Речь воспитателя как средство развития речи детей


Речь воспитателя как средство развития речи детей

Одной из самых важных составляющих речевой развивающей среды является грамотная речь педагога. И это не случайно, поскольку именно педагог закладывает основы культуры детской речи детей, приобщает их к культуре устного высказывания, т. е. оказывает огромное влияние на все стороны речи. Качества речи педагога, характеризующие её культуру:
1. Правильность, т. е. соответствие речи языковым нормам, является обязательным качеством любой речи, и речи педагога обязательно. Слушая его, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения слов или нестандартного построении фразы.
2. Точность, т. е. соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в её основе. Точная речь- это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено слово то, что должно быть сказано.
3. Логичность, т. е. смысловые связи компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Логичность речи предполагает в первую очередь наличие в высказывании трёх смыслообразующих компонентов (начало, основная часть и конец высказывания). Не менее важное значение имеет умение говорящего правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания.
4. Чистота. Иначе говоря, отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Чистая речь-это речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов. Затрудняет восприятие речи педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов, а также диалектных, жаргонных выражений.
5. Выразительность, особенность речи, захватывающая внимания и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительная речь обладает такими свойствами, которые вызывают и поддерживают внимание и интерес слушателей.
6. Богатство, иначе говоря, умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатство речи каждого человека определяется тем, как он использует богатство языка. О богатстве языка судят и по количеству слов, по их смысловой насыщенности. Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью.
7. Уместность-употребление в речи единиц соответствующих ситуации и условиям общения. Так выразительная, богатая, правильная речь потеряет все вышеперечисленные достоинства, если будет неуместной. Уместность требует от педагога гибкости речевого поведения: умеет ли определять правильность и целесообразность слов, форм и оборотов, их смысловых оттенков, заранее предусмотреть работу по их усвоению.
Методы и приёмы руководства речевым развитием детей.
Подбор методов и приёмов, а также оборудования напрямую зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы. Определяющим моментом организации речевой развивающей среды в каждой возрастной группе является педагогическая идея, направленная на развитие приоритетных линий речевого развития на каждом возрастном этапе детства.
Исходя из особенностей развития разных сторон речи детей дошкольного возраста, можно условно обозначить основные направления организации речевой развивающей среды разных возрастных групп.
Вторая младшая группа:
организация общения детей со взрослыми посредством поручений взрослого (образец обращения, словесной просьбой и др.);
организация контактов со сверстниками (взаимодействие посредством речи в разных видах деятельности через образец, подсказку слова или фразы);
организация самостоятельного рассматривания детьми книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений об окружающем;
организация «Уголка интересных вещей» с целью развития активной, инициативной речи детей;
Рассказы воспитателя (с цель совершенствования навыков эффективного слушания).
Средняя группа:
удовлетворение потребности детей в получении и обсуждении информации;
пополнение уголка «интересных вещей» (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты, и др.);
выслушивать детей, уточнение ответов, подсказка;
рассказы воспитателя (основной акцент на стимулирование познавательного интереса детей);
активное использование приёмов формирования навыков общения со сверстниками.
Старшая и подготовительная к школе группы:
с речи как средства общения (знакомства с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений, а также умения грамотно отстаивать свою точку зрения);
целенаправленное формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей, трансформация высказывания в связные рассказы, запись и повторение рассказов, уточнения, обобщения);
организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (в пополнении уголка акцент делается на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира и организации восприятия с последующим обсуждением);
создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребёнка (с целью стимулирования словесного творчества детей, повышения качества их речевых высказываний).
Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении:
1. Создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только на занятии, но и в самостоятельной деятельности.
2. Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей.
3. Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыки в естественной обстановке живой разговорной речи.