Литературно-музыкальная композиция Подвиг героя зовет

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Красносельцевская средняя школа»
Волгоградской области Быковского муниципального района








Открытое воспитательное мероприятие
(патриотического направления)
«Подвиг героя зовет»,
посвященное годовщине разгрома фашистских войск под Сталинградом.

Целевая аудитория: учащиеся начальной школы
Форма приведения: литературно-музыкальная композиция
Длительность: 50 минут



Подготовили и провели:
учителя начальных классов
Шаманова Татьяна Александровна
Шенгалиева Роза Абушевна
учащиеся 1б и 3 классов.













с. Красноселец 02.02.2017г

Цель мероприятия – создание условий для личностного роста каждого ребенка, приобретение им социально значимых знаний, в развитии социально значимых отношений и в накоплении опыта социально значимого действия через включение в активную деятельность патриотической направленности.

Задачи:
Утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к историческому прошлому родного края и России;
Воспитание и развитие национальных начал, уважения ко всем нациям;
Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры, сохранения традиции.

В содержании мероприятия выделены основные аспекты патриотического воспитания младшего школьника:
личностная культура;
социальная культура;
семейная культура .
Личностная культура младшего школьника – это:
готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, индивидуально-ответственному поведению;
готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
Семейная культура – это:
осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;
понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, взаимопомощь, почитание старших членов семьи, ответственность за другого;
бережное отношение к жизни человека.
Социальная культура – это:
осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей.

В результате проведения мероприятия ожидается:
создание патриотической воспитательной среды на основе единения профессионализма педагогов и творчества учащихся;
становление устойчивого психического и эмоционального микроклимата в ученическом коллективе.









Слайд 1 «Подвиг героя зовет»

Слайд 2 (вид из танка)
Звучит музыка «Священная война» на фоне ученик читает слова:
1 уч-к: Шёл смертный бой.
Земля в огне кипела.
Был сужен мир до прорези прицела,
Но мы полны решимости и веры,
Ему вернули прежние размеры.

Слайд 3(начало и конец битвы)
2 уч-к: Сталинградская битва, ставшая переломным моментом Великой Отечественной войны, началась 17 июля 1942 года и закончилась 2 февраля 1943 года.

Слайд 4 (горящий город)
3 уч-к: За один день, 23 августа, город был превращён в огромный костёр. Но несмотря ни на что, бои шли за каждый клочок земли, за каждую улицу, за каждый дом. Воины Советской армии стояли насмерть, помня слова сталинского приказа №227 «Ни шагу назад!» и слова снайпера Зайцева «За Волгой для нас земли нет!»

Слайд 5 Видеоклип «Горячий хлеб»

4 уч-к: В эти страшные двести дней и ночей наши бойцы проявляли чудеса героизма и нам, живущим ныне, нельзя забывать о них, мы должны равняться на их подвиги. Вспомним поимённо:

Слайд 6 (бронебойщики)
5 уч-к: В районе станицы Клетской героический подвиг совершили 4 бронебойщика 33-й гвардейской стрелковой дивизии: Пётр Болото, Николай Алейников, Фёдор Беликов и Григорий Самойлов. Гвардейцы смело вступили в бой с 30 немецкими танками и 15 из них уничтожили. Враг не прошел через позицию героев.

Слайд 7
6 уч-к: Беспримерное мужество в этих боях проявила группа бойцов 40-й гвардейской стрелковой дивизии во главе с младшим лейтенантом Василием Кочетковым. Два дня отбивали гвардейцы яростные атаки врага у хутора Дубового. Но вот наступил момент, когда из 16 храбрецов в строю осталось только четверо: Михаил Степаненко, Василий Чирков, Михаил Шуктомов и тяжело раненный их командир. Кончились боеприпасы. Выполняя свой воинский долг не пропустить врага, верные сыны Отчизны со связками гранат бросились под фашистские танки и ценой своей жизни остановили врага.
Слайд 8 (Михаил Баранов)

7 уч-к: Героический подвиг совершил летчик 268-й истребительной авиационной дивизии Михаил Баранов. 6 августа, возглавляя четверку истребителей, он самоотверженно вступил в бой с 25 вражескими самолетами. Четыре вражеские машины, сбитые отважным летчиком, объятые пламенем, рухнули на землю, остальные повернули обратно. За этот подвиг Баранов был удостоен звания Героя Советского Союза.

Слайд 9 (Подвиг Паникахи)
8 уч-к: Широкую известность в те же дни получил подвиг тихоокеанского моряка Михаила Паникахи. Однажды в бою с фашистскими танками он пустил в ход бутылки с зажигательной смесью. Одну из них пробило пулей, когда Паникаха поднял ее для броска в приближавшийся танк. Пламя мгновенно охватило моряка. Но он не растерялся. Выскочив из окопа, отважный воин, превратившийся в пылающий факел, со второй бутылкой в руках бросился к вражескому танку и поджег его. Сегодня в Краснооктябрьском районе Волгограда этот подвиг увековечен в мраморе.

Слайд 10 (бои за Мамаев курган)

9 уч-к: Бои за Мамаев курган продолжалась 135 дней. Главная высота города за сутки переходила из рук в руки по несколько раз. И в снежную пору он оставался черным.

Шаманова Т.А. читает свое стихотворение «На Мамаевом кургане».

На Мамаевом кургане
шли бои.
Непонятно, где чужие,
где свои?..
Вся земля от бомб дрожала,
всё в огне.
Под свист пуль бойцы шептали:
"Мама, вспомни обо мне".
За день тридцать раз атаки...
Тишины!
Но бойцы и не мечтали,
Не могли.
Сталью пулемёт плюётся,
автомат,
Каждый день теряем сотнями
солдат,
Самолёты, танки, пушки -
всё подряд.
А фашисты всё ползут
за рядом ряд,
Но не сломлен, не подавлен
наш народ!
И своим солдатам славу он поёт!!!
2005г.

10 уч-к: В обороне высоты 102 принимала участие 284-я стрелковая дивизия под командованием полковника Николая Батюка. Бойцы этой дивизии сочинили песню на известную мелодию, которая стала клятвой всех воинов Сталинграда.

Хором исполняется песня на мотив «Варяга»

Товарищи, дружно, рубеж не сдавать!
Горячее время настало.
Немало боёв нам пришлось испытать,
Такого ещё не бывало!

Рвутся снаряды и танки гремят,
Над нами стервятники вьются,
Но мы порешили: «Ни шагу назад!»
Фашисты сюда не прорвутся.

Мы помним присягу святую свою:
За нами друзья и родные!
И в этом быть может последнем бою,
Мы будем стоять, как стальные.

Над Родиной песня, как птица лети,
И гордо скажи нашим людям:
Пока мы живые врагу не пройти,
Умрём, но победу добудем!


Слайд 11 (Пантеон славы)
11 уч-к: И, действительно, многие из защитников Сталинграда не вернулись с полей сражений. Их имена увековечены в Пантеоне Славы на Мамаевом кургане, а поднимаясь на его вершину сегодня мы видим могилы участников Сталинградской битвы Героев Советского Союза:

Учитель перечисляет:
сержанта Абдирова Нуркена
младшего сержанта Вялых Николая Алексеевича
генерал-майора Жолудева Виктора Григорьевича
лейтенанта Клименко Ивана Ивановича
гвардии сержанта Нурадилова Ханпаши и многих, многих других

Слайд 12 (Мамаев курган. Скорбящая мать)

Исполнение песни «На Мамаевом кургане тишина»

Учитель: Какие чувства у вас вызывает слово «война»?
А что вы себе представляете, когда слышите слово «дети»?
Как вы считаете, совместимы ли эти два слова – «война» и «дети»?
Писатель Твардовский был такого же мнения. Он говорил: "Дети и война - нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете"

Слайд 13 (Дети Сталинграда)
12 ученик:
Глаза девчонки семилетней Как два померкших огонька. На детском личике заметней Большая, тяжкая тоска. Она молчит, о чем ни спросишь,  Пошутишь с ней, – молчит в ответ. Как будто ей не семь, не восемь, А много, много горьких лет. (А. Барто)

Слайд 14 (Дети-рабочие и солдаты)
13 ученик:
А ведь в военном Сталинграде осталось много женщин, стариков, и детей – ребят вашего возраста. Горькую чашу пришлось им испить в годы войны. Они гибли под бомбами, умирали от голода и холода, переживали гибель родных. Юные сталинградцы очень рано осознали свой гражданский долг, стремились сделать все, чтобы помочь сражающейся Родине: они нередко трудились и сражались рядом со взрослыми, становились настоящими героями.

14 ученик читает стихотворение:

САШКО Уходит отец в партизаны, Прощаться с отцом нелегко.  И вслед обливаясь слезами,  Бежит быстроногий Сашко.  Нет детскому горю предела, Отец наклонился в седле:  За стремя хвататься не дело, Ты лучше разведай в селе. И вот тебе в руки граната - Теперь ты готов ко всему. И дай я тебя обниму Сашко примечает у хат, Где дворик, поросший травой,  Фашистские ходят солдаты, Тут офицеры из штата...  В минуту Сашко на крыльце!  В сердце надежна храбрость  Решимость на детском лице. Я видел - в лесу партизаны, Я шел по опушке вчера, Я видел своими глазами: Кто-то сидел у костра. За пазухой холод гранаты , Гладкий холодный металл, Мальчик стоит среди хаты, Он все хорошо рассчитал:  Медленно, длинно, подробно Он продолжает рассказ... Довольно! кричат ему злобно, Где партизаны сейчас? Ненависть больше не пряча, Сашко выпрямляется весь Колышется голос ребячий: Тут партизаны, здесь. Быстро метнулась граната В тех шестерых у стола  Быстро метнулась граната  К ним смерть, как расплата, пришла. Сашко, мальчишка босоногий, Не жить тебе в тихом селе,  Не бегать по теплой дороге,  Спокойный лежишь ты и строгий,  Величие в детском челе. Грозной и яростной мести Детские жаждут сердца. Сашко мальчуган босоногий, Мы отомстим до конца. За город, истерзанный боем За мирную хату твою, За полное сердце героя, Погибшего в смертном бою.

Слайд 15 (Пленные фашисты)
15 ученик:
Четыре месяца держал Сталинград оборону, и вот, в ноябре 1942 года сталинградцы наконец начали наступление, которое завершилось 2 февраля 1943 года разгромом огромной группировки немецких войск. И хотя Великая Отечественная война закончилась лишь 9 мая 1945 года, Сталинградская битва является переломом в ходе этой кровавой войны, после которого Советская Армия в целом перешла в наступление.

Слайд 16 (Медаль за «Оборону Сталинграда»)
16 ученик:
Многие защитники Сталинграда получили за боевые заслуги ордена и медали. Были среди этих защитников совсем юные ребята.

Ученики рассказывают о героях:

Слайд 17 (Анатолий Столповский)
17 ученик:
Анатолию Столповскому было всего 10 лет. Он часто отлучался из подземного убежища, чтобы добыть еду для матери и младших детей. Но мать не знала, что Толик постоянно под огнем ползает в соседний подвал, где расположился артиллерийский командный пункт. Наши офицеры, заметив врага, по телефону передавали команды на левый берег Волги.

18 ученик:
Однажды, когда фашисты взрывом разорвали телефонные провода, на глазах Толика погибли двое связистов, которые пытались восстановить связь. Тогда Толик, надев маскхалат, пополз искать место обрыва. Вскоре офицер уже передавал команды артиллеристам. Вражеская атака была отбита. Еще не раз в решающие моменты боя мальчишка под обстрелом соединял нарушенную связь. Анатолия Столповского наградили медалью «За оборону Сталинграда». С медалью на груди он пришел учиться в свой 4-й класс.

Слайд 18 (Саша Филиппов)
19 ученик:
Саша Филиппов был партизаном-разведчиком. В отряде его знали как «школьника». Невысокий, подвижный, находчивый Саша свободно ходил по городу. Маскировкой ему служили инструменты сапожника. Действуя в тылу, Саша 12 раз переходил линию фронта. Саша отличался находчивостью, быстро принимал решение. Отец Саши после гибели сына рассказывал, какие ценные документы приносил Саша военным, добывал сведения о расположении войск в городе. Саша Филиппов посмертно был награждён по представлению Сталинградского обкома ВЛКСМ орденом боевого Красного Знамени и медалью «За оборону Сталинграда». 

Слайд 19 (Мария Ускова)

20 уч-к: Вместе с Сашей Филипповым на задания ходила Мария Ускова. Она родом из нашего района из посёлка Катричев.

1 уч-к: Для неприметной, светловолосой девушки и невысокого роста паренька сочинили легенду – сестра с братом ходят по окрестным селам, меняют вещи на продукты. В торбах у них лежали черный хлеб, старое сало и немного крупы. Мария была за старшую в двойке – настойчивая, обладающая великолепной памятью, она быстро и точно запоминала опознавательные знаки противника, калибры орудий, ей легко давалось ориентирование на местности.

2 уч-к: Двенадцать раз они переходили линию фронта, и каждый раз разведгруппа приносила ценные данные об оборонительной системе немцев в районах Ельшанки, Дар-горы. Немало живой силы и техники врага было уничтожено в результате их разведывательных донесений. На выполнение последнего задания местным разведчикам дали три дня. На четвертые и последующие сутки Маша и Саша не вернулись. Позже разведка донесла, что они были схвачены немцами. Их долго держали в комендатуре, пытали, ничего не добившись, казнили около церкви на Дар-горе.

Слайд 20 (Люся Радыно)
3 ученик:
Люся Радыно оказалась в Сталинграде после долгих поисков родных и близких. 13-ти летняя Люся, находчивая, любознательная пионерка из Ленинграда, добровольно стала разведчицей. Однажды в сталинградский детский приёмник пришёл офицер, который искал детей для работы в разведке. Так Люся оказалась в боевой части. Командиром у них был капитан, который учил, давал наставления, как вести наблюдения, что отмечать в памяти, как вести себя в плену.

4 ученик: В первой половине августа 1942 г. Люся вместе с Еленой Константиновной Алексеевой под видом матери и дочери впервые были заброшены в тыл врага. Семь раз Люся переходила линию фронта, добывая всё новые сведения о противнике. За образцовое выполнение заданий командования награждена медалями «За отвагу» и «За оборону Сталинграда». Люсе посчастливилось остаться в живых.


5 уч-к: В нашей школе в данный момент работает внучка ветерана, который участвовал в Сталинградской битве Фоменко Ивана Кузьмича, учитель русского языка Сидоренкова Е.В. и учатся его правнуки: Сидоренкова Света, Фоменко Лена, Леша и Юля. Давайте предоставим им слово.

Слайд 21 (И.К. Фоменко)
Рассказ о жизни Фоменко И.К. рассказывают правнучки.

Слайд 22
Исполнение песни «Прадедушка»

Слайд 23 (Вечный огонь)

Учитель: Давайте почтим память павших минутой молчания.
Звучит метроном. (Минута молчания).

6 уч-к:
Весь под ногами шар земной.
Живу, дышу, пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имён не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
Чем им обязан знаю я.
И пусть не только стих,
Достойна будет жизнь моя
Солдатской смерти их!

15