урок русского языка в 7 классе Причастие как часть речи


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3С УГЛУБЛЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ г.КОТОВО КОТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»
Разработка конспекта урока русского языка
в 7 классе по теме «Причастие как часть речи»
с применением ИКТ, ЭОР, ТРКМ
Выполнила:
Кривоспицкая Татьяна Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Конспект урока русского языка в 7 классе
Тема «Причастие как часть речи»
Данный урок разработан по программе по русскому языку для 5-9 классов (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский), которая обеспечена учебником «Русский язык 7 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.) – М. Просвещение, 2010
Тема «Причастие» рассчитана на 31 час и изучается в разделе «Морфология». Данный урок является первым в изучении части речи. Это урок изучения нового материала. Разработан он с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: раздаточный дидактический материал; схема-кластер «Причастие как часть речи»; мультимедийный проектор; компьютер.
Планируемые результаты:
предметные: знание грамматических признаков причастия, опознавание указанных единиц в тексте, употребление их в соответствии с нормами речи.
метапредметные: умение адекватно воспринимать информацию, владение аудированием и чтением, говорением и письмом; способность правильно излагать свои мысли в устной форме; воспроизводить текст с помощью схемы; умение определять результаты учебной деятельности.

Ход урока
Оргмомент
I. Стадия вызова.
1. На доске записаны слова. Что объединяет их? Разделите их на две группы, по какому признаку можно это сделать?
Белый, в белизне, белеет, белеющий, белизна, белая, белеют, белели.
Назовите однокоренные слова и определите, какой частью речи они являются. Какое слово вызвало затруднение.
Это новая для нас часть речи – причастие. М В.Ломоносов так говорил о причастии:
Сии глагольные имена служат к сокращению
человеческого слова, заключая в себе имени
и глагола силу.
М.В. Ломоносов
Записываем число и тему урока. Давайте попробуем предположить, что же такое причастие?
2. Прием «Верные и неверные утверждения»
Задача учеников - определить, верное или ложное суждение содержится в высказывании.
Верите ли вы, что причастия своим «внешним видом» похожи на прилагательные?
Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголами?
Верите ли вы, что причастия могут быть настоящего и прошедшего времени?
Верите ли вы, что причастие бывает возвратным?
Верите ли вы, что причастия не изменяются по родам, падежам и числам?
Верите ли вы, что есть только действительные причастия?
Верите ли вы, что причастный оборот на письме всегда выделяется запятыми?
Скажите, легко ли вам было отвечать на эти вопросы? Почему? Великий Сократ сказал: "Я знаю только то, что ничего не знаю. Но я стремлюсь к знаниям" Значит, и нам необходимо узнать всё об этой части речи. Давайте сформулируем цели нашего урока. (учащиеся формулируют цели: знать грамматические признаки причастия; уметь находить причастия в тексте, различать причастия и прилагательные; уметь составлять предложения с причастиями).
Чтобы разрешить все сомнения, предлагаем найти ответы в учебном тексте.
II. Стадия осмысления.
1. Прием ИНСЕРТ. Во время чтения текста делать на полях пометки в виде значков.
Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Имена прилагательные изменяются по родам, падежам, числам. Могут иметь краткую форму. В предложении прилагательные бывают определениями и сказуемыми.
Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глагол изменяется по временам, лицам, числам и родам. В предложении обычно бывает сказуемым.
Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного: какой? какая? какое? какие?
Причастие имеет признаки глагола:
вид – совершенный (решивший);
несовершенный (решавший);
время – настоящее (засыпающий);
прошедшее (заснувший);
возвратность – возвратное (обидевшийся);
невозвратное (обидевший);
признаки прилагательного:
род – ж.р. бегущая, м.р. бегущий, с.р. бегущее;
число – ед. ч. рисующий, мн. ч. рисующие;
падеж – и.п. живущий, р.п. живущего, д.п. живущему, в.п. живущего, т.п. живущим, п.п. о живущем;
Может иметь краткую форму – построен, нарисована.
Причастие можно заменить синонимичным сочетанием (существительное + «который» + глагол)
Желтеющий лист = лист, который желтеет
Засеянное поле = поле, которое засеяли
Причастия бывают действительные и страдательные.
В предложении чаще всего являются определениями и частью составного именного сказуемого
«V» – знаю;
«+» – новое;
«?» – есть вопросы.
Может быть несколько вариантов пометок: 2 значка – «+» и «V», 3 значка – «+», «V», «?». Или 4 значка – «+», «V», «?», «–» (думал иначе). Главное, чтобы значки ставились на полях по ходу чтения текста
2.1. Следующим шагом может стать заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:«V» – знаю, «+» – новое, «?» – вопросы
Этот прием работает и на стадии осмысления. Для заполнения таблицы ученикам понадобится вновь вернуться к тексту. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому» – понятным и четким.
2.2.Другим вариантом обобщения могут быть беседа и составление кластера. - Какая информация была вам знакома?
- Почему М.В.Ломоносов говорит,
что в нем «имени и глагола сила»
- Какие формальные признаки причастия надо знать,
чтобы найти причастия в предложении?
- Какие синтаксические функции выполняет причастие?
Составление кластера « Причастие», работа выполняется совместно или по группам (Приложение №1)
4. Первичное закрепление новых знаний
Задание 1 ЭОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/51a8427f-462b-40c6-b58c-0b18ce107a19/%5BRUS7_132%5D_%5BQS_201%5D.htmlДокажите, что это слово является причастием.
Задание 2 Уровень А (самостоятельно)
Найдите и выпишите словосочетание « существительное+ причастие».
Стареющий дуб Чернеющая даль
Поседевшие волосы Свежие овощи
Покинутый дом Желтеющий лист
Горячая печь Спелый крыжовник
Колосистая рожь Стоящий кран
Горящее полотно Светящийся камень
Мокрый снег Шумный говор.
Задание 2 Уровень Б
Замените предложенные словосочетания на словосочетание ПРИЧ.+..СУЩ. и составьте 2 предложения с полученными словосочетаниями.
Шарик, который летит. Костер, который искрится. Пруд, который зарос. Солнце, которое заходит.
Задание 3 Сравните 2 текста.
1)Мне все вспоминается почтовый ящик, в котором я обнаружил вместо газет два березовых листка, которые пожелтели
2)Дерево росло рядом, а ящик оказался открытым. 3)Любопытные листики, путешествовавшие по воздуху, решили заглянуть туда.
(Ф. Нестеров)
1)Мне все вспоминается почтовый ящик, в котором я обнаружил вместо газет два пожелтевших березовых листка.
2)Дерево росло рядом, а ящик оказался открытым. 3)Любопытные листики, путешествовавшие по воздуху, решили заглянуть туда.
(Ф. Нестеров)
1. Сравните первые два предложения.
-Какой вариант вам кажется наиболее удачным?
-В чем удобство употребления причастия в данном случае?
(Делается вывод: употребление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь яркой, выразительной.)
-Есть ли в данном тексте еще причастия, выпишите его(их) вместе со словом, к которому оно относится. Перестроим это предложение оборотом со словом который. Какое предложение красивее?
2. Давайте докажем справедливость слов М.А. Ломоносова о том, что «причастия» служат к сокращению человеческого слова. Для этого замените глаголы в предложениях причастием.
Птицы, которых испугал внезапный шум, поднялись ввысь. (Испуганные внезапным шумом птицы поднялись ввысь.)
Я глядел на кудрявый лес, который дышал прохладой. (Я глядел на кудрявый лес, дышащий прохладой.) Определите время причастий.
«Хорошо выраженная мысль звучит умно на всех языках».
Д. Драйден (английский писатель, поэт, драматург, критик17 века).
Автобиография причастия выраженная
Я, причастие ВЫРАЖЕННАЯ, происхожу из семьи ______________________________________________________. Мой отец оставил мне значение _____________________________________. Мать оставила в наследство вопрос _______________________, свою синтаксическую роль __________________. Она научила изменяться по ____________________. Вот сейчас я стою в форме ____________________.
Контроль Тест 1.1. Образование и правописание причастий (N 140927) Тест включает 3 задания, обучающая цель которых: 1) закрепить полученные знания о причастии; 2) научиться отличать причастия от прилагательных, дать понятие о причастии как особой форме глагола; 3) научиться видеть в тексте причастия;
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2ecc72b6-8eca-44ae-ba70-cbe41a1ad3ee/?III. Стадия рефлексии
1.Давайте вернемся к утверждениям, из которых мы выбирали верные и неверные, и скорректируем свои знания.
Домашнее задание
Сочинение – рассуждение
1.«Причастие – это уникальная часть речи.»
2.Докажите верность высказывания В. Даля о причастии.
"Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного."