Педагогический проект «Путешествие в страну Сенсорику» Дидактические игры как способ развития сенсорно-математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ТЕМА: «Путешествие в страну Сенсорику»
Дидактические игры как способ развития сенсорно-математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Группа: Вторая младшая
Возраст: 3-4 года
Королева Ирина
Владимировна
г Березовский
2016
Пояснительная записка
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения в школе, связана с недостаточной точностью и гибкостью сенсорного восприятия. В результате, возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.
Таким образом, сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Поэтому задача сенсорного развития детей в младшем дошкольном возрасте, является одной из наиболее актуальных.
Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Отсюда вытекает проблема – какие необходимо создать условия для эффективного использования дидактических игр, как средства формирования представлений о сенсорных эталонах.
Предварительная работа с детьми данной возрастной группы, выявила недостаточный уровень представлений и знаний детей о форме, цвете, величине, положении в пространстве, времени и т. п., а также недостаточные представления родителей воспитанников о значении сенсорного развития. Так и появилась идея разработки и реализации проекта, который поможет развить сенсорно – математические представления у детей, и позволит расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Решение данной проблемы формирует цель данного проекта: формирование и развитие сенсорно – математических эталонов у воспитанников младшего возраста.
В соответствии с выявленной проблемой и поставленной целью, были сформулированы следующие задачи проекта:
Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития детей младшего возраста;
Формировать у детей зрительные способы обследования предметов, цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам.
Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей младшего возраста;
Разработать систему игр, обеспечивающих последовательное развитие сенсорных навыков в условиях игровой деятельности;
Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению с данной темой.
Учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел;
Обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;
Содействовать развитию сенсорной, психомоторной сферы детей посредством игровых технологий;
Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
Развитие познавательных процессов, мелкой моторики, памяти, внимания и воображения у детей.
Новизной проекта станет использование информационно-коммуникационных технологий, способствующих повышению качества, доступности и эффективности сенсорного воспитания, а также использование подручных материалов для формирования сенсорно - математических представлений у детей младшего возраста. Это позволит формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также учитывая индивидуальные особенности детей, что делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.
Сроки реализации: долгосрочный: сентябрь 2016г. – май 2017г.
Тип проекта: познавательно - игровой.
Участники проекта: воспитанники второй младшей группы, родители, воспитатели Королева И.В., Мастеркова Е.А., музыкальный руководитель, ИЗО педагог.
По количеству участников: коллективный.
Форма организации детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная.
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, книги, иллюстрационный материал, аудиозаписи, атрибуты для сюжетно – ролевых игр, цветная и белая бумага, карандаши, краски, пластилин.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная, познавательная, музыкально-художественная.
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми в ходе проекта:
Словесные Беседы;
Вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности;
Загадывание и отгадывание загадок;
Указание, пояснение, объяснение, разъяснение.
Педагогическая оценка (поощрение, одобрение; похвала);
Наглядные Демонстрация наглядных пособий;
Показ способа действий;
Показ образца;
Рассматривание иллюстраций;
Практические Игровые действия;
Внезапное появление объектов;
Музыкальные занятия;
Художественное творчество;
Конструирование;
Создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование.
Основные принципы реализации проекта:
Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям детей);
Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);
Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);
Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).
Рабочая гипотеза - Если будет подобран комплекс дидактических игр и созданы условия для эффективного их использования, то формирование представлений о сенсорных эталонах будет успешным.
Предполагаемый результат:
Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий.
Группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине.
Соотносят разнородные предметы по цвету, форме.
Совместная работа с родителями по изготовлению методического материала и создание картотеки дидактических игр. У родителей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.
Родители получили методические рекомендации по созданию условий для успешного усвоения сенсорных эталонов в домашних условия.
Выставка дидактических игр и пособий «Интересная математика».
Выставка совместного творчества воспитанников и родителей «Картины из фигур».
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный.
На данном этапе были осуществлены следующие мероприятия:
Изучение уровня знаний по теме. Диагностика детей, направленная на выявление уровня развития сенсорно – математических представлений;
Мониторинг диагностики детей;
Составление плана работы по реализации проекта «Формирование сенсорно-математических представлений детей раннего возраста»;
Создание предметно - развивающей среды по теме проекта;
Подбор методического материала, иллюстраций, фотографий, стихов, аудио и видеозаписей по данной теме;
Подготовка консультаций, сообщений и методических пособий для родителей;
Взаимодействие с родителями:
Совместное изготовление дидактических игр «Найди заплатку к зонтику», «Корабли», «Матрешки», «Открой коробочку» и др.;
Создание родителями карт - схем к настольно- печатным играм «Головоломка», «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает» и т.д.
Помощь в создании и оформлении выставки
Анализ и обобщение имеющегося в ДОУ опыта работы по данной теме;
Изучение опыта других образовательных учреждений.
Для того чтобы определить у воспитанников уровень представлений и знаний детей о форме, цвете, величине, положении в пространстве, времени и т. п. я использовала целевые ориентиры, прописанные в ФГОС, определяющие уровень освоения сенсорно - математических эталонов в этом возрасте. Материалы, используемые для наблюдения, а также бланки для проведения индивидуального анализа умений и навыков детей 3 – 4 лет, представлены в Приложении 1
В ходе первичного педагогического наблюдения я получила следующие результаты:
Количество Величина Форма Цвет Ориентировка в пространстве(ОВ)
Данил А. + + + + =
Артем В. - - + + =
Ильдар Г. - - - + =
Маша Ж. + + + + +
Артем И. - - - - -
Радмир К. + + + + +
Сережа О. - - - + -
Кирилл П. = = = + =
Рома П. - - - + -
Лев П. + + + + +
Саша Р. - - - - -
Арина С. + + + + +
Саша С. + + + + +
Маша Ф. + + + + +
Лиза Ш. = = = = =
Савелий П. + + + + +
Исходя из таблицы видно, что не у всех воспитанников данной группы развиты
сенсорно – математические эталоны.
2. Основной. На данном этапе провелась вся практическая работа, с целью получения качественного результата данного проекта. А именно:
Беседы с детьми, отгадывание загадок;
Рассматривание иллюстраций, открыток, книг на данную тему;
Чтение художественной литературы и заучивание считалок;
Чтение детьми стихотворений;
Проведение дидактических, сюжетно – ролевых игр, подвижных, беговых и пальчиковых игр;
Театрализованная деятельность, в т.ч. совместно с детьми;
Выставки «Картины из фигур» и «Интересная математика».
Инсценировка «Как фигуры подружились»;
Консультации для родителей на тему: «Значение сенсорного развития в раннем дошкольном возрасте» и «Комплекс игр для развития сенсорно- математических эталонов.
Творческо-продуктивная деятельность: лепка, рисование, аппликация (совместная работа детей с родителями), самостоятельная деятельность детей;
Просмотр развивающего м\ф про рыбку Малыша из серии «Геометрические фигуры. Квадрат. Треугольник».
Прослушивание и разучивание музыкальных произведений.
Деловая игра с родителями: «Как познать мир математики?». Проведение родительского собрания, разработка рекомендаций и пособий для родителей.
3. Заключительный. На этом этапе представлены результатыи проекта, оценена результативность проделанной работы, представлен продукт проекта.
Данный проект «Путешествие в страну Сенсорику» был успешно осуществлен в период с сентября 2016 года по май 2017 года, и работа по формированию у воспитанников сенсорно-математических эталонов будет продолжена в средней группе.
Технологическая карта проекта
Этапы реализации (сроки) Деятельность педагога Деятельность детей Деятельность родителей Ожидаемый результат
Подготовительный этап
Сентябрь 1.Подготовка и проведение наблюдения за детьми и анкетирование родителей по теме проекта.
2.Формулирование проблемы, постановка цели и задач проекта.
Планирование деятельности.
3.Подбор информационных источников для реализации проекта;
4.Проведение предварительных мероприятий с детьми и родителями по теме проекта;
5.Подбор дидактических игр, атрибутов, литературных произведений, мультфильмов по теме проекта. Осознание проблемы, принятие задач проекта.
Анализ родителями своих возможностей и предполагаемых затруднений по теме проекта.
Выявлены цели и задачи проекта, подобраны материалы и литература
Основной этап
Октябрь
1. Беседа с детьми «На какую фигуру похож предмет» Закрепить знание геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник), величину и высоту. Привлечение родителей к активному сотрудничеству через изготовление дидактических игр: «Волшебный зонтик», «Собери картинку», «Подбери пару», «Чего не стало?», «Геометрическая полянка». Сформировано первичное представление о геометрических фигурах.
2.Занятие по изодеятельности «Воздушные шары» Продолжать учить детей рисовать предметы круглой формы. Учить правильно держать карандаш, в процессе изображения использовать карандаши разного цвета. Дети учатся правильно держать карандаш. Учатся правильно рисовать предметы округлой формы. Правильно подбирать цветовые сочетания. Овладели умением рисовать предметы округлой формы.
3.Отгадывание загадок на тему: «Геометрические фигуры», «Загадки на цвета». Закрепление у детей знаний о геометрических фигурах на основе словесного описания и зрительного восприятия Дети учатся определять пространственное отношение, распознавать геометрические фигуры, сравнивать их по цвету, форме и размеру, обозначать символами Усвоили знания о геометрических фигурах на основе описания и зрительного восприятия.
4. Дидактическая игры «Волшебный зонтик», «Собери картинку», «Подбери пару», «Чего не стало?», «Геометрическая полянка». Развитие зрительного и сенсорного восприятия посредством дидактических игр.
Дети учатся различать предметы по цвету и форме;
упражняются в различении и назывании основных цветов.
Овладели навыком различать предметы по форме и цвету.
НОЯБРЬ 1.Физкультурное занятие «Веселый мяч». Закреплять умение ходить и бегать по кругу, учить энергичному отталкиванию мяча при прокатывании друг другу.
Дети выполняют действиям с мячом в соответствии с его свойствами (круглый, гладкий – можно катать). Привлечение родителей к активному сотрудничеству в работе по приобщению детей к истокам устного русского народного творчества. Создание нетрадиционных кукол для различных видов театра. Овладели умением ходить и бегать по кругу, отталкивать мяч партнеру по игре.
2.Чтение математических сказок - рассказов. Закрепить знания детей о геометрических фигурах, их свойствах: цвете, форме, величине Дети учатся запоминать цифры, решать несложные задачи, получить первые представления о времени, пространстве, величине, геометрических формах Усвоили знания о геометрических фигурах, их цвете, форме и величине.
3.Аппликация «Составь фигуру», «Домик для зайчика» и др. Формировать умение оценивать размер предмета, совмещать цвета, тренировать логическое мышление, улучшает цветовосприятие, воображение, память. Ребята выполняют аппликацию из геометрических фигур. Учатся совмещать цвета и оценивать размер предмета. Овладели умением оценивать размер предмета, совмещать цвета.
4.Настольный театр «Три медведя» «Теремок», «Колобок». Формирование у детей первичного представления о русском фольклоре с использованием разных видов театра. Создание развивающей среды в группе, способствующей развитию интереса малышей к театральной деятельности. У детей формируется интерес к устному народному творчеству с помощью такого средства, как театральная деятельность. Сформирован стойкий интерес к устному русскому народному творчеству средствами различных видов театра.
ДЕКАБРЬ
1. Сюжетно – ролевые игры «Накрываем на стол», «Отвезем ребят в театр», «Полечим куклу Аню», «Дочки - матери». Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предметы по описанию, закреплять навыки общения в общественных местах.Продолжать знакомить детей с правилами поведения на улице, в общественных местах. Дети играют в сюжетно-ролевые игры по заданию воспитателя. Учатся находить предметы по описанию и самостоятельно использовать их в игровой деятельности. Деловая игра с родителями: «Как познать мир математики?». Овладели умением описывать предмет, находить его существенные признаки.
2. Этюды на выражение эмоций: «Солнышко проснулось», «Вкусно или нет?» «Белочки на веточке». Формировать эмоционально-волевые черты, развивать гармоничную личность, учить распознавать различные эмоциональные состояния, подражать .Развивать дружеские отношения, уважение к окружающим, доброту. Дети учатся разделять свою радость с другими, изображать с помощью мимики, пантомимики и голосовых эмоций различные состояния настроения. Овладели умением распознавать различные эмоциональные состояния
3.Пальчиковая гимнастика «Зайка», «Кошки - мышки», «Кто где?», «Пальчики - мальчики» и др. Учить детей сложным упражнениям пальчиковой гимнастики (работа каждым пальчиком, работа пальчиком правой и левой руки с мелкими деталями. Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно–двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве. Выполняют упражнения пальчиковой гимнастики. Запоминают текст. Овладели умением повторять действия за педагогом. Начато заучивание текста гимнастики.
ЯНВАРЬ 1.Дидактические игры «Геометрическое лото» «Открой коробочку», «Что внутри?», «Волшебный сундучок», «Один - много», «Подбери по размеру» Развитие зрительного восприятия, создание радостного настроения от результата своей деятельности.
Дети учатся различать предметы по цвету, форме и величине;
Формируется «одна\один», «много» Привлечение родителей к активному сотрудничеству через изготовление дидактических игр: «Геометрическое лото» «Открой коробочку», «Что внутри?», «Волшебный сундучок», «Один - много», «Подбери по размеру»
Подготовка пересказа одной из сказок. По желанию изготовление настольного театра по этой сказке.
Овладели умением, получать радость от результата своей деятельности.
2.Лепка «Нанижи бусы на ниточку», «Ягодка для Анечки», « Грибок для ёжика», «Разноцветные мячи». Закреплять умение детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу; совершенствовать умение отщипывать от пластилина небольшие кусочки;
У детей формируется умение из отщипываемых кусочков скатывать пластилин в шарик. Закрепляют знание основных цветов, выкладывания.
Овладели умением лепить шарик из отщипываемого кусочка пластилина. Располагать предметы близко друг к другу.
3. Чтение РНС «Колобок», «Рукавичка»», «Теремок», «Три медведя». Формировать у детей первичные представления о русских народных сказках; развивать речь, активизировать словарный запас. Слушают сказки. Готовят дома пересказ с родителями одной из сказок. Овладели первичными представлениями о РНС.
4.Пальчиковая гимнастика «Зайка», «Кошки - мышки», «Кто где?», «Пальчики - мальчики» и др. Учить детей сложным упражнениям пальчиковой гимнастики (работа каждым пальчиком, работа пальчиком правой и левой руки с мелкими деталями. Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно–двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве. Выполняют упражнения пальчиковой гимнастики. Запоминают текст. Овладели умением повторять действия за педагогом. Начато заучивание текста гимнастики.
ФЕВРАЛЬ
1.Коллективная игра «Найди мышку», «Наряди солнышко». Закрепить умение группировать и соотносить однородные предметы по цвету, учить детей различать предметы по цвету с помощью сравнения; В процессе игры дети знакомятся с понятиями "такая", "не такая", "одинаковые", "разные".
Привлечение родителей к активному сотрудничеству через изготовление дидактической игры: «Найди мышку». Помощь в организации игры-эксперимента «Веселое путешествие» Овладели умением группировать и соотносить однородные предметы по цвету с помощью сравнения.
2.Подвижные и беговые игры: «Солнышко и дождик»» (на прогулке), «Автомобиль и воробышки», «У медведя во бору»,
«Мой веселый звонкий мяч», Бездомный заяц»,
« Сердитый пёс», « Воронята». Совершенствовать движения, и выполнять их в соответствии с текстом. Дети выполняют упражнения, играют в игры. Запоминают текст и правила игры. Овладели умением выполнение движения в соответствии с текстом.
3.Игра – экспериментирование с водой «Веселое путешествие».
Формировать у детей представление о свойствах воды, льда и снега. Игры с водой, снегом, льдом
«Волшебная вода»; «Цветные капельки»; «Льдинки»; «Ледяные узоры»; «Освобождение из плена»; «Тонет — не тонет»;
«Снежные фигуры». Овладели первичными представлениями о свойствах воды, льда и снега.
Март
1.Продуктивная деятельность-аппликация «Овощи на тарелке». Формировать умение располагать предметы согласно образцу, вырезать ножницами. Совместно с педагогом выполняют аппликацию располагая «овощи» согласно образцу. Привлечение к активному взаимодействию посредством организации выставки совместного творчества «Картины из фигур» Овладели умением располагать предметы согласно образцу.
2. «Создай картину». Игра на воображение.
Формировать у детей умение создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.
Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин. Соревнование : кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов. Овладели умением создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.
3. Физкультурное занятие. Построение в круг, в колонну, парами. Учить детей начинать ходьбу по сигналу, учить ходить по ограниченной поверхности, ходить и бегать, меняя направление. Развивать умение ползать, приучать бегать в разных направлениях, не мешая друг другу. Учить подлезать под верёвку и бросать предмет правой и левой рукой. Освоили умение начинать ходьбу по сигналу.
4.Просмотр мультфильма из серии «Геометрические фигуры. Квадрат. Треугольник». Закреплять умение различать и называть круг, квадрат, треугольник, овал и прямоугольник.
Учатся раскладывать фигуры по порядку большой, поменьше, маленький. Усвоили умение различать и называть основные геометрические фигуры.
АПРЕЛЬ
1.Экспериментирования деятельность: «Оттиски» Учить детей рисовать нетрадиционным способом, учить дополнять изображение деталями (рисование методом оттиска, рисование пальчиками). При помощи оттисков, дети продолжают цепочку из фигур, создают свои узоры. Консультация для родителей «Комплекс игр для развития сенсорно - математических эталонов.
Овладели умением рисовать нетрадиционными способами, продолжать Узор и создавать свой.
2.Разгадывание загадок, на заданную тему Развить чувство рифмы в стишках о формах, цветах, и величинах Разгадывают загадки. Повторяют правила поведения на занятиях Усвоили знания об основных геометрических понятиях. Форма, цвет, размер.
3. Конструирование с использованием блоков Дьенеша, палочек Кьюзикера, разного вида конструкторов. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
Развивать пространственные представления. Развивают умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения. Усвоили знания о форме, цвете, размере и толщине предметов.
4.Разноцветные физкультминутки Расслабить мышцы, которые длительное время находились без движения, успокоить, переключить на другой вид деятельности и снова настроить детей на работу.
При помощи разноцветных физкультминуток повлиять на улучшение самочувствия детей во время занятий. Перед началом разноцветных физкультминуток дети знакомятся с «гостем», то есть куклой, игрушкой, либо другим предметом соответствующего цвета. Овладели умением расслаблять мышцы, переключаться на другой вид деятельности.
МАЙ
1.Прослушивание и заучивание стишков Заучивание стихов с целью воспитания у них любви к художественному слову, воспитания вкуса, обогащения их восприятия лучшими образцами поэзии.. Чтобы достигнуть прочного и сознательного запоминания, дети заучивают стихотворение не по частям, не по строфам, а целиком, но в течение нескольких дней. Домашнее повторение стихотворений заученных детьми в группе. Усвоили навык заучивания стихов.
2. «Величина, цвет, форма. Карточки для детей». Продолжить формирование зрительного восприятия и внимания ребенка, попрактиковаться в классификации предметов по форме, цвету, размеру. Рассматривают карточки, выполняют задания педагога. Освоили умение классифицировать предметов по форме, цвету, размере.
Заключительный
Май
Анализ результатов реализации проекта;
Презентация проекта; Установлено деловое взаимодействие с родителями.
Принимали активное участие в проекте.
Положительная динамика наблюдения за формированием сенсорно - математических эталонов у детей младшего дошкольного возраста.
В конце учебного года была проведено повторное наблюдение, по которому стало возможно определить эффективность проделанной работы.
Количество Величина Форма Цвет Ориентировка в пространстве(ОВ)
Данил А. + + + + =
Артем В. + + + + =
Ильдар Г. + + + + =
Маша Ж. + + + + +
Артем И. + + + + +
Радмир К. + + + + +
Сережа О. + + + + +
Кирилл П. = = = + =
Рома П. + + + + =
Лев П. + + + + +
Саша Р. - - - - -
Арина С. + + + + +
Саша С. + + + + +
Маша Ф. + + + + +
Лиза Ш. + + + + +
Савелий + + + + +
Исходя из результатов повторной диагностики, можно утверждать, что данный способ формирования сенсорно - математических представлений эффективен.
Проект поспособствовал развитию сенсорно – математических представлений, позволил уточнить и закрепить представления о геометрических формах, времени, основных цветах и положении в пространстве. Разнообразные ситуации, применяемые в данном проекте, у воспитанников пробуждают интерес, любознательность, формируют внимание.
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр. Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр, поскольку с помощью игр, пособий дети дошкольного возраста незаметно для себя войдут в мир математики. Увлекательные игры помогут сделать образовательный процесс не трудным и не скучным, а интересным и занимательным!
Реализуя данный проект, я постаралась помочь каждому ребенку расширить свой кругозор на базе ближайшего окружения, а также создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Данный проект предоставил каждому ребенку возможность не только получить знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности. Постепенно, проект из познавательно - игрового, превращался в социально – личностный: дети стремились поделиться полученной информацией. В свою очередь, у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Список используемой литературы:
1.От Рождения до школы. Примерная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М.: Издательство МОЗАИКА СИНТЕЗ ,2014
2.ФГОС ДО: практика реализации. – М.: Издательство «Учитель», 2014.
3.Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 2007;
4.Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» -
М.: Просвещение 2005;
5.Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
6.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа. – М.: «Цветной мир», 2012.
7.Михалевская И. А., Мастеркова Е. А. Большая хрестоматия для дошкольников. – М.: Мой мир, 2008.
8.Оберемок С.М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007.
9. Петрова И.В. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста. – М.: «Сфера», 2012.
10. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей младшего дошкольного возраста. – М. : просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;
11.Сборник русских народных сказок. Под ред. Р. Кобзарева. – М.: Издательство «Алтей»,2012.
12.Соболева А. В., Загадки – смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000.