А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Внутреннее состояние героев, причины их поведения.
УМК «Планета Знаний» Литературное чтение во 2 классе.
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Внутреннее состояние героев, причины их поведения. (С.135-148) Тип урока: открытие новых знаний.
Педагогические цели: способствовать формированию умений пересказывать фрагменты произведения с использование слов из текста, определять внутреннее состояние героев, причины их поведения; содействовать развитию умений оценивать героев произведения, используя предложенный список слов, объяснять сделанные выводы, определять основную мысль произведения, сопоставлять персонажей авторских и народных сказок.
Планируемые результаты образования:
Предметные: выразительно читают произведение; кратко и подробно пересказывают фрагменты произведения с использование слов из текста; читают по ролям; определяют основную мысль произведения; выявляют отношение автора к героям, способы его выражения; объясняют поведение героев; определяют свое отношение к персонажам, обосновывают его; сравнивают героев сказок, главные мысли произведений.
Личностные: проявляют внимательное отношение к собственным переживаниям, вызванным восприятием действий героев с точки зрения общепринятых норм и ценностей; эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции; оценивают собственную учебную деятельность и выражают положительное отношение к процессу познания; мотивируют свои действия.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; самостоятельно оценивают правильность выполненных действий; выполняют учебные действия в устной и письменной форме; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом произведения.
Познавательные: находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: умеют использовать речь для регуляции своего действия; воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для её решения; сотрудничают с одноклассниками, аргументируют собственную позицию, выслушивают мнение партнёра, вырабатывают общую позицию.
Образовательные ресурсы: мультимедиа, презентация, учебник «Литературное чтение» 2 класс, часть 1, Э. Э. Кац, рабочая тетрадь.
Сценарий урока.
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
Улыбнулись, тихо сели, на меня все посмотрели.
Спинки прямо, ножки вместе. Принадлежности на месте?
Вижу: всё у вас в порядке: дневник, книжка и тетрадка.
Можно ли урок начать. Вы готовы отвечать?
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
- Закончили мы работу над произведением А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»? (Нет.)
III. Постановка учебной задачи.
- Сегодня на уроке нам нужно закончить анализ сказки Пушкина и сравнить её с индийской сказкой «Золотая рыбка», найти сходства и различия в этих сказках.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
Чтение сказки учащимися на с. 145-146.
2. Привлечение внимания обучающихся к изображению моря.
Выполнение задания 14 на с.148.
- На страницах 136, 140, 146 найдите фрагменты текста, в которых
А.С. Пушкин описывает море.
- Сколько раз ходил старик на берег моря? (Четыре.)
- Всегда ли одинаково было море, когда старик приходил на берег?
- Почему изменялся вид моря? (Рыбка сердилась, гневалась с каждым разом всё сильнее, и море становилось всё неспокойнее.)
Гимнастика для глаз.
Ах, как долго мы читали
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.) Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись.
(Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)
3. Осмысление выражения «остаться у разбитого корыта». Выполнение задания 15 на с. 148.
- Что увидел старик, когда вернулся с морского берега в последний раз? Прочитайте. (Три последние строчки на с. 146.)
- Почему же рыбка отобрала у старухи всё, что дала?
(Старуха не ценила то, что имела. Она была жадная. Ей всё было мала.)4. Определение основной мысли произведения.
- Как вы думаете, чему учит сказка Пушкина?
(Нельзя быть жадным. Нужно быть благодарным, когда тебе помогают.)- Какие народные сказки, которые учат тому же, вам известны? («Золотая рыба».)
V. Первичное закрепление.
- Сравнение сюжетов и героев индийской сказки «Золотая рыба» и сказки Пушкина. Задание 18.
- сравните события, о которых говорится в этих сказках. Что в них общего, а в чем отличие?
- Главные герои этих сказок похожи или отличаются?
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
- Выполните задание 3 в рабочей тетради на стр. 44. Проверьте правильность выполнения задания по образцу.
(Слайд с правильным вариантом ответа.)
Физкультминутка.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели,
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- Прочитайте выразительно понравившийся фрагмент сказки.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
- Какую задачу ставили на уроке?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- Что на уроке у вас хорошо получилось?
- Над чем ещё надо поработать?
- Покажите свое настроение с помощью смайликов.
Домашнее задание: выучить понравившийся отрывок сказки;
задание 8-11 из раздела «Наш конкурс».