Семинар «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»


Семинар «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» ВоспитательМДОУ «Детский сад № 11 «Родничок» с. Зеленая РощаКОСТЮК ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА2016 год1 2«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития». Цель семинара: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений у детей.Задачи:1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе с детьми по ФЭМП.2. Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.3 Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Главная форма организации – игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника.Актуальность проблемы: в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.4 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ дошкольного образования – представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, это документ, который обязаны реализовывать все дошкольные образовательные организации. • двигательная;• игровая;• коммуникативная;• познавательно – исследовательская;• восприятие художественной литературы и фольклора;• элементарной трудовой деятельности;• конструирование из различных материалов;• изобразительной;• музыкальной.Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и может реализовываться в различных видах деятельности;5 С учётом ФГОС структура общеобразовательной программы подразумевает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, а также способностей к умственной деятельности, умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причино – следственные связи.Большое значение в умственном воспитание детей имеет формирование элементарных математических представлений.Цель программы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников - интеллектуальное развитие детей, формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.6 В организации работы по ознакомлению детей с количеством, величиной, цветом, формой предметов выделяется несколько этапов, в ходе которых последовательно решается ряд общих дидактических задач:приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития; формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании;овладение математической терминологией;развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенкаформирование простейших графических умений и навыков;формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.) ;7 • принцип интеграции образовательных областей в соответствие с возрастными возможностями и особенностями детей;• формирование математических представлений на основе перцептивных действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления;• использование разнообразного и разнопланового дидактического материала, позволяющего обобщить понятия «число», «множество», «форма»;• стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий;• возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий;Принципы работы:8 Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. 9 Используемые методы обучения: практические, наглядные, словесные. Приоритетно место отводится практическим методам (игра, упражнение, моделирование, элементарные опыты, работы со схемами, планом, проектная деятельность) Ведущее место занимают игровые методы.• организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив; интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг)• сенсорные праздники на основе народного календаря;театрализация с математическим содержанием;демонстрационные опыты;• обучение в повседневных ситуациях;• беседы;самостоятельная деятельность В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, занятия с воспитанниками провожу в различных формах:Систематически применяю пальчиковую гимнастику, математические физминутки, задания на внимания.10 - игры с предметами- настольно-печатные- игры - онлайн- словесные игрыДидактические игрыДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УСЛОВНО ДЕЛЯТСЯ Игры с цифрами и числамиИгры путешествие во времени Игры на логическое мышлениеИгры с геометрическими фигурами Игры на ориентирование в пространстве11 Внедряю в практику работы с детьми компьютерные и мультимедийные технологии: основная цель внедрения компьютера в мир ребенка – это формирование мотивационной и операционной готовности ребенка к использованию компьютерных средств в своей деятельности. Использование ИТК превращает занятие в живое действие, вызывающее у детей неподдельный интерес, увлеченность изучаемым материалом. Ребенок не только видит, воспринимает, действует, он переживает эмоции. Анализ занятий показывает эффективность использования компьютерных технологий для развития математических способностей детей при формировании и совершенствовании вычислительных навыков, закрепление и углублении знаний в геометрических понятий, овладение основами абстрактно-логического мышления.12 Основная цель педагога – не выучить ту или иную компьютерную программу с детьми, а использовать ее игровое содержание для развития памяти, мышления, воображения, речи.Ассоциация «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:Легче усваиваются формы, цвета и величины;Глубже постигаются понятия числа и множества;Быстрее возникают умения ориентироваться на плоскости и в пространстве;Тренируется восприятие, внимание, память;Раньше овладевают чтением и письмом;Активно пополняется словарный запас;Развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз;Воспитывается целеустремленность и сосредоточенность;Развивается воображение и творческие способности;Развиваются элементы наглядно-образного и логического мышления.13 Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта развивающая предметно – предметно – пространственная среда должна быть:• содержательно – насыщенной,• трансформируемой;•безопасной • вариативной;• доступной; Предметно-развивающая среда призвана содействовать решению как специфических задач целенаправленного развития математических представлений детей, так и решению задач их всестороннего развития, формирования личности к учебной деятельности. 14 Предметно-развивающая среда по ФГОС Центр математического развитияматематические и логические игры для детей разных уровней развития, головоломки, комплекты цифр, математические знаки, математические наборы, набор геометрических фигур, объемные тела, счетные палочки, панно, магнитная доска, математические тренажеры.15 В играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения. Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии, и я надеюсь, что проведя мониторинг усвоения программы по формированию элементарных математических представлений, у нас не будет детей с низким уровнем знаний в этой области.16 Спасибо за внимание!17