Презентация по литературе Сравнения в рассказе Муму И.С. Тургенева
Использование сравнений в рассказе И.С. Тургенева «Муму» Исследовательская работа по литературеКорольковой Екатерины, ученицы 5 а класса МБОУ «СОШ № 24 г. Йошкар-Олы» Цель проекта:найти в рассказе И.С. Тургенева «Муму» сравнения и определить их значение и роль в художественном тексте Задачи:Перечитать рассказ И.С. Тургенева «Муму».Найти и выписать из произведений все сравнения. Классифицировать сравнения по их видам. Определить роль сравнений в художественном тексте. План работы над проектом.Чтение рассказа И.С. Тургенева «Муму» (с целью эмоционального восприятия текста).2. Изучение теории вопроса.3. Аналитическое чтение произведения (с целью выявления использованных автором сравнений).4. Классификация найденных в тексте сравнений5. Выводы. Что означает термин «изобразительно-выразительные средства языка»?Это такие художественные средства, которые изображают, рисуют словами картины жизни,отличают один предмет от другого, передают отношение автора к тому, что он изображает, выражают его чувства и мысли Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим с целью показать, изобразить один из них при помощи другого.Сравнение может выражатьсяТворительным падежом: Узорным чистым полотенцем Свисает радуга с берёз. (Н. Рубцов) Формой сравнительной степени прилагательного или наречия: Правда дороже золота. (Пословица)С помощью союзов как, как будто, словно, точно и др.: Как пахарь, битва отдыхает. (А. С. Пушкин) Лексически (при помощи слов подобный, похожий, это): На глаза осторожной кошки Похожи твои глаза. (А. Ахматова)При помощи сравнительных предложений: Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. (С. Есенин) Сравнения могут быть прямыми и отрицательными Отрицательные сравнения(построены на противопоставлении одного предмета другому , однако внутренне сближают их, поясняя один другим) особенно характерны для устной народной поэзии и могут служить способом стилизации текста.Например: Не тростник высок колышется, Не дубравушки шумят, Молодецкий посвист слышится Сравнения могут быть построены на основеметафоры (греч. «перенос»), образного сближения слов на базе их переносного значения.олицетворения – воплощения каких-нибудь черт, свойств в образе живого существа.овеществления – выражения в чём-нибудь вещественном, материальном. Сравнения в рассказе И.С. Тургенева «Муму» Способы выражения сравнений, использованных в рассказе «Муму» формой творительного падежа существительного (повертит колесом) формой сравнительной степени прилагательного (чернее ночи) сравнительными оборотами с союзом как (как лев, как былинка) при помощи сравнительных придаточных предложений (Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине) Метафорические сравнения:1. «…и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей». 2. «Герасим скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо…».3. «Герасим видел перед собой белеющуюдорогу - дорогу домой, прямую, как стрела». Овеществление«Капитону уже теперь всё нипочём:обдержался, обтерпелся человек, обмаслился,как коломенский горшок».« …он вырос немой и могучий, какдерево растёт на плодородной земле».«… он так усердно чистил и тер свою лошадь, что та шаталась, как былинка на ветру...». Простые и отрицательные сравнения В данном тексте преобладают прямые сравнения: как детский барабан, как стрела, как стекло и другие. Однако можно выделить и отрицательные : «Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей» Сравнения несут особую смысловую нагрузку. Герасима Тургенев сравнивает с деревом и с быком, тем самым подчёркивая его связь с живой природой. И сам он живой, ранимый, глубоко чувствующий… А Капитона – с коломенским горшком, подчёркивая его бездушность, чёрствость, никчемность. Выводы Автор использовал в своём произведении сравнения , для того чтобы украсить его, сделать богаче, эмоциональнее.Сравнения помогают писателю создать яркий образ героя, а читателю –более точно уловить главную мысль автора, понять поступки героев, представить их внутренний мир. Литература Школьный словарь литературоведческих терминов: Иносказательность в худож. речи. Тропы. Стиховедение/ Л.В.Чернец, В.Б.Семенов, В.А.Скиба.-М. :Просвещение, 2002Литература. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» №8 февраль 1998г.Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М.В.Панов.-М: Педагогика, 1984Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Выразительность русской речи»/Е.С.Симакова.М:АСТ:Астрель;Владимир:ВКТ, 2008 Благодарю за внимание