Разработка урока на тему «Дожди» — стихотворение О.Е.Григорьева»

Открытый урок по литературному чтению. (4 класс)
Тема урока: Олег Евгеньевич Григорьев. Стихотворение «Дожди»
Тип урока: интегрированный
Цели урока:
Обучающие:
( сформировать представление о видах дождя;
( обучить учащихся точному пониманию значений слов;
( познакомить с биографией автора стихотворения;
( усвоение умений и навыков передачи устной речи;
( учить выразительному чтению стихотворения;
Развивающие:
( развитие мыслительных навыков, творческих способностей;
( развитие учебно-познавательной мотивации;
( пополнение словарного запаса;
(развивать речь, память, воображение, мышление, внимание,
сообразительность;
Воспитательные:
( воспитывать интерес к поэзии, к литературному творчеству;
( воспитание нравственных качеств, взаимопомощи, культуры поведения;
Методы проведения урока: объяснительно - иллюстративный, частично-
поисковый метод, метод развития творчества,
,здоровьесберегающие
Демонстрационный материал и оборудование:
интерактивная доска (MIMIO);
презентация (Power Point) к уроку;
печатные материалы на доску - девиз, тема, цели урока;
учебник-тетрадь, цветные карандаши;
ХОД УРОКА I.
I.Мотивация к учебной деятельности.
Психологический настрой учащихся. Слайд №1
- Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте друг друга!
- Посмотрите, друг на друга; улыбнитесь и пожелайте успешной работы на уроке.
- Что необходимо для успешной работы?
- Хорошее настроение

· Давайте прочитаем девиз нашего урока. (Слайд №2).

С хорошим настроением принимайся за работу!

- И я вам желаю с хорошим настроением приняться за урок!

- Итак, начинаем наш урок.
II. Отгадывание загадки: Он всюду – в поле и в саду,
Но в дом не попадёт.
Но никуда я не иду
Покуда он идёт Слайд №3
(дождь)
Ответы детей. - Да, действительно это так.
- Догадались, о чём мы будем сегодня изучать?
- О дожде
III. Изучение нового материала. Постановка целей урока. - ---

- Сегодня мы начнем знакомиться с творчеством Олега Евгеньевича Григорьева и и будем выразительно читать стихотворение «Дожди» - --- Откройте книги, будем читать стихотворение. Стр.127. - Образцовое чтение учителя. 3. 1.Рассказ учителя об авторе стихотворения. Биография и фото автора. Слайд №4

Олег Евгеньевич Григорьев родился 6 декабря 1943 года в Вологде. Вся его жизнь прошла в Ленинграде, ныне в Санкт-Петербурге. Печататься начал довольно поздно, первая книга его детских стихов «Витамин роста» вышла в 1983 году и сразу же привлекла внимание читателя своей неординарностью
IV. Работа над словарём. Слайд №5
- Крапал – крап - мелкие пятна, брызги на чем-нибудь. Дождик крапает.
- Моросил – о дожде: накрапывать мелкими каплями.
- Припускал – о дожде: усилиться или начаться сразу, с силой.
- Стучал – звук, шум от удара, ударов, от падения твёрдого предмета.
- Косил – косое положение, делать кривым, направлять вкось, принимать
косое положение - --
- Ливень – сильный дождь.
1. А теперь посмотрим, какие бывают дожди: Слайд №6
- Весенний дождь - потоки воды, снег тает, гром, сильный шум, быстро проходит.
- Летний дождь – тёплый, чистый, тихий, нежный с радугой на небе.
- Слепой дождь – светит солнце, дождь очень тёплый, приятно бегать по лужам босиком.
- Грибной дождь – после него в лесу появляются грибы.
- Осенний дождь – капли тревожно стучат по подоконнику, стёкла запотели,
тихо падает разноцветная листва.
- Дождь со снегом – холодно, зябко, порывы ветра в лицо, снег, капли
дождя, бывает грязно.
- Проливной – очень сильный дождь.
- Нарастающий – усилиться, увеличиться.
- Обложной – от слова облако, грозовое, дождевое облако.
- Висячий – такой дождь, который висит на небе.
- Скорый – совершающийся, осуществляющихся быстро, в короткий
промежуток времени.
Физминутка Слайд №7
V. Выразительное чтение стихотворения учащихся.
1.Ответы на вопросы:
- Что делал дождь?
- Крапал, моросил, припускал, стучал, косил, лил, стоял, барабанил, мял.
- Какая часть речи – все глаголы действия.
- Дождь какой?
- Слепой, проливной, нарастающий, грибной, обложной, висячий, скорый, сонный,
медленный, спорый.
- На вопрос какой? (какая?, какое?, какие?) отвечает – имя прилагательное.
- Ребята, давайте ещё раз отгадываем загадку: Слайд № 8
По небу гуляет
Дождь рассыпает. (Туча, дождевое облако)

- У нашей тучи необычные капли: они словесные. Мы их сейчас соберем. (На слайде появляется рисунок тучи с капельками – словами: дождевик, дождь,
дождливый, дождик)
- Прочитайте слова в каждой капле.
- Как вы думаете, какое слово родилось первым, а из него выросли все остальные
- Дождь
- Расположите капельки – слова по порядку: Дождь – дождик – дождевик – дождливый.
Слайд №9
- Слово «дождевик» имеет много значений:
- Дождевик – гриб;
- Дождевик – это плащ, который носят во время дождя, туристы тоже носят
дождевики.
VI. Словесная живопись.
- Словесное рисование картины. Послушайте закличку:
- Дождик, дождик: лей, лей, никого не жалей
- Включите свои «образные экраны» и нарисуйте картину, которую вы представили.
- Как вы думаете, чем пахнет дождь?
- Свежим воздухом, грибами, цветами, травами.
- Что вы чувствуете от прикосновения, от капельки дождя?
- Холод, чистота, свежесть, нежность, тепло.
VII. Значение дождя.
- Нужны ли нам дождь?
- Да.
- Почему? Для чего нужен дождь?
- Для полива урожая пшеницы, для полива огородов, картофеля, для
растений, для деревьев, для окружающей среды.
- Если не будет дождя, что будет с природой?
- Будет засуха. Богатого урожая мы не можем собирать и т.д. (Ответы детей)
VIII. Откуда берётся дождь? Слайд №10
- На земле много океанов, морей, рек, ручейков, озёр, прудов и луж. Солнце нагревает воду. Она испаряется, становится прозрачным и невидимым паром. Превращается в маленькие капельки воды. Пар поднимается от земли все выше и выше в небо. Соединяются в крупные капельки и образуют тучу. Если появилась туча, что мы ждём? Дождь.
Туча, туча! Что несёшь?
Отвечает туча – дождь.
Вот так и появляется дождь.
Физминутка IX. Интересная информация «Самый, самый» Слайд №11
- Самую крупную каплю дождя наблюдали в 1953 году в США. Её размер 9,4 см.
- Что самый продолжительный дождь шёл в Индии со 2 августа 1860 по 31 июля 1862г.
Он продолжался 12 месяцев. - Что самая крупная градина 1 кг 2г. Это случилось В Бангладеш 14 апреля 1986г. От града погибло 92 человека. X
X. Изображения дождя
- Давайте рисовать дождь!
- Какие линии мы будем использовать при изображении дождь? Какие цвета краски и оттенки дождей? – Синий, голубой, серый, сиреневый. Слайд №12 XI. Экспресс - выставка. ( На выставку выставляются наиболее интересные рисунки, необходимо поблагодарить детей за помощь выбора самых интересных рисунков) XII. Подведение итогов, выставление коллективных оценок.
- В этом квадрате есть повторяющиеся буквы. Зачеркните их парами. Из оставшихся букв сложите слово, и получите оценку за урок.


Х

У

В

М


О

Ж

Л

А


Ц

Х

Ы

Н


И

О

Ж

Д



Ответ: «Молодцы! Умницы!»
Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение «Дожди". Придумать и составить кроссворд «Дожди».




































Познавательные. Общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением, волевая саморегуляция.

3.Выявление места и причины затруднения.
- Как вы думаете, а почему у некоторых ребят получились разные ответы? (Не все смогли правильно посчитать количество животных.)
- А почему? (Ответы детей.)
-Давайте проверим, чей же ответ был правильным. (Слайд №4).
Познавательные:
постановка и формирование проблемы.

Построение проекта и выхода из затруднения.
Слайд №5. -Скажите, а вы догадались какая тема нашего урока? (Число 9. На доске открывается тема урока). - Давайте сформулируем цели урока. (Научиться писать цифру 9, узнать место числа 9 на числовом отрезке, узнать состав числа 9). (На доске вывешиваются цели урока). - А теперь друзья давайте немного отдохнем. Физминутка. Слайд №6).

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.
Познавательные: выбор наиболее оптимальных средств способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Реализация построенного проекта.
- Продолжаем учиться!
- Какой наш первый шаг? ( Научиться писать цифру 9.)
- Ребята, давайте рассмотрим цифру 9.
- На какую цифру она похожа своими элементами? (На цифру 6).(слайд №7).
Цифра шесть вниз головой Стала цифрою другой. Можете поверить - Уж не шесть, а девять.

- Давайте поучимся писать цифру 9. (Интернет: ЦОР - письмо цифры 9 с комментариями (пишу сверху овал и вниз – закругление).
- Друзья, откуда начнем писать цифру 9? (Сверху.)
- Давайте потренируемся и вместе напишем цифру 9 сначала в воздухе. ( Пишу сверху овал и вниз – закругление).
- Приглашаю троих ребят попробовать прописать цифру. (Один мелом на доске, второй - на интерактивной доске, третий – выкладывает на плате из лего-кирпичиков).
- А, вы, ребята, откройте учебник на стр.19. пропишите цифру 9 три раза.
- Обведите самую красивую простым карандашом.
- Давайте посмотрим на доску. Ребята все справились с заданием. Молодцы! - А теперь мы сможем написать цифру 9 на числовом луче.
- Переходим к нашему второму шагу.
- Ребята, а что вы знаете об этом числе? (Стоит после 8, больше 8 на 1, «соседи» числа 8 и 10, стоит 9-м в числовом ряду).
- А где мы можем это показать? (Слайд №8. Интернет: ЦОР – числовой отрезок).
- Давайте отметим стрелочкой на числовом отрезке, как мы получили число 9. Что делаем? (Добавляем один единичный отрезок и записываем число 9).

Физкультминутка. (Для глаз с геометрическими фигурами на доске. Глазками изображаем цифру 9 – 3 раза).

Какой последний шаг вы должны сделать? (Выяснить состав числа 9.)
Я предлагаю поработать вам индивидуально, самостоятельно.
Возьмите в руки кирпичики Лего и определите состав числа 9, построив столбики разными способами. (Дети предлагают свои варианты, поднимая столбики вверх. Учитель на доске фиксирует состав числа на «числовом домике»).


1+8
8+1

2+7
7+2

3+6
6+3

4+5
5+4





Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, управление поведением партнера, выражающего свои мысли.
Познавательные. Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели, умение осознанно и произвольно произвольно строить речевое высказывание.
Логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, выдвижение гипотез.

Первичное закрепление во внешней речи.
- А теперь давайте проговорим хором состав числа 9.
9 – это 1 и 8, 8 и 1, 2 и 7, 7 и 2, 3 и 6, 6 и 3, 4 и 5, 5 и 4 - Итак, что вы узнали сегодня о числе 9? (Число 9 стоит на 9 месте в числовом ряду, «соседи» числа 9 – это 8 и 10, состав числа 9, число 9 на письме обозначается цифрой 9 и т.д.)
Работа в парах(слайд №9).
- Друзья, предлагаю вам украсить наши окна в классе математическими снежинками. Для этого раскрасьте пары чисел, которые в сумме дают число 9, одинаковым цветом. Не забудьте правила работы в парах.
- Проверяем по образцу. (слайд №10).
- Кто выполнил все правильно – молодец, а у кого возникли разногласия, не огорчайтесь, будем в дальнейшем работать.
- Скажите, а как убедиться в том, что каждый из вас понял новый материал? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
Коммуникативные:
управление поведением партнера, умение выразить свои мысли.








7. Само-контроль с самопроверкой по эталону.


- Найдите № 2 на странице 18 учебника.
- Выполните это задание самостоятельно, выбрав любой один столбик.
- Сравните свою запись с образцом. (Образец - слайд №11).
- Какие встретились ошибки? Молодцы, что вы их увидели и исправили.
- У кого ошибки на полях поставьте знак «?» А место ошибки подчеркните простым карандашом. Не расстраивайтесь, мы еще будем работать. У кого нет ошибок, вы молодцы – знак «+».

Регулятивные:
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, оценка – оценивание качества и уровня усвоения, коррекция.

8.Включение в систему знаний и повторение.

Регулятивные: прогнозирование.

Рефлексия учебной деятельности.

Познавательные: умение структурировать урок.
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли.
Регулятивные: волевая саморегуляция, оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.



9



15