Рабочая программа внеурочной деятельности Знай и люби свой город 2 класс
2. Паспорт рабочей программы
Тип программы Программа общеобразовательных учреждений
Статус программы Рабочая программа внеурочной деятельности
Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа «Знай и люби свой город» 2 класс
автор Ушакова Мария Валентиновна 2016г.
Категория обучающихсяУчащиеся 2 класса ГБОУ средней школы №700 Василеостровского района Санкт-Петербурга
Сроки освоения программы 1 год
Объем учебного времени 34 часа
Форма обучения очная
Режим занятий 1 уроков в неделю
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Знай и люби свой город» для обучающихся 2 класса на 2016 – 2017 учебный год.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Количество часов в год - 34 ч
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных правовых документов:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373 (с последующими изменениями)
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 г., рег. № 19993);
Учебного плана внеурочной деятельности учреждения;
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам.
Цель программы:
Воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных путей развития Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит.
Содержание программы предполагает решение следующих задач:
Образовательные:
знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного наследия, воспитание патриотизма и любви к родному краю;
формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;
обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем
обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
Воспитательные:
Воспитывать любовь к своей Родине.
Воспитывать культуру общения.
Развивающие:
Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
В курсе для 2 класса включены темы, дающие младшим школьникам начальные представления об основании Санкт- Петербурга, развившегося на островах в дельте реки Невы по воле Петра I; о его наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках и их создателях; о государственных символах; о музеях и театрах города, его прекрасных решётках и оградах и великолепном скульптурном убранстве.
Основная часть программы включает вопросы, которые будут рассматриваться на занятиях. Задания имеют разную степень трудности.
Вариативная часть предполагает свободу творчества учителя и учащихся. Это могут быть итоговые занятия, позволяющие закрепить пройденный материал, экскурсии, конкурсы стихов и рисунков и многое другое.
Структура программы. Предполагаемый результат.
Курс «Знай и люби свой город» предназначен для обучающихся 8-9 лет. Он рассчитан на1 год.
2 класс.
«Знай и люби свой город»
Курс посвящен изучению основных достопримечательностей Санкт-Петербурга: Петропавловская крепость, Домик Петра 1, Адмиралтейство, Летний сад, ансамбль Дворцовой площади, стрелка Васильевского острова, площадь Декабристов, Исаакиевская площадь, Невский проспект.
В конце первого года изучения курса учащиеся должны знать:
- где и когда возник Санкт-Петербург;
- называть основные достопримечательности нашего города, их архитектора (скульптора), - знать символы Санкт-Петербурга;
- основные детали зданий (шпиль, башенка, купол, колоннада, рельеф)
Должны уметь:
- найти на иллюстрации нужный объект;
- уметь показать на карте изучаемый объект.
Формы проведения занятий
Реализации задач курса «Знай и люби свой город» более всего соответствует активные методы, включающие ребенка в различные виды познавательной деятельности, позволяющей каждому учащемуся почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, высказать собственное впечатление, мнение, дать личную оценку.
Основной формой организации по курсу «Знай и люби свой город» является занятие. В процессе изучения по данной программе широко используются такие формы как:
практические занятия
беседы
экскурсии
конкурсы
исследовательская деятельность
презентации, конкурсы
самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);
игра
путешествие
проектная деятельность
В каждом занятии прослеживаются три части:
•игровая;
•теоретическая;
•практическая.
Формы учета результатов обучения
Контроль умений и навыков проводится в конце каждой темы. Даны вопросы и задания в виде тестов, ребусов, кроссвордов, а также вопросы, требующие использования дополнительного материала. В конце курса проводится итоговое занятие и викторина «Знаете ли вы свой город?».
Средства обучения
наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные.);
печатные (учебные пособия, рабочие тетради, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал, справочники и т.д.);аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т.п.);
электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
информационно-коммуникативные технологии.
Рабочая программа «Знай и люби свой город» предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка.
Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:
построение наглядного и красочного занятия в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;
приближение материала занятия к мировосприятию ребенка, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;
возможность применять личностно-ориентированный подход;
возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;
активизация познавательной деятельности;
поддержка устойчивого интереса к деятельности;
формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;
развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и проектной деятельности;
создание ситуации успеха.
При разработке уроков с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности учащихся. Занятия включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий, а так же строгое дозирование времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами СанПиН2.4.2.282110.
Планируемые результаты
В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы:
Личностные
Обучающиеся получат возможность для формирования
эмоционально-ценностного восприятия ребенком города как «своего мира», представляющего значимость (ценность) для него при условии грамотного взаимодействия с объектами городской среды и людьми
МетапредметныеРегулятивные
Обучающиеся научатся:
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
выполнять учебные действия в речевой и мыслительной форме;
проявлять инициативу в сотрудничестве;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
Обучающиеся получат возможность:
научиться анализировать и синтезировать необходимую информацию;
повысить творческую активность и самостоятельность;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников интернета под руководством учителя;
строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии.
Обучающиеся получат возможность:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
использовать речь для регуляции своего действия;
.
Обучающиеся получат возможность:
владеть монологической и диалогической формами речи;
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные
В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:
расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности;
Приобщение к культурному наследию города;
Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам);
Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города;
Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.
Учащиеся научатся:
Находить информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях, в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати под руководством взрослых;
Работать с картой, ориентироваться по карте-схеме Петербурга;
Ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
Объяснять понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия.
Литература для учителя:
1.Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Выпуск первый: Пособие по истории города с вопросами и заданиями.-СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2003 г.
2.Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: Программно-методические материалы.- СПб. КОРОНА принт, 2004 г.
3.Ермолаева Л.К.. Лебедева И.М. Чудесный город: Петербургская тетрадь.- СПб.: АО "Норинт",1996 г.
4.Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Прогулки по Петербургу. Вып. 2. Здесь будет город…- СПб.: Химия, 1996 г.
5.Ефимовский Е.С. Петербург в загадках.- СПб.: ЗАО " Норинт", 2004г.
6.Никонова Е.А. Первые прогулки по Петербургу. Учебное пособие. СПб.: ИД "Паритет",2005 г.
Календарно – тематическое планирование.
«Знай и люби свой город»
2 класс (1 ч в нед. /34 ч в год)
№ п/п Тема Форма проведения Дата план Дата факт
1 Мой район. Мой дом. Мой двор, моя улица. Будущее моего района. Клубное мероприятие Игра - путешествие 2 Наш город - Санкт Петербург. Клубное мероприятие Виртуальное путешествие 3 Мир города. "Живой город". Город и горожане. День памяти святого благоверного Александра Невского.(12 сентября) Клубное мероприятие Игра 4 Город на берегах Невы.
Петр Первый - основатель Санкт Петербурга. Покровитель города. Круглый стол творческая работа в группах 5 Удивительный Санкт- Петербург. Имя города. Возраст города. Символы Санкт- Петербурга: герб, флаг, гимн. Клубное мероприятие Интерактивное путешествие 6 Крепость на Заячьем острове. Клубное мероприятие Игра-наблюдение 7 Петропавловский собор. Новое название крепости. Клубное мероприятие 8 Первые городские постройки. Домик Петра Первого. Троицкая площадь. Круглый стол. Творческая работа в группах 9 Адмиралтейская верфь. Презентация 10 Здание Адмиралтейства. Круглый стол 11 Летний сад. Постройки Летнего сада. Интерактивное путешествие 12 Летний дворец и его история. Викторина 13 Дворцовая площадь – главная площадь города. Интерактивное путешествие 14 Зимний дворец. Интерактивное путешествие 15 Викторина «Первые постройки города» КВН 16 Эрмитаж – музей в Зимнем дворце. Игра-путешествие 17
18 Арка Главного штаба.
Александровская колонна. Творческая работа в группах 19 Васильевский остров. Стрелка Васильевского острова. Работа в группах. 20 Санкт-Петербург – город рек и каналов. Река Нева. Интерактивное путешествие 21 Сенатская площадь. презентация 22 Медный всадник. Творческая работа в группах 23 Исаакиевская площадь. Исследовательская работа 24 Исаакиевский собор. Викторина 25 Мосты города. Интерактивное путешествие 26 Невский проспект. Презентация 27 Казанский собор. Творческая работа в группах 28 Памятники героям-полководцам возле Казанского собора. Игра-экскурсия 29 Храм Воскресения Христова. Работа в группах. 30 Торговля в Санкт-Петербурге. Гостиный двор. Игра 31 Городская дума. Презентация 32 Аничков мост.
Аничков дворец. Игра-экскурсия 33 Обобщение по курсу. День рождения города. КВН