Урок русского языка в 7 классе. ТЕМА: Причастие как часть речи.
Урок русского языка в 7 классе.
ТЕМА: Причастие как часть речи.
ЦЕЛИ УРОКА: дать понятие о причастии; формировать умение отличать причастие от глагола и прилагательного; продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками; р/р. Уметь строить предложения, подбирать прилагательные и причастия к заданным словам.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Проверка домашней работы (сбор тетрадей с домашним заданием).
III. Чтение текста, записанного на доске.
Школьная примета
Прошло уже четыре дня, а мне всё вспоминается почтовый ящик, в котором я обнаружил вместо газет два берёзовых листка, которые пожелтели.
Дерево росло рядом, а ящик оказался открытым. Любопытные листики и решили заглянуть туда, путешествуя по воздуху.
Что ж?! Они попали по адресу. Ведь скоро в школу. А это значит, что наступила осень.
(Ф. Нестеров)
— Какое настроение навевает текст?
— Какова тема текста?
— Найдите олицетворение?
— Объясните орфограммы в тексте.
IV. Новая тема
— Выделите фразу два берёзовых листка, которые пожелтели, что в ней не так?
— Как следовало бы изменить фразу, чтобы текст получился красивым?
— На самом деле эта фраза в тексте звучит так: два пожелтевших берёзовых листка: Какой вариант вам кажется наиболее удачным? Запишите более удачный вариант.
— Какой частью речи является слово пожелтели?
— Перечислите все морфологические признаки этого глагола.
— Что обозначает глагол?
— Сравните слова берёзовые и пожелтевшие? Какою частью речи является слово берёзовые?
— Каково её значение?
— Как вы думаете, можно ли отнести слова берёзовые и пожелтевшие к одной части речи, а пожелтевшие и пожелтели?
— От какого слова образовано пожелтевшие?— На какой вопрос оно отвечает?
— Попробуйте сами определить, что оно обозначает? Запись в тетрадях
— Какое из слов обозначает постоянный признак, а какое— временный?
— Выделите основы в данных словах (основа одна и та же: пожел-те, -вш- и -л- формообразующие суффиксы).
— Какой общий характерный признак есть у слов: пожелтели и пожелтевшие! (прошедшее время)
— Что же называется причастием? Сделаем вывод.
ПОЖЕЛТЕВШИЕ М — от ПОЖЕЛТЕЛИ, ПОЖЕЛТЕТЬ
причастие глагол Чтение параграфа 12 учебника.
— Считаете ли вы причастие самостоятельной частью речи? Обоснуйте своё мнение.
V.Закрепление
Задание 1. Найдите среди данных слов причастие. Ученики записывают под диктовку группы слов, подчёркивают в них нужное слово, доказывают, пользуясь правилом, почему они выбрали именно его.
Стройка, строящий, строили, построй; передать, передавая, передаваемый, передали; двигает, движимый, двигательный, движок; пилящий, пилить, пилка, выпиливать.Задание 2. Игра.
Учитель называет любое существительное (например, снег), ребята должны подобрать и записать к нему как можно больше определений. Слова нужно записывать в два столбика: в первый — прилагательные, характеризующие предмет; во второй — причастия.
Например: снег.
чистый белеющий свежий сверкающий глубокий липнущий
рыхлый сыплющий
Задание 3. Запишите предложения под диктовку учителя, выберите предложения с причастиями.
1. По небу катится тонким колесом позолоченный месяц. 2. Солнце позолотило крыши домов. 3. Ваня сильно испугался, увидев такого огромного челока. 4. Испуганные внезапным шумом птицы поднялись в высь. 5. Иду я разросшимся садом, лицо закрывает сирень. 6. В этом году сад особенно разросся. 7. Глядел я на кудрявый лес, дышащий прохладой. 8. Уж небо осенью дышало.
— Определите время причастий.
— Выпишите причастия вместе с существительными, к которым они относятся
— Определите главные слова в словосочетаниях, просклоняйте устно одно словосочетание, что вы заметили?
VI. Выводы по уроку.
— Что называется причастием?
— Какие вопросы задаются к прилагательному, глаголу, причастию?
— Что обозначают глагол, причастие, прилагательное?
Запись в тетради
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - признак предмета
ПРИЧАСТИЕ признак - действия
ГЛАГОЛ - действие предмета
VII. Домашнее задание
Выучить правило§12 , упр. 75