Примерные упражнения в ходьбе, беге, прыжках и танцевальных шагах

ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ХОДЬБЕ, БЕГЕ,
ПРЫЖКАХ И ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ШАГАХ
Задача упражнений в ходьбе и беге является выработка легких, свободных движений с хорошей координацией в движениях рук и ног. На занятиях детям необходимо освоить ходьбу мягким шагом, на носках, на пятках, в полуприседе на носках, в приседе, высоким шагом .Затем рекомендуется разучить эти движения различными положениями рук :вперед, в стороны, вверх, вниз, на поясе, к плечам, за голову, перед грудью, за спину и т.д. По мере освоения движений задание усложняется – дет меняют вид передвижения вначале через каждые 8 счетов , а затем через каждые 4 счета. Например:
1-8 - ходьба мягким шагом, руки на пояс.
1-8 - ходьба на носках, руки вперед.
1-8 - ходьба на носках в полуприседе, руки вверх.
1-8 - ходьба на пятках, руки за голову.
Изменять виды передвижения и их сочетания с положениями рук тренер может по своему усмотрению в зависимости от подготовленности занимающихся.
В отличие от ходьбы бег имеет безопорную фазу и выполняется энергичным отталкиванием. Во время бега требуется соблюдать свободное прямое положение туловища, точное положение рук и правильную остановку ног: Сноска на опору.
В занятиях с детьми данного возраста можно использовать следующие виды бега: медленный и быстрый, бег на месте, по кругу, змейкой, обегая предметы (ориентиры), держась руками друг за друга, в парах. Усложняя задания, преподаватель разучивает с детьми бег с высоким подниманием бедра (на месте и с продвижением вперед), бег в рассыпную с последующим построением в оказанном месте, в парах, в тройках и т.д.
При изучении прыжков необходимо обращать внимание на предварительный полуприсед, во время которого мышцы ног растягиваются, а затем во время толчка интенсивно сокращаются. Толчок должен быть энергичным, коротким, акцентированным, с быстрым выпрямлением ног. Во время полета тело должно быть выпрямлено, ноги сильно вытянуты в коленях и носках. Во время приземления необходимо смягчить силу взаимодействия с опорой за счет приземления на носки, а затем опускание на всю стопу с последующим сгибанием ног во всех суставах. При выполнении поточных прыжков фаза приземления должна быть короткой.
Самые простые по форме прыжки - на двух ногах на месте, в передвижении вперед, назад и в сторону, а также с поворотом на 9013 QUOTE 1415 влево и право. Затем прыжки в полуприседе и приседе. Следующим этапом обучения являются подскоки с ноги на ногу, выполняемые на месте и в передвижении. Кроме этого, с детьми 5-6 лет можно разучивать сочетания прыжков ноги врозь и ноги вместе, а также одна нога вперед, другая назад. Выполняя прыжки на одной ноге, другую можно согнуть назад или выпрямить вперед в сторону, но не более 4 прыжков подряд.
Более сложными являются прыжки через скакалку или гимнастическую палку вправо, влево, вперёд и назад; прыжки вверх с касанием ориентиров, подвешенных на различной высоте; прыжки на двух с предметом, зажатым между коленями или стопами ( на месте и с продвижением ), а также напрыгивания на возвышения и спрыгивая с них.
Затем рекомендуется разучить прыжок-скачок, который выполняют шагом вперёд с последующим прыжком вверх, другую ногу энергично сгибают вперёд. При этом необходимо обратить внимание на свободный вынос ноги, к согнутой в колене вперёд. Между бедром и голенью должен быть прямой угол.
Танцевальные движения – один из наиболее эмоциональных и любимых детьми видов двигательной деятельности. Они способствуют формированию правильной осанки, красивой походки, развитию ритмичности и координации движений, выносливости и скоростно-силовых качеств.
Основными танцевальными движениями для детей младшего возраста являются: приставной и переменный шаги, шаги галопа и польки, шаг вальса.
Приставной шаг – может выполняться вперёд, назад и в сторону. И.п. – III позиция ног, правая впереди, руки на пояс. I – шагом правой стойка на ней, левая назад на носок ; 2 – скользящим движением по полу приставить левую в и.п.
Методические указания. Во время выполнения шага туловище не разворачивать. Ногу, стоящую на носке, развернуть коленом наружу, соблюдать хорошую осанку.
Для закрепления приставного шага можно рекомендовать следующее танцевальное упражнение:
И.п. – стоя по два по кругу левым боком к центру, взявшись за руки, свободные руки за пояс, III позиция ног, правая впереди, 1-4 – два приставных шага вперёд; 5-8 – два приставных шага вправо (в конце движения приставить левую вперёд в III позицию); 9-12 – два приставных шага вперёд с левой; 13-16 – два приставных шага влево (в конце движения приставить правую в и.п.).
Переменный шаг – состоит из двух шагов: приставного шага и шага впереди стоящей ноги. Следующий переменный шаг выполняют с другой ноги. И.п. – III позиция ног, правая впереди, 1-2 – приставной шаг с правой вперёд; 3- шаг правой вперёд, левая назад на носок; 4- левую скользящим движением по полу провести вперёд на носок. Затем то же выполнить с другой ноги.
Переменный шаг можно выполнять и с продвижением назад. При выполнение этих шагов следует помнить, что все они выполняться с носка и сопровождаться движением головы.
Для закрепления переменного шага можно рекомендовать танцевальные упражнения, состоящие из сочетания простых и переменных шагов, выполняемые индивидуально и в парах.
Шаг галопа - выполняют вперед, назад и в сторону. По своему характеру галоп динамичен и стремителен. Начинается он скользящим движением ноги в сторону выполнения с последующим прыжком толчком двумя. В фазе полета одна нога подтягивается к другой. Приземление происходит на другую ногу перекатом с носка, мягко сгибая колени.
Методические указания. Шаги галопа выполняются все время с одной ноги. Туловище в перед не наклоняется, сохраняется хорошая осанка, голова чуть приподнята. В фазе полета носки оттянуты, ноги прямые.
Примерным танцевальным упражнением для закрепления шагов галопа может служить следующее:
И.п. – III позиция ног, правая впереди, руки на пояс. 1-8 – 4 шага галопа вперед с правой, а затем с левой ноги; 1-4 – с поворотом налево (лицом в круг), 4 шага галопа вправо; 5-6 – приставной шаг вправо; 7 – поворот на носках налево; 8 – III позиция ног, левая впереди. Затем упражнение выполнить с другой ноги.
Шаг польки – это переменный шаг, выполненный легким прыжками. С детьми младшего возраста разучивают только шаги польки вперед, выполняя их следующим образом:
И.п. – III позиция ног, правая впереди, руки на пояс. «И» - небольшой подскок на левой, правая вперед-книзу; I – шаг галопа с правой; 2 шагом правой подскок на ней, левую вперед-книзу. То же с другой ноги.
Методические указания. Шаги польки выполняются легко, изящно, сопровождая движение поворотами головы в сторону одноименной ноги. Нога, выносимая вперед на подскоке, должна быть хорошо оттянута в колене и носке. Подскок выполняют на затакт в музыке. После освоения шага польки его можно сочетать с шагами галопа, притопами, поворотами.
Шаг вальса – состоит из одного перекатного шага и двух шагов на высоких полупальцах. Для детей 5-6 лет рекомендуют выполнять шаг вальса вперед и в сторону. В начале обучения руки держат на поясе, а затем добавляют плавные движения руками.
Шаг вальса вперед выполняется из и.п. – III позиция ног, правая впереди, руки на пояс, I – шагом правой полуприсед на ней, левую вперед-книзу; 2-3 – два шага на носках с левой. Тоже с другой ноги.
Шаг вальса в сторону начинают из стойки на носках, руки на пояс. I – шагом с правой в строну полуприсед на ней, левую, согнутую в колене, носком подвести к щиколотке правой сзади; 2 – шаг левой на правую на носок; 3 – приставить правую к левой в стойку на носках.
Методические указания. Шаги вальса выполняются мягко, слитно, в медленном темпе. При их исполнении необходимо сохранять хорошую осанку, сопровождать движение поворотами головы.
Совершенствуя шаги вальса, их можно выполнять с поворотами, небольшими наклонами в сторону, легким бегом.
Помимо выше указанных танцевальных движений, дети с успехом могу разучивать и элементы современных танцев, таких, как «Летка-Енка», «Веселые утята», «Ламбада». Целесообразно в урок вводить и элементы импровизации, давая возможность детям самим выразить себя посредством движений.


15