя для них различные методические занятия и открытые уроки по физическому воспитанию и спортивной тренировке.
Второй, не менее важной, спортивной задачей является подготовка родителей для занятий физическими упражнениями в домашних условиях. Наши многолетние исследования показывают, что более половины родителей умеют ходить на лыжах, кататься на коньках, ездить на велосипеде, играть в какую-либо спортивную или подвижную игру и т.д. Учителю физической культуры необходимо знать об этом и вооружить родителей методикой проведения физкультурно-спортивных занятий с учетом возрастных особенностей ребенка. Чтобы иметь авторитет у учащихся, учителю физической культуры необходимо постоянно следить за собой, своими манерами, речью, не «давить» своими знаниями, а охотно передавать их учащимся. Речь учителя физической культуры должна быть образной и понятной учащимся. Знание терминологии, ее понимание и использование учащимися помогают им быстрее овладеть учебным материалом; объяснение учителя для них становится ясным, простым и доступным.
Педагогическое мастерство — не врожденное качество, оно приобретается в процессе труда. В ходе общения учителя с учащимися на уроках физической культуры, спортивных тренировках и соревнованиях, при проведении других спортивно-массовых мероприятий у учителя складывается два эмоциональных полюса общения. Он должен постоянно помнить, что настоящий воспитательный эффект получается в том случае, когда удается организовать взаимоотношения, которые основаны на положительных эмоциях. Учитель и ученик составляет единую систему, объединенную общей целью: Зритель передает знания, умения, навыки, а ученик воспринимает их и закрепляет на уроках физической культуры, спортивных секциях, соревнованиях и т.д., то есть происходит обмен информацией, организация взаимоотношений, познание личности ребенка.
Педагогический такт — это соблюдение учителем чувства меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся в системе воспитательных отношений с ними. Педагогический такт учителя основан на общечеловеческих принципах морали. Профессиональный смысл такта заключается в специфической деятельности педагога, обязанного влиять на внутренний мир ребенка, уметь общаться с ним, предъявлять, когда это необходимо, педагогические требования, способствовать формированию нравственных отношений и осуждать те, которые идут вразрез с воспитательными целями. В педагогической деятельности такт определяется не только способностью воспитателя избежать конфликта с ребенком, но и умением, если нужно, пойти на этот конфликт, правильно разрешить любое возникшее противоречие.
Незыблемыми остаются принципы формирования у молодого поколения норм поведения в семье, школе, на улице, в общественных местах, транспорте, спортивном зале, воспитания уважения к старшим, инвалидам и др. Воспитание духовности в детях будет в обозримом будущем одной из главных задач общеобразовательных школ и других учебных заведений. Физическая культура и спорт оказывают всестороннее воздействие на учащихся. Для многих физкультурно-спортивная деятельность — единственная возможность восстановления здоровья, преодоления уже имеющихся отклонений от норм физического развития. Да, чтобы быть красивым, необходим режим, ограничения, постоянные физические нагрузки, неукоснительное соблюдение гигиенических норм, применение средств закаливания и др. Для этого нужны воля, выдержка, терпение. Задача учителя физической культуры — дать на уроке и спортивной тренировке чувственно-конкретное представление о красоте человеческого тела и удивительных возможностях организма. Произведения искусства, реклама, фотографии, биографии спортсменов прошлого и настоящего — самый разнообразный материал может прийти на помощь учителю и тренеру, если он правильно осознает свои воспитательные функции.
На спортивных занятиях важно раскрыть красоту и выразительность действий, суметь дать эстетическую окраску упражнениям, пробудить творческий импульс, фантазию, направить их на поиски наиболее гармоничного построения движений и комбинаций. Обнаруживать красоту целесообразности — сильнейший эстетический стимул совершенствования спортивного мастерства. От учителя физической культуры (тренера) требуется не только способность чувствовать эстетическую сторону физических упражнений, но и умение раскрыть ее перед учащимися. Здесь проявляется особый талант педагога и, конечно, соответствующая художественно-эстетическая культура. В этом случае на помощь учителю может прийти искусство — широкий спектр музыкальных, пластических ассоциаций поможет дать чувственно ощутимый образ желаемого действия, результата. Используемая на занятиях музыка может и должна выступать не только в чистом функциональном значении ритмической организации действий, но и в ее эстетическом, художественном содержании.
Учитель физической культуры в процессе уроков и спортивных тренировок учит школьников формировать себя, дает знания о механизме владения своим телом, учит ощущать выполняемые упражнения и управлять ими. Следует обращать внимание на внутреннее сознательное сосредоточение, вникание в смысл физического упражнения каждым учеником. Нужно пробудить у ребенка потребность совершенствовать, творить красоту в себе. Формирование эстетических качеств личности невозможно развить без воспитания нравственных качеств, развития духовности. Чтобы развить силу, ловкость, красивую фигуру, необходимо проявить волевые усилия, терпение, мужество. Спортивный дух — это не только честолюбивый задор, но и, непременно, спортивное поведение, исключающее обман, подлость, грубость, предательство. Здесь этика и эстетика спорта смыкаются. Неспортивное поведение, безобразные поступки непременно должны носить и эстетическую окраску. В будущем учитель физической культуры будет решать следующие задачи: воспитание чувства прекрасного; воспитание телесной красоты; воспитание этики поведения; воспитание творческой активности.
Решение этих задач в XXI веке будет идти успешно, если общеобразовательные школы будут обеспечены полноценными ресурсами, кадрами, учебными программами, базой, эффективным управлением. В настоящее время общеобразовательная школа является основным социальным институтом, где происходит воспитание подрастающего поколения. Общеобразовательная школа поставляет кадры для производства и сельского хозяйства, в Российскую Армию, вузы, ССУзы, училища; в спортивном плане школа поставляет резервы для ДЮСШ, СДЮШор, ШВСМ, сборных команд, имеет тесную связь с семьей, дошкольными учреждениями, дворцами молодежи, детскими клубами и др., то есть общеобразовательная школа является основным звеном среди других социальных институтов, и при умелом управлении она может готовить полноценных граждан нашей страны. В этом плане нужно пересмотреть оценку работы школы. Государство должно давать заказ на физически здоровых, гармонично развитых выпускников, вкладывая соответствующие средства для подготовки, то есть должно «покупать» у школы рабочую силу для производства, сельского хозяйства, службы в армии, поступления в вузы и др.
Профессиональная компетентность учителя физкультуры
владение основами теории физического воспитания
развитие культурно-исторических основ физической культуры и спорта
владение основами знаний олимпийского движения
знание медико-биологических основ двигательной деятельности
знание правил по технике безопасности
Именно в результате реализации данного подхода компетентный педагог будет способен обеспечить положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии молодого поколения.