Методическая разработка классного часа «Их имена хранят улицы города»

Ход классного часа

1. Приветствие.
2. Классный руководитель: Сегодня мы проводим классный час, посвященный нашему героическому городу Севастополь и героям, именем которых названы улицы нашего города.
В Севастополе всё напоминает о героической судьбе города: площади адмиралов Нахимова и Ушакова, улицы Казарского, Даши Севастопольской, матроса Кошки, адмирала Октябрьского, генералов Петрова, Коломийца, Острякова, полковника Горпищенко.
Как и люди, каждая улица имеет свою судьбу и историю. Они несут на себе неизгладимую печать эпохи, их породившей. Многие улицы нашего города-героя носят имена славных сынов своего Отечества. Героические события ВОВ нашли свое отражение в названиях улиц нашего города. Однако далеко не все знают - кем они были, чем и какой ценой заслужили право быть увековеченными в названиях улиц.
Наш колледж находится в Гагаринском районе города. А многие из вас в этом районе и живут. Здесь также очень много улиц, которым присвоены имена героев. Вот они – улицы-герои.
Студент 1, 2: комментируют (слайды 1-10).
Студент 1: Улица Лизы Чайкиной расположена в Гагаринском районе, между улицами Александра Матросова и Вакуленчука - возникла после Великой Отечественной войны и 22 декабря 1954 г. названа именем Елизаветы Ивановны Чайкиной - участницы партизанского движения, Героя Советского Союза (слайд 11).
Студент 2: Покажется абсолютно невероятным, но своей жизнью во имя Победы жертвовали не только мужчины. О девушке, совершившей беспримерный подвиг самопожертвования, послушайте наш рассказ (слайд 12).
Студент 3: Подвиг! Как часто мы произносим это слово, подчас и не задумываясь над его смыслом. Представление о подвиге мы в своих мыслях имеем, но мало кто из нас сможет объяснить: что такое подвиг! «Героический, самоотверженный поступок есть подвиг» - таково толкование этого слова. Краткие, сухие, точные, лаконичные слова. Но что за ним? А за ними мы видим, слышим, чувствуем любовь к Родине, жизни, свободе (слайд 13-15).
Студент 4: Страна росла,
Трудилась неустанно,
Сил набиралась мирная страна.
И вдруг –
Тревожный голос Левитина:
- Внимание, товарищи, война!
Война!.. Война!
В ушах гремели взрывы.
Полнеба дым пожарищ закрывал.
И в полный рост, строги и молчаливы,
Все встали на борьбу – и стар, и млад (слайд 16 -20)
Студент 3: Могли ли мальчики и девочки, юноши и девушки смириться с фашисткой неволей? Нет. Могли ли они спокойно слушать чужую речь на родной земле, речь врага? Конечно, нет! В годы Великой Отечественной войны тысячи юных патриотов помогали бороться с фашистами на фронтах и в партизанских отрядах, об их подвигах написаны песни, книги, сняты фильмы.
Студент 4: Многие из них удостоены высоких правительственных наград, в том числе и звания Героя Советского Союза. Сегодня мы вспоминаем о тех, кто отдал свою жизнь во имя Родины, счастья своего народа. За тех, кто стал бессмертен (слайд 21-27).
Студент 3: Девочка в простой шинели серой,
Худенькие, тоненькие руки,
Что ты знала? Запах сена
И свирели дымчатые звуки.
Жизнью
Ты сейчас живешь второю.
Ты сейчас легенда, а не девочка.
Не бывают смертными герои.
Ты себя навек
Бессмертной сделала (слайд 28)
Студент 4: Эти строки о Лизе Чайкиной. Была она юной, синеглазой и русой, была веселой и доброй. И бескомпромиссной. Всем сердцем преданная Родине и комсомолу невысокая девушка с лучистыми глазами.
Студент 3: Чайкина Елизавета Ивановна родилась 28 августа 1918 года, в деревне Руна Пеновского района Тверской области. Родилась в крестьянской семье (слайд 29 -30).
Студент 4: Семья Лизы была большая, а рабочих рук мало. Отец вернулся с империалистической войны контуженным. Жили впроголодь. Окончив четыре класса сельской школы, Лиза начала работать в колхозе: сеяла, полола, мяла лен, убирала скот, помогала в доме. Все свободное время отдавала книгам. За несколько верст ходила в соседнюю деревню Залесскую, в избу-читальню (31).
Студент 3: (слайд 32) Лиза Чайкина была первой девушкой-комсомолкой в родной деревне, организатором комсомольской ячейки. В калининском комсомоле она была фигурой весьма заметной. Звали её ребята просто Чайка. И в самом деле, в характере её было что-то от этих больших сильных птиц - смелая, дерзкая, настойчивая.
Студент 4: (слайд 33-34) В 21 год ее приняли в партию. Вскоре, в 1939 году избирают секретарем райкома комсомола и депутатом райсовета. К ней, как к депутату, и взрослые и старики со всякими своими делами ходили. А в кабинете своём не сидела, всё по району на велосипеде катала. И все её знали в лицо в каждом селе, в каждой деревне.. и говорили: Чайка, наша Чайка.
Студент 5: Вскоре началась Великая Отечественная война. (слайд 35) Лизу она застала в городе Калинине на партийных курсах. Война подступала к родным краям.
И уведет тропинка от крыльца,
И от любви, и от родного дома,
И превратится на глазах в бойца
Всегда веселый секретарь райкома...
Елизавету Чайкину назначают секретарем подпольного комсомола. А потом она становится одним из организаторов партизанской борьбы в районе (слайд 36).
Студент 6: Будучи бойцом местного отряда, Лиза с оружием в руках участвует в партизанских рейдах. Смелая и энергичная комсомолка ходила в разведку, пробиралась в захваченные врагом насёленные пункты и добывала ценные разведывательные сведения. И поскольку лучше нее никто не знал местность, переправляла «на ту сторону» разведчиков, идущих во вражеский тыл. Она принимала участие в самых смелых и дерзких налётах на фашистские гарнизоны (слайды 37- 42).
Студент 5: Но главной задачей Лизы в отряде была агитационная работа. Ходила по деревням, распространяла листовки, газеты. А вечером в каком-нибудь неприметном доме люди собирались, чтобы поговорить с комсомольским вожаком. Своим страстным и пламенным словом воодушевляла народ, поднимала его на борьбу с фашистскими оккупантами (слайд 43).
Студент 6: Листовки и газеты, что несла Лиза, людям были сродни хлебу, потому что только из них люди могли узнать правду о происходящем. Чайкина успела побывать почти во всех захваченных немцами населенных пунктах района. После одной из встреч с колхозниками её схватили гитлеровцы на хуторе Красное Покатище (слайд 44).
Студент 5: Лизу заметил предатель, донёс на неё эсэсовцам. Семья, укрывавшая Лизу, была расстреляна на месте. Дом сожжен. А Лизу полураздетую, избитую, босую, повели в поселок в гестапо. Её зверски пытали, хотели узнать, где находится партизанский отряд, в котором было шестьдесят восемь её товарищей и подруг. Лиза Чайкина молчала (слайд 45-47).
Студент 6: Так и повели её, а вернее, понесли, потому что после допросов она идти не могла, на расстрел. Поставили у стенки сарая. Она набралась сил, встала, выпрямилась и запела «Интернационал». Так с песней и упала на снег. Расстреляли Чайкину 23 ноября 1941 года. Послушайте стихотворение Маргариты Алигер «Лиза Чайкина» (слайд 48).
Студент 5: Семнадцать суток тело расстрелянной партизанки лежало под открытым небом под усиленной охраной. И все же в одну из ночей оно исчезло, партизаны похоронили боевую подругу с воинскими почестями.
Студент 6: Имя Лизы Чайкиной облетело тогда всю страну. Оно стало символом мужества и отваги. За отвагу и героизм, проявленные в борьбе с фашистскими оккупантами, Елизавете Ивановне Чайкиной 6 марта 1942 года было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Также Лиза Чайкина была награждена орденом Ленина (слайд 49).
Студент 5: Имя Лизы Чайкиной было присвоено предприятиям, школам, улицам в 62 городах бывшего Советского Союза. В городе Калинине (ныне Тверь) открыт Музей комсомольской славы имени Е.И. Чайкиной. В посёлке городского типа Пено установлен памятник героини (слайд 50).

Студент 6: Сегодня мы рассказали одну историю улицы-героя. Но очень много улиц нашего города носят имена героев войны. Возможно, кто-то из вас или ваших родных, знакомых живут на такой улице. А может вы просто будете проходить по улице и увидите на доме табличку с фамилией героя, в честь которого названа эта улица. Возможно тогда, вы вспомните нашу встречу, остановитесь на минуту и тем самым почтите память героев, погибших за нас (слайд 51).
Классный руководитель: Имена людей в названиях улиц не дают забыть об их величайших заслугах перед Отчеством. В каждом названии чья-то судьба. Давайте помнить и преклоняться памяти – без истории нет будущего!
Наш классный час завершен. Я хотела бы услышать ваши мнения о сегодняшнем мероприятии. Какие чувства вызвал у вас классный час?
Студенты отвечают: чувство гордости за свой народ, за его славную историю; восхищение мужеством Лизы; жалость к погибшим, их матерям.
Классный руководитель: Как вы считаете, нужно ли знать о боевых заслугах наших предков, чьи имена носят улицы, по которым мы с вами ходим и живем?
Студенты отвечают: нужно гордиться своими предками; нужно знать, за что давались награды, какой ценой было заплачено за эти ордена и медали; нужно знать о том, что пережили наши деды и прадеды, чтобы ценить сегодняшнюю мирную жизнь.
Классный руководитель: Да! Мы должны знать, уважать и беречь нашу историю, всегда помнить подвиг нашего народа, чтить имена тех, благодаря кому мы живём сейчас, быть достойными их памяти. Память о них – это Вечный огонь на могилах погибших воинов, это стихи и песни, сложенные об их подвигах. Это музеи и места боевой славы, это названные в честь героев теплоходы, самолёты, улицы - а ведь это и есть бессмертие.



















ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ «СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ»














Методическая разработка
классного часа

«Их имена хранят улицы города»




















г. Севастополь

2017 год

Автор: Негода М.К. мастер производственного обучения ГБОУПО СКСТ

Тема классного часа: «Их имена хранят улицы города».

Группа ПКК 1
Дата проведения: 23 марта 2017 г.

Цель: воспитание патриотизма, гражданской позиции студентов, чувства гордости и уважения к историческому прошлому Родины и своего города-героя Севастополя.

Задачи:
формирование активной гражданской позиции, ценностного отношения и углубления знаний по истории своей Родины и г.Севастополя;
развитие интереса к историческому прошлому своего народа на примере истории улиц, которым присвоены имена героев;
развитие эмоциональной чуткости;
развитие навыков публичного выступления;
побуждение студентов к изучению исторических фактов через историю жизни героев;
воспитание уважения к прошлому и настоящему своей страны, уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.

Оборудование: медиапроектор, ноутбук.

Обеспечение: мультимедийная презентация.

Подготовительный этап: в ходе подготовки к классному часу классный руководитель сформировал инициативную группу из активных студентов, которая занимается подбором материала, оформлением презентации; классный руководитель корректирует и распределяет материал, проводит репетицию, назначает ответственных.

Список используемых информационных ресурсов:
1. «Жизнь и подвиг Лизы Чайкиной» http://welcometver.ru
2. Награды России. «Партизанка Лиза Чайкина» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Лиза Чайкина: память, гордость, боль [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]