Презентация по литературе на тему Мир глазами света и добра в творчестве А.Платонова (11 класс)


Мир глазами света и добра в творчестве А. П. ПлатоноваВыполнила: Тимофеева Наталья Алексеевна, учитель русского языка и литературы Муниципального общеобразовательного учреждения Пролетарской средней общеобразовательной школы № 6 г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
Цель: рассмотреть художественное изображение внутреннего мира персонажей А. ПлатоноваЗадачи: - раскрыть тайну «светлого» мастерства писателя;показать актуальность творчества А.Платонова в наши дни; выявить особенности «одухотворенных» героев; рассмотреть мир произведений «глазами света и добра» « Человечество одно дыхание… Больно одному – больно всем. Умирает один – мертвеют все… Будем человечеством, а не человеками в действительности » А. Платонов.
style.rotation
style.rotation
style.rotation «Ты кто? Отчего ты живешь? Хорошо тебе или нет?» Такие вопросы задает мальчик Егор — герой рассказа Андрея Платонова "Железная старуха", написанного в 1951 году. Что же это за писатель, который заставляет во время чтения думать и чувствовать одновременно, останавливаясь на каждой строчке, даже на каждом слове?



style.rotation


"Шумели листья на дереве; в них пел ветер, идущий по свету". Складывается впечатление, что это начало волшебной сказки, ведь поет "ветер, идущий по свету", чудится слабый шепот листвы (может быть, благодаря звукописи). И таким светом и добром веет от каждой платоновской строки…
Неисправимый идеалист и романтик, Платонов верил в «жизненное творчество добра», в «мир и свет», хранящиеся в человеческой душе. Писатель смотрел на мир глазами света и добра.
А.Платонов горячо любит свою Родину, родной край. Писатель увидел народ во всей его душевной глубине и искренне поражался человеческой красоте, хлынувшей оттуда сильным и ясным светом.






style.rotation



«Котлован»«Река Потудань»





Писатель смотрит на мир не со стороны, а изнутри его: глазами цветка, соринки, листа, жука, червяка; он знает их мысли и чувства. И если для обычного человека мир может предстать только олицетворенным, то у Платонова все вокруг живет своей собственной жизнью, как и человек.
style.rotation
style.rotation Единство всего живого среди всех героев повести ощущает только Вощев: он подбирает палый лист и хранит его, спасая от безвестности. А лист хранит память о дереве, дерево - о земле, земля - о солнце…
Платонов подводит нас к мысли о том, что человек не хочет быть одиноким в мире, и эпизод с жуком здесь символичен. В описании насекомого невольно замечаешь такие детали, как «маленькое неподвижное лицо», «добрые глаза», «ноги и руки». «Железная старуха»

style.rotation Для Платонова главное, чтобы его герои чувствовали себя частью огромного целого, считали равным себе по «телу» и «духу» все, на что бы ни пал их взгляд. Именно таким видит мир Егор - родным, живым.
Рассказ «Железная старуха» фокусирует основные черты платоновской прозы: сострадание всему живому, поиск «вещества существования», ощущение целостности мира, мотивы скуки, дороги как попытки осмыслить мир и идею спасения умерших. «Третий сын» Рассказ «Третий сын» известен как своего рода художественный канон прозы Андрея Платонова. Именно в этом рассказе наиболее полно раскрывается Платонов как носитель философии. В «Третьем сыне» заключены дорогие писателю мысли, о единстве семьи-родины-человечества.
К теме семьи, детства, проблемам сиротства – духовного и физического – Платонов возвращается постоянно. Но именно в этом произведении ему удалось с большей теплотой и любовью рассказать о матери, которая так долго старалась сберечь свое тепло «ради того, чтобы любить своих детей и гордится ими».

И весь рассказ поражает соединением на первый взгляд таких различных состояний героев: отчаяния и неуместной радости, одиночества и гордости, страха и восторга убежденности.




Очень важно присутствие в этом пейзаже начала рассказа солнца, света. Вполне реальный свет, пришедший из «второй» профессии Платонова (электротехник) был для него синонимом начала духовного, мужественного, просветляющего. Андрей Платонов – художник победившей музы: «темная воля к творчеству» и сокрушительная мощь слова многократно перекрыли узость времени и идей, которым он был предан.
С 30-ых годов окликает нас Платонов своим особенным, честным и горьким, талантливым голосом, напоминая, что путь человека, при каком бы социальном и политическом устройстве тот ни жил, всегда труден, полон обретений и потерь.
Пред нами солнце, и в нас рассвет,Все реки светлые до дна,И в нас восходит светлейший свет,Ничья не будет душа одна.

Литература:1. Платонов А. «Железная старуха» // Собрание сочинений в трех томах. Т.3. М., 1985. 2. Платонов А. «Ювенильное море» // Повести и рассказы. 1928-1931 годы. М., 1988. С.354. 3. Платонов А. Записные книжки. Материалы к биографии. М., 2000. С.148. 4. Семенова С. «Влечение людей в тайну взаимного существования...» (Формы любви в романе) // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества, вып.3. М., 1999. С.109-110. 5. Платонов А. «Железная старуха» // Собрание сочинений в трех томах. Т.3. М., 1985. 6. Платонов А. «Котлован» // Собрание сочинений в трех томах. Т.3. М., 1985.