Тема: Слово о писателе. А. П. Чехов «Хамелеон».
Тема: Слово о писателе. А. П. Чехов «Хамелеон».
Цель: познакомить учащихся с личностью писателя, выявить особенности стиля писателя, детали, учить видеть красоту, меткость чеховского слова, авторское отношение к лицемерию.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Объявление учителем темы и целей урока. Запись в тетради темы урока.
Учитель:
– Цель нашего урока: познакомиться с личностью писателя, рассказами Антоши Чехонте; углубить понятие жанр литературы – рассказ малой формы.
На доске: Слово о писателе. А. П. Чехов «Хамелеон»
II. Изучение нового материала.
1. Беседа о жизни и творчестве писателя (использование презентации).
- Где родился А. П. Чехов? Что вы знаете о Чехове?
А.П. Чехов родился 17 января 1860 года в Таганроге, Оба деда – со стороны отца и со стороны матери – были крепостными, которые выкупили себя с семьей на волю Отец – Павел Егорович – открыл свое торговое дело, но предприимчивостью не отличался и вскоре разорился. «Павла Егоровича и Евгению Яковлевну Чеховых, пишет в своих воспоминаниях Александр Павлович Чехов, старший брат писателя, Бог благословил многочисленной семьей у них было пятеро сыновей и одна дочь. Антон Павлович был третьим сыном. Павел Егорович был таганрогским купцом второй гильдии, торговал бакалейным товаром, пользовался общим уважением и нес на себе общественные почетные, а потому и бесплатные должности ратмана полиции, а впоследствии - члена торговой депутации. Слыл он среди сограждан за человека состоятельного, но на самом деле едва сводил концы с концами».
Семья жила трудно. Дети помогали отцу в лавочке, пели в церковном хоре. Нрав отца был тяжелым, но он любил искусство, старался дать детям хорошее образование. Лаской и нежностью смягчала жизнь детей мать – Евгения Яковлевна. Позже Антон Павлович скажет: «Талант у нас со стороны отца, а душа со стороны матери».
Личность писателя.
- Что видим в личности А. Чехова?
Несмотря на трудности, интерес к жизни писатель не терял. Чехов рано начал увлекаться театром и литературой; учась в гимназии, участвовал в издании рукописного журнала. Много читал, увлекался и зарубежной, и русской литературой. Обширен круг его чтения: Толстой, Пушкин, Лермонтов. На сцене таганрогского театра Чехов впервые увидел пьесы Шекспира, Островского, Гоголя. Антоша увлекается театром, а дома разыгрывает с братьями спектакли, пишет сценки, сказки в стихах, водевили.
Трудное положение отца повлекло за собой разорение и ему пришлось отправиться в Москву.
Запись в тетради:
Личность А. П. Чехова.
-любил учиться;
- создавал рукописный журнал;
- обширным кругозором: близок с Л. Толстым, любил читать Пушкина, Лермонтова;
- увлекался театром.
- А что же сталось с Чеховым?
(Когда Антону было 16 лет, отец разорился и бежал от долговой тюрьмы в Москву. Антон должен был остаться в Таганроге, зарабатывать уроками средства на жизнь, ученье и высылать небольшие денежные переводы семье.)
- Как развивалась его жизнь дальше?
(После окончания гимназии приехал в Москву, где жила его семья. Здесь стал студентом - медиком Московского университета и начал сотрудничать в юмористических журналах, публикуя под псевдонимом Антоша Чехонте короткие рассказы. Гонорары были неплохой поддержкой семье молодого писателя.
«Не сомневаюсь, - писал Чехов, - занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность; они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями». Почему?
Студент выучился на врача, но продолжал писать – рассказы, повести, пьесы.
Вывод. Позже Чехов кроме рассказов стал писать повести и серьезные пьесы. Кого только мы не встретим в них! Тут врачи, учителя, чиновники, студенты, военные, помещики, крестьяне, нищие, полицейские и арестанты. Все профессии, все возрасты – вся Россия! Чехов высмеивал все, что мешало жить честно и справедливо. Рассказ «Хамелеон» - подтверждение, что Чехов высмеял всё то, что мешало жить честно и справедливо.
Что можете рассказать о селе Мелихово?
Записать в тетрадь. В творчестве А. П. Чехова преобладает юмор, сатира, комизм, выражающий злость, бьющий наповал сарказм, когда писатель рисует власть имущих особ.
3. Особенности жанра рассказа малой формы
- Чехов, мастер лаконичной речи, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому слову. Сегодня, анализируя рассказ «Хамелеон», мы постараемся понять емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, будем, как всегда, учиться вчитываться в текст.
Рассказ - это малая литературная форма; повествовательное произведение небольшого объёма с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий.
На доске: Жанр рассказа
малой литературной формы
Антоша Чехонте «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Пересолил», «Лошадиная фамилия».
4. Чтение рассказа «Хамелеон».
5. Беседа по анализу произведения.
1) Что за существо хамелеон?
2) Почему Чехов взял такое название рассказа?
3) Сколько здесь главных действующих лиц?
4) Кто вызвал переполох? Что случилось с ним?
5) Какое место занимает в сюжете собака? А отсюда и поведение Очумелова?
6) Как ведёт себя Очумелов? (жарко, холодно) Какую роль играет шинель?
7) А что несёт в руках Елдырин? О чём это говорит?
8) Юмор – злой или добрый?
9) Что высмеивает Чехов?
- Какие образы вам запомнились больше всего?
Вывод: (о вечности произведения малого жанра).
III. Итог урока.
- Каково ваше впечатление от рассказа? Что бы вы посоветовали актёру, играющему роль Хрюкина?
Домашнее задание: Прочитать рассказ и ответить на вопросы рубрики «Перечитываем, размышляем» (с.86)
15