ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КЛАССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КЛАССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
«От успеха в школе – к успеху в жизни»
Т.Рибо
ВВЕДЕНИЕ
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 впервые закреплены положения об инклюзивном, то есть совместном, обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. Выбор того или иного варианта обучения и воспитания ребенка остается за его родителями или лицами, их заменяющими. Современность введения инклюзивного образования обусловлена профессиональными потребностями педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями.
Одна из центральных проблем детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста – психологическая готовность ребенка к школе. Она включает развитие психических процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания и т.п.) без которых невозможно обучение.
Трудно в школе приходится ребенку, который рассеян, неусидчив, невнимателен. Совсем по-другому чувствуют себя усидчивые дети, которые умеют удерживать свое внимание на деталях продолжительное время. Эти дети легче вписываются в процесс обучения.
У детей с ЗПР развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, и. т.д.) происходит неравномерно и в замедленном темпе, с отставанием от нормы. Они не могут сосредотачиваться, концентрироваться, переключаться – развитие внимания становится необходимостью.
Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий:
- активизирует нужные психологические процессы человека и тормозит ненужные;
-способствует отбору информации, которая представляет интерес на данный момент:
-обеспечивает длительную и избирательную сосредоточенность на одной и той же информации или виде деятельности;
- выступает как фактор, помогающий удерживать информацию в кратковременной памяти;
- является основой для мышления и решения задач.
Поэтому сформированные в начальной школе навыки произвольного внимания у детей с ЗПР как одно из условий успешности необходимы и важны для дальнейшего обучения.
Типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР.
1. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, им в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней и тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со строгими правилами (например, сюжетно-ролевые игры) детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть.
2. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.
3. Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции.
4. У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка.
5. Для них недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития.
6. В массовой школе такой ребенок впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.
Особенности интеллектуальной и эмоциональной сфер детей с задержкой психического развития
Дети с ЗПР испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения. Как правило, они не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и др. Это может происходить по нескольким причинам:
а) недостаточный опыт распознавания собственных эмоциональных переживаний не позволяет ребенку «узнать» состояние;
б) имеющийся у большинства детей с ЗПР негативный опыт взаимодействия со взрослым препятствует прямому и открытому переживанию своего настроения;
в) в тех случаях, когда собственное негативное переживание осознается и ребенок готов о нем сказать, часто ему не хватает для этого словарного запаса и элементарного умения формулировать свои мысли;
г) наконец, многие дети с ЗПР, особенно обусловленной педагогической запущенностью, развиваются вне культуры человеческих отношений и не имеют каких бы то ни было образцов эффективного информирования другого человека о своих переживаниях. Нормально развивающимся детям также свойственно недостаточное умение вербализировать свои переживания. Но у детей с ЗПР эта недостаточность выражена в еще большей степени.
Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей.
Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности и войти в ситуацию.
Задержка речевого развития часто является причиной того, что интуитивное понимание не всегда сопровождается адекватной вербализацией ребенком понимаемого, а в ряде случаев вербальное и невербальное поведение одного и того же ребенка существует как бы независимо друг от друга.
Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно.
Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. В любом случае происходит быстрая потеря интереса к работе и снижение работоспособности. Дети с ЗПР менее способны к мобилизации сил, чем нормально развивающиеся. Кроме того, такая мобилизация может привести к еще большему истощению. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР легкой формы склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения, целенаправленности, целесообразности действий, применения волевых усилий.
В отличие от нормально развивающихся школьников, которые любят заниматься и часто сами просят «дать им задание», дети с ЗПР интереса к учебным занятиям почти не проявляют. Поэтому для ребенка с ЗПР целесообразно использовать в обучении игровые элементы, наглядность и т. д.
Использование нетрадиционных подходов, креативных методов арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР.
Среди множества коррекционных-развивающих технологий, используемых в работе с обучающимися, воспитанниками с ЗПР, особое внимание заслуживает направление арт-терапия.
Слово арт-терапия сейчас встречается часто и знакомо многим, но не все знают, что именно скрывается за этим красивым названием. Лечение искусством (art - искусство, therapy - лечение) берет на вооружение самые разнообразные виды творческой деятельности человека, с целью оказания помощи ему в решении психологических проблем.
Арт-терапия соединяет в себе различные области знания – медицину, психологию, культурологию, педагогику, и др. Её основой выступает художественная практика. Язык искусства – красок, линий, форм и образов – говорит нам о том, что зачастую очень сложно выразить при помощи слов. В ходе занятий арт-терапии обучаемые, воспитанники вовлекаются в изобразительную деятельность, имеющую огромную целительную силу.
Учеными разных стран с незапамятных времен доказано, что руки человека, обладая многообразием функций, являются специфическим органом: известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки - видимой частью полушарий головного мозга. И.М.Сеченов утверждал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе его воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия со средой.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Кисть руки человека считается источником информации о внешнем мире. Именно через развитие моторики ребенка происходит компенсация невостребованных качеств организма и социальная адаптация детей с ЗПР и нарушением интеллекта. Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце.
Пластилинография – это один из новых жанров в изобразительной деятельности, появившийся сравнительно недавно.
Понятие “пластилинография” имеет два корня: “графия” – создавать, рисовать, а слово “пластилин” подразумевает материал, с помощью которого воплощается исполнение замысла. Жанр пластилинография представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением как традиционных, так и нетрадиционных техник и материалов.
Рисование пластилином - редко встречающийся вид живописи. Использование этого метода художественной выразительности вносит разнообразие в творческий процесс. Техника пластилинографии поистине уникальна. Обучающиеся, воспитанники приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Дети учатся планировать и доводить работу до конца. Рисование пластилином помогает подготовить руку ребенка к письму, что является большим подспорьем учителю начальных классов. Рисование пластилином стала неотъемлемой частью коррекционных занятий с обучающимися, воспитанниками 1 класса в коррекционной школе.
Пластилинографию можно использовать, как при организации внеурочной деятельности учащихся с ЗПР и нарушением интеллекта, так и в учебной деятельности.
Светоизотерапия - письмо и рисование кистями и красками разных размеров, ладошками, пальцами рук, маркерами на стекле. Перед тем как предложить ребенку стекло, надо обязательно обработать его кромку в мастерской (техника безопасности). А лучше взять прозрачный пластик или пластиковую доску для лепки. В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. Детям нравится рисовать на стеклах больших размеров, на них можно развернуться. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают реактивные и тревожные дети. Часто случается, что кто-нибудь выливает на стекло много воды, перегоняет ее из стороны в сторону, собирает губкой, смешивает с краской и т.д. Такая манера характерна для детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих проблемы аффективно-личностного плана. Пространство активности ребенка расширяется за счет вытекания воды за пределы стекла. К тому же консистенция воды значительно отличается от краски. Меньшая плотность и текучесть увеличивают скорость манипуляций, убирают статику и конкретику изображений. За счет того, что краска не впитывается, сколько бы разноцветных слоев ни наносилось, под ними всегда будет просвечивать прозрачная основа. Благодаря этим свойствам изображение на стекле воспринимается как сиюминутное, временное, лишенное монументальности и постоянства. Только наметки, игра, можно не нести ответственности за результат, так как результата и нет. Ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и соответственно, имеет право на ошибки и исправления, без болезненных переживаний о свершившемся, которое уже не изменить.
Рисование осуществляется либо по образцу, либо по подложке самостоятельно. В процессе изобразительной деятельности идет воздействии света 12 цветов в зависимости от психоэмоционального и соматического состояния ребенка. Светоизотерапия - это особый универсальный язык восприятия мира. Метод лечения цветом, который стал сегодня очень популярным. Светоизотерапия - это слияние двух терапевтических методов – изотерапия и светотерапия (фототерапия).
Очень эффективны упражнения с использованием cветоизотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР и нарушением интеллекта. Процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребёнка и может рассматриваться как значимый психо и физиопрофилактический фактор. Описанный прием используется для профилактики и кррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться»). Подходит зажатым детям, так как провоцирует активность. Раскрывает детей, «задавленных и затюканных» замечаниями учителей и родителей, учебными неуспехами, нагрузкой, непомерными требованиями. Совместное рисование на одном стекле как проблемная ситуация провоцирует детей устанавливать и поддерживать контакты, формировать умение действовать в конфликте, уступать или отстаивать позиции, договариваться. Использование данной технологии позволяет помочь ребёнку самому справиться со своими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию, укрепить соматическое здоровье.
Данную технологию можно использовать как для организации внеурочной деятельности детей с ЗПР и нарушением интеллекта, так и в урочной деятельности.
Шнуровальный планшет относится к спектру технологий арт – терапии.
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами коррекции и развития школьников с ЗПР, единодушно сходятся во мнении, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются высшие свойства сознания: координация, внимание, мышление, наблюдательность, воображение, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики очень важно еще и потому, что в жизни ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы одеваться, чтобы писать, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.
Слабую руку ребенка можно и необходимо развивать. Регулярные занятия с игровым шнуровальным планшетом не только тренируют пальчики, но и развивают речь и умственные способности ребенка. Шнуровальный планшет – это сразу и интересная логическая игра, и тренажер для развития мелкой моторики, и плоскостной конструктор для моделирования и художественного творчества. Разноцветными шнурками ребенок учится изображать на поверхности планшета простые контурные картинки: архитектурные сооружения, животных, людей, технику и многое другое.
Марания. В буквальном понимании «марать» значит «пачкать, грязнить». В нашем случае, в условиях арт-терапии, речь идет о спонтанных рисунках дошкольников и младших школьников, выполненных в абстрактной манере. Кроме внешнего подобия изображений, есть сходство в способе их создания: ритмичности движения руки, композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоев и смешивании цветов. Марания могут проходить не только в виде непосредственных раскрашиваний, размазываний. Марания эффективны для помощи ребенку или родителям выразить свои эмоции. Наиболее насыщенными по воплощению и эмоционально яркими являются гуашевые или акварельные изображения. При помощи мараний можно рисовать такие вещи, как страхи, гнев, в дальнейшем преобразовывать их во что-то позитивное. Их можно облечь в привлекательную для детей форму: они могут замазывать краской вход в пещеру; брызгами, пятнами, разнообразными линиями создавать города, явления природы, сказочных существ; закрашивать цветными мелками собственный силуэт, нарисованный на полу. Марания по внешнему виду порой выглядят как деструктивные действия с красками, мелками. Однако игровая оболочка оттягивает внимание от не принимаемых в обычной жизни поступков, позволяет ребенку без опасений удовлетворить деструктивные влечения. У мараний нет категорий «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», нет эталонов. Отсутствие критериев оценки мараний исключает и саму оценку. Т.е. это снимает тревожность и помогает выплеснуть агрессию, страх и пр.
Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами). Сухие листья приносят много радости детям. Даже если вы не производите с ними никаких действий, а просто держите их в ладонях, перцептивные впечатления после привычного пластика, полиэстера и ДСП вызывают сильный эмоциональный отклик. Сухие листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, шершавы и хрупки на ощупь. С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Эффектно выглядят изображения на тонированной и фактурной бумаге. Даже когда дети пытаются изобразить что-то опредмеченное, например, Чебурашку или машину, изображение получается «лохматым», пушистым, малоразборчивым, но при этом эффектным и привлекательным. Так же можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена), сахарного песка, вермишели и т.д. При стряхивании лишних материалов изображение все равно останется только в месте приклеивания. Перемешанные между собой и раскиданные сыпучие продукты, труха листьев, по своей внешнему выражению сор, который в обыденности аккуратно выметается, выбрасывается, от которого детей приучают избавляться, к которому не разрешают прикасаться.Обстановка помогает детям приобретать новый опыт свободной активности, а манипуляции с сыпучими материалами в социально разрешенной форме удовлетворять деструктивные влечения в обход социальных барьеров и догм. Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.
Большой эффект в усовершенствовании коррекционно-развивающего процесса принесли такие нетрадиционные технологии арт-терапии как:
1. Пескотерапия ( игра с песком на стекле: рисование, представление, письмо в «песчаных тетрадях», изображение на мокром песке ).
2. Упражнения на планшете «Мобильная аппликация» (аппликация из фигур разных геометрических форм, стилизованных фигур, сочинение предметных, сюжетных картинок, орнаментов, проектов, «постановка» сказок).
3. Игрушечный кукольный театр с использованием пальчиковых кукол.
4. Ниткопись (письмо и рисование шерстяными нитками на бархатной бумаге или фетре).
5. Ватопись (рисование ватой на фетре или бархатной бумаге).
6. Оригами (самобытное японское искусство складывания фигурок из бумаги с целью укрепляения у обучающихся, воспитанников способности работать руками под управлением сознания, совершенствования мелкой моторики рук, точных движений пальцев, упражнения глазомера, чёткого согласования рук и глаз).
Тренировка пальцев рук и ног стимулирует умственное развитие. М.М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе коррекционного воздействия .
Пальчиковые гимнастика и игры пособствуют развитию речи, творческой деятельности. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые гимнастику и игры всегда подбираю к теме урока и слежу, чтобы они имели развивающее значение.
Например:
«Перелетные птицы».
Тили-тели, тили-тели- Скрестив большие пальцы,
С юга птицы прилетели! помахать ладошками.
Прилетел к нам скворушка- Поочередно сгибать пальцы
Серенькое перышко: на обеих руках, начиная с
Жаворонок, соловей мизинца левой руки.
Торопились: кто скорей.
Цапля, лебедь, утка, стриж, Снова скрестив большие
Аист, ласточка и чиж - пальцы, помахать ладошками.
Все вернулись, прилетели, Указательным и большим паль-
Песни звонкие запели! цами сделать «клюв» - «птицы
поют».
Хороший эффект дает использование следующих игр:
* Игры «Угадай, что в мешочке», «Ящик ощущений» - такие упражнения развивают не только сенсорные навыки, но и речь, мышление.
* Игры с цифрами и буквами из бархатной и наждачной бумаги «Определите на ощупь», «Найди нужную цифру» и т.д. Ребенок многократно проводит рукой по цифре или букве, ощупывает ее и называет. Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой цифры или буквы, которые связываются с ее названием. Ученикам, пожелавшим тут же написать данную цифру или букву, предоставляется такая возможность. Игры данного типа провожу с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под моим руководством – к самостоятельному выполнению задания учеником, причем с закрытыми глазами.
* Игра «Пишу и рисую цветными камушками» - из камушков составляются рисунки, буквы, цифры, детям предлагается найти одинаковые камушки.
Такие упражнения направлены на развитие чувствительности рецепторов руки, и органом осязания служит рука.
Но самое любимое занятие учеников - это рисование при помощи ног. Такие занятия приводят детей в восторг и остаются в памяти как праздник.
Ступни ног обладают высокой чувствительностью, на них расположено много различных по функциональной направленности активных точек, которые так или иначе привязаны к внутренним органам и внешним частям тела. Активируя чувствительные точки ступней, нормализуется кровообращение во всем теле, появляется комфортное ощущение, улучшается настроение, усиливаются защитные и восстановительные функции организма, снимается усталость, повышается иммунитет.
Рисование ступнями ног дает ощущение свободы . Рисовать ногами можно все что угодно, все, что захочется. Рисование ступнями ног повышает опорную роль нижних конечностей, активно вступает в работу портняжная, ягодичная мышцы бедра, мышцы живота и спины. Но главное - это удовольствие от самого процесса, это активный отдых и хорошо проведенное время, отличное настроение – и неоценимая польза для здоровья.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Положительные эмоции стимулируют активность детей, и это переходит в заинтересованность самой учебной работой, в познавательный интерес. Наша задача – помочь каждому ребенку преодолеть ошибки, вселить уверенность в своих возможностях, так как успех формирует у детей веру в себя, желание получать новые знания. Радостный жизнеутверждающий тонус рождает энергию для преодоления трудностей.
Именно такие уроки дают глубину восприятия и эмоциональную окрашенность. Дети, увлеченные замыслом работы, сталкиваясь с трудностями, не замечают скрытой учебной задачи, что позволяет им раскрепоститься. Эти уроки делают жизнь детей в школе более эмоциональной и привлекательной, дают чувство уверенности в своих силах. Школьники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
Литература:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии /Под ред. В.П.Глухова. - М., 2007.
13PAGE14215
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 615