Методическая копилка.Индивидуальная, групповая и работа в парах на уроках русского языка и литературы
Индивидуальная, групповая и работа в парах на уроках русского языка и литературы.
Учитель: Мыльникова И.В.
«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству! (Концепция модернизации российского образования ) Идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является парное обучение. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное. Примеры работы на уроках в парах.
1.Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.
2. На отдельной карточке каждый ученик пишет три слова на любые орфограммы. Сосед по парте объясняет орфограммы в данных словах, рассказывает правило, приводит свои примеры.
3.В письменных работах в паре детям очень нравится такой вид работы, как «словарный диктант для соседа». Заранее говорится, сколько должно быть слов или словосочетаний. Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами на отдельной карточке с указанием «Составлял…». На уроке после обмена карточками и выполнения задания внизу подписывают «Выполнял…». По аналогии составляется «графический диктант для соседа». Каждый ученик выписывает из художественного текста, учебников или справочника 4-5 предложений на изученные пунктограммы, а сосед по парте расставляет знаки препинания, разбирает предложение по членам, чертит схемы предложений.
Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, ответственность, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой.
4.Очень помогает работа в парах при написании сочинений. При чтении своего или чужого сочинения вслух легко заметить речевые неточности, стилистические ошибки:
Индивидуальная работа.
Индивидуальный подход к обучению играет большую роль в освоении знаний учащимися на уроках русского языка. Нет, и не может быть двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций, мышления и т. д. Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке, оказывается нормальным лишь для определенной части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих – очень медленный. Одна и та же учебная задача для одних является сложной, для других – легкой. Одни понимают учителя сразу, другим надо повторить, а третьим необходимо разъяснить. Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития учащихся зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многим факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности и физическим развитием.
Нельзя не согласиться с известным психологом Н. А.Менчинской в том, что «эффект обучения зависит не толь от содержания и методов, но и от индивидуальных особенностей личности школьников».
Индивидуальная работа требует предварительного деления учащихся на группы (варианты) по уровню обученности. Еще К. Д. Ушинский, рассматривая вопросы организации учебного процесса, рекомендовал делить классы на группы, чтобы давать детям задания в соответствии с их подготовкой. Он писал: «Такое деление класса на группы, из которых одна сильнее другой, не только не вредно, но даже полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой сам, дать двум другим полезное самостоятельное упражнение».
Основная задача индивидуальной работы – вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».
На уроках русского языка и литературы, особенно русского языка, класс делится на 3 группы.
1 группа – сильные учащиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, умеют работать самостоятельно, задания им даю повышенной трудности.
2 группа – учащиеся со средним уровнем способностей. Для них необходимо создавать условия для продвижения в развитии и постепенного перехода в 1 группу. Работая с этой группой, стараюсь развивать способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах.
3 группа – учащиеся с пониженной мотивацией в обучении, в результате их педагогической запущенности или низких способностей. Этой группе приходится уделять особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группа работают самостоятельно. Систематическая работа с ними помогает части детей перейти на работу 2 группы.. Им даю упражнения в связных высказываниях (по данному плану, по схеме, по опорным словам).
Первое упражнение даётся для сильных учащихся; второе – для средних; третье – для слабых.Тема «Однокоренные слова и формы одного и того же слова» (5 класс)
1. а) Составьте текст на тему «Первый снег», используя однокоренные слова и формы одного и того же слова.
б) Найдите лишнее слово:
гвоздика, гвоздь, пригвоздить;
шестой, шесты, шестнадцать;
подарок, дарит, дарим;
справка, правильный, правильного.
2. Выпишите из текста однокоренные слова и формы одного и того же слова:
Зимой, раскопав снег, можно найти зеленые веточки с листочками и красными ягодками. Это брусника. Брусника – вечнозеленое растение. Оно и осенью не сбрасывает листья и под снегом остается зеленым. И ягодки под стать листочкам красивые, как осенью.
3. К словам земля, снег, дорога, мысль, красивый, зеленеет подберите однокоренные слова и формы одного и того же слова.
На уроках, завершающих темы, а также обобщения и систематизации изученного использую форму индивидуального опроса, как самостоятельное составление таблиц, схем классификационного характера. Сильные учащиеся выполняют задание самостоятельно, слабоуспевающие, составляя таблицы, схемы пользуются учебником. Составление таблиц, схем способствует развитию логического, абстрактного мышления, умение обобщать, анализировать и сопоставлятЛитература как учебная дисциплина призвана воспитывать художественный вкус читателей, вызывать сопереживание к прочитанному, развивать речь и совершенствовать навыки самостоятельного чтения. Индивидуальная работа с учащимися при этом приобретает первостепенное значение. Как и на уроках русского языка применяю тестовую методику, составляя их для индивидуальной работы. При изучении творческой биографии писателей, поэтов предлагается работа с учебником (как основа для добывания материала) и тестовая матрица для занесения найденных ответов. Выглядит такая карта так:
О жизни и творчестве А.С. Пушкина.
В тесте предлагаются вопросы, ответы на которые Вы сможете найти на стр.119-121
учебника литературы. Используйте собственные доводы, они короче и конкретнее.
№ вопроса Содержание вопроса Ответ
1.
2.
3.
4.
Как изменило русскую литературу поэтическое творчество А.С. Пушкина?
Что нашло отражение в лирике А.С.Пушкина?
Какую роль в жизни молодого поколения 19 века играли война или военные события?
Что означал «политический террор» в России?
Ответы на вопросы каждый заносит в индивидуальную карту, стараясь дать ответ наиболее точно, кратко и по существу.
Такая работа помогает ученикам быть внимательными при чтении, учит целенаправленному и вдумчивому прочтению материала. Мною разработаны для индивидуальной работы на уроках литературы разнообразные варианты подобных карт, многие из них предполагают вариативность оценивания знаний учащихся. Это помогает учащимся разрушить установившийся стереотип поведения: « я больше, чем на 3, не могу и не буду», укрепляют их веру в собственные силы и способности. Например, такие я использую для индивидуальной работы:Материал для самостоятельного повторения творческой биографии М.В. Ломоносова. (9 класс)
Прочтите самостоятельно статью «м.в. Ломоносов» (учебник «Литература», 9 кл. часть 1) на страницах 42-49. Подберите краткий и точный ответ на вопрос и запишите его в тетрадь.
1Где учился Ломоносов? Каких научных областей коснулись его исследования?
2. Какие из его произведений вам известны, о чем они?
3.Что явилось целью жизни Ломоносова?
4.Что знаете о теории «трех штилей»?
5. Как называл ломоносова А.С. Пушкин?
Для получения оценки «3» достаточно правильно ответить на два вопроса, для получения оценки»4» - на три вопроса, для оценки «5» - на все вопросы.
Новые формы индивидуальной работы предполагают широкое использование самостоятельной работы с учебником, пособиями, художественной литературой, иллюстрациями. При изучении произведений на уроках литературы часто использую составление рассказа по репродукции к тому или иному тексту, подтверждение его цитатами из первоисточника. Так при изучении повести А.И. Куприна «Олеся» для такой работы использовала иллюстрации художника П. Пинкисевича. Учащийся получал задание: подобрать из текста описание данной ситуации из повести, дополнить его собственными рассуждениями.
При желании учащиеся имеют право подготовить такие рассказы предварительно, однако в старших классах подобные задания учащиеся выполняют сразу на уроке, когда весь класс выполняет другую работу. Восприятие материала учащимися класса в таких случаях бывает достаточно правильным и полным.
Групповая работа.
В среднем звене очень эффективны игры – соревнования, основанные на групповой деятельности: «Кто больше?», «Кто быстрее?» (кто больше подберет синонимов, однокоренных слов, глаголов совершенного вида…).
Мне очень нравится (да и детям тоже) игра «Эстафета». С последней парты передается листок, на который по цепочке нужно написать примеры на правило. Выигрывает та команда, которая первой передаст учителю листок с меньшим количеством ошибок в записанных словах.
«Рассказ правила по цепочке». Условие – соблюдать логику изложения. Победит та команда, которая даст самый логичный и полный ответ.
Подобные игры – соревнования развивают у ребят чувство личной ответственности за результат, быстроту реакции. Кроме того, подобная игровая деятельность насыщает урок эмоционально, поддерживает высокий уровень интереса к предмету.
Материал для проведения командной игры «Эрудиты» Карта знатока
Играющие выполняют задания на время. Выполнившие как можно больше их за установленное время считаются победителями в игре.
1.В колонку следует вписать 10 слов (имена существительные в ед. ч. в И.п.), в которых третья по счету от начала буква О:
крОликО
О
О
О
О
О
О
О
О 2.Здесь даны начальная и конечная буквы.
Между ними следует вставить другие, чтобы получилось полное слово (имя существительное в ед.ч., И.п.)
А - - - Р ( АвтоР )
З - - - - О
Б - - - Н
У - - - К
К - - - - А
А - - - -Т
3.Из слова ГРАММАТИКА составьте как можно больше других слов, используя только буквы из данного слова и в таком же количестве. Например: КИТ.
4.Путем перестановки букв в слове получите из него другое, с новым значением. Например: СОЛЬ – ЛОСЬ.
УРОК –
МАРКА -
МАРШ-
БРУС –
АНГАР-
КАНАЛ -СЕТКА –
ЛОДКА –
РОМАН _КАМЫШ –
НАСОС -
Данные формы и методы работы помогают учителю выявить одаренных детей, развивают мотивацию к деятельности слабых учащихся, повышают познавательную активность обучающихся