Конспект по рисованию Осенняя береза


Программное содержание:
Продолжать учить передавать в рисунке характерные особенности русской березы (ствол белый с черными пятнами, легкая крона на тонких изогнутых веточках), красивую осеннюю окраску листвы.
Учить правильным способом действий, полусухой жесткой кистью при рисовании вертикальных мазков для изображения листвы и горизонтальных штрихов для изображения черных пятен на стволе березы.
Закреплять навыки рисования концом кисти тонких изогнутых ветвей.
Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, через иллюстрации, загадки, рисунки.
Материал:
Иллюстрации с изображением березы в разное время года (для сравнения), бумага для воспитателя (для показа отдельных приемов), кисточки (мягкая и жесткая), краски, баночки с водой, салфетки.
У детей тонированная насыщенным цветом, голубая бумага. Отдельные листы для упражнений в рисовании тонких линий веточек разными способами.
Предварительная работа:
Наблюдение на прогулке за березой, чтение художественной литературы, просмотр видеозаписи, беседы об осени, загадывание загадок.
Ход занятия:
Воспитатель показывает иллюстрацию ребятам обратной стороной и говорит:
На картине нарисовано дерево. Мы его с вами будем рисовать, но после того как отгадаете загадки.
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
Когда ребята отгадывают загадку, воспитатель спрашивает:
Как называют березу в этой загадке? Почему называют русской красавицей? Что автор называет зеленой кофточкой, а что белым сарафаном? Затем воспитатель загадывает вторую загадку.
Стоит Аленка
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.
А в этой загадке указан еще один признак березы - тонкий стан. Ребята как вы думаете, что автор подразумевает под этими словами (тонкий, высокий ствол)? А каким девичьим именем в загадке названа береза. Почему в стихах, песнях, загадках березу часто сравнивают со стройной девушкой? (ответы детей).
Затем воспитатель переворачивает иллюстрацию с изображением березы и задает вопрос: Какая береза изображена на иллюстрации? Вместе с детьми перечисляем все признаки, которые они должны будут отразить в своих рисунках: белый высокий ствол с черными пятнами, тонкие изогнутые веточки, полупрозрачная крона с пожелтевшими листьями. Воспитатель предлагает нарисовать осеннюю березу такой, какой ее изобразил художник, какой мы ее видели на прогулке, какой ее описывают в загадках. А чтобы береза получилась такой, надо сначала потренироваться изображать некоторые части на дополнительном листе.
Приступаем к рисованию с тонких, гибких, изогнутых веточек, наклоненных в разные стороны.
Воспитатель показывает и объясняет, как следует рисовать веточки у березы. Веточки, как и у других деревьев, растут от ствола вверх, но потом плавно закругляются и опускаются вниз. Предлагаю концом мягкой кисти нарисовать несколько веточек, наклоненных вправо и влево. Упражнение можно провести со словами ”вверх” и закругляем “вниз”(произнести протяжно).Напомнить, что кисть надо держать вертикально.
Физкультминутка по теме.
Затем приступаем к изображению листвы приемом вертикального мазка жесткой кистью. Сначала показать, как набрать немного желтой краски, убрать лишнюю и быстрыми движениями держа кисть вертикально к бумаге, нарисовать листву так, чтобы были видны просветы между мазками. Поощряю детей за внесение в рисунок интересных дополнений (птицы, грибы, солнце и т.д.).
В конце занятия воспитатель выставляет три - четыре рисунка, среди которых присутствует береза с удлиненными свисающими веточками. Воспитатель предлагает отгадать еще одну загадку про березу и найти среди рисунков подходящую к описанию:
В белом сарафане
Встали на поляне.
Летели синицы
Сели на косицы.
Воспитатель спрашивает у какой березы нарисованы косицы длинные свисающие веточки. Затем рассматриваются еще несколько рисунков, чтобы найти березу, которую можно сравнить со стройной русской красавицей. Отмечаю рисунки с интересными дополнениями.