Сценарий пародии на кинофильм Иван Васильевич меняет профессию (о культуре речи)
НЕДЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Сценарий постановки пародии на кинофильм «Иван Васильевич меняет профессию» (о культуре речи)
Автор сценария: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 16 г. Невинномысска Ставропольского края Назарова Людмила Васильевна.
Спектакль сопровождает музыка из к/ф «Иван Васильевич меняет профессию»
На сцене: кресло, стол, телевизор. Звучит электронная музыка. Внезапно раздаётся шипенье, затем грохот. На сцену влетает Иван Грозный в кафтане, шапке Мономаха, со скипетром в руке.
Иван Грозный (пугливо и растерянно оглядывается по сторонам, затем размашисто крестится): Свят, свят, свят, спаси и помилуй, царь небесный. Страху-то натерпелся, когда демоны по воздуху несли. (В ужасе падает на пол) Демоны, демоны! (Поднимается с пола и пытается бежать).
На сцену выбегает мальчик Петя. Увидев Грозного, останавливается и удивлённо смотрит на него.
Петя: Вау! Мужик, ты чего сюда припёрся? Канай по-быстрому, пока цел!
Иван Грозный: Мужик? Какой я тебе мужик! Я царь всея Руси Иван Грозный! А ты, поганый смерд, на колени!
Петя: Ты кто такой, чтобы тут права качать? Ваще! Офигел совсем! И никакой я не Смерть, я Петя Буханкин. Ну, урод, в натуре, достал!
Иван Грозный: Не юрод, не юродивый я, и ничего ещё не достал. А достану плеть, задеру рубашонку да и распишу тебе портрет на одном месте. Да добрый я сегодня. Скажи лучше, отрок, где я?
Петя: Чё ты шлангом прикинулся? Небось к нам в квартиру за бабками залез?
Иван Грозный: За бабами? Да у меня своих баб полно – аж четыре у меня было законных жены.
Петя: Тьфу, чайник! Да за баблом!
Иван Грозный недоумённо разводит руками, пожимает плечами.
Петя: Ну тормоз! Небось за зелёными полез, за капустой!
Иван Грозный: Да у меня своей капусты в бочках в подвале полно!
Петя: Ну даёт! Так ты олигарх? Ну, давай клешню! Уважуха тебе! (Протягивает руку. Грозный с ужасом отдёргивает руку и рассматривает свою «клешню»)
Петя: Да грабли давай, лох! (Машет рукой. Замечает скипетр, затем рассматривает одежду Грозного, обходит вокруг него). Чувак, да ты и правда Иван Грозный! Жесть! Как же тебя… Вас… угораздило? На машине времени прилетели? Да… паки и паки… Щас я своим чувакам звякну, чтоб пришли позырить на Вас. (Звонит по телефону) Алё, Шурик! Это самое… Ты как? Это самое? Да брось: вот мы тут… это самое! Да я и царь. Короче, это самое… ползи ко мне. А? Тут у меня полный атас! Ну, вот – это самое! Давай быстренько, короче! (Обращается к Грозному) Щас ко мне пацаны придут.
Иван Грозный: А ты что, отрок, один живёшь?
Петя: Ну что Вы всё: окорок, окорок! Чё обзываться, не такой уж я и жирный. А моя кликуха не Окорок, меня дружбаны Мухой кличут. А живу я с предками и с бабулей. Она, значит, всё время в работе, ни минуты не сидит без дела. Ну, улётная бабка, короче! Только любит права качать, ну, беспредел! Реально меня заклевала. Даже не даёт ни в компе посидеть, ни телек позырить. Хотите, царь, поприкалываться? (Включает телевизор).
Ансамбль девочек исполняет народный танец под мелодию «Во поле берёзонька стояла». (видеозапись). Затем они выходят из «телевизора» и поют частушки:
Сыпал скверные слова
Кирилл то и дело,
А теперь хрипит едва –
Горло заболело.
Забывая о культуре,
Говорим мы: блин, в натуре!
Мы свою родную речь
Не стараемся сберечь.
Сквернословя и лукавя,
Мы по жизни всё идём.
Сквернословя и лукавя,
Мы культуры не найдём!
Петя: О, Натаха! Ишь ты, какой прикид!
Иван Грозный: Красавица, боярыня Натальюшка! Брови союзны, очи, как звёздочки, уста сахарные! Выступает, будто пава, плывёт, как лебёдушка, поёт, как горлинка!
Петя: Как же, лебёдушка! Реально выпендривается!
Иван Грозный: Молчи, смерд!
Наташа: Да ладно, дед, закрой варежку, это он так прикалывается.
На сцену выбегают друзья Пети. Исполняют брейк-данс. Двое поют рэп, пританцовывая:
1-й: Ну, пацаны, я тащусь!
В класс к нам припёрся какой-то гусь.
2-й: Вякнул что-то, совсем офигел,
Дал мне в рыло, я офонарел.
1-й: Чё, пацаны, вам слабо?
Отлупить того, как там его?
2-й: Чё-то я, чуваки, не просёк,
Бугор он или так себе, гусёк?
Вместе: Влипли, атас! Опять к нам ползёт, валим скорей, директор идёт!
1-й: (рассматривает Грозного) Ну я тащусь с него! Где такой пинжак оторвал? Не хило! И шапочка клёвая!
2-й: Ребя! Дед на кого-то смахивает! Точно! Я его в учебнике истории видел! У него Грозный кликуха!
Петя: Он на машине времени прилетел!
Иван Грозный: Бедный я, несчастный! От ваших речей безумных, слов диких голова трещит, шапка моего предка Мономаха с головы валится, сила молодецкая куда-то подевалась, ноги не держат, персты дрожат, язык за…за… заплетается. И о чём речь ведёте, не разумею, не ведаю.
Петя: Так время теперь другое, XXI век, короче!
Иван Грозный: Неужто такие отроки да девицы через сотни лет будут? Горе мне! Горе Руси великой! Значит, что-то не так я в своём царстве-государстве делаю, раз вот так аукнулось! Строгости мало, воспитание не то! Как же такой беде помочь? Доколе язык славянский уродовать будут? Нет, видно, без меня, всесильного царя, не обойтись. Откажусь я от царского звания! Переквалифицируюсь-ка я в учителя русского языка. Был царём Иваном Грозным, стану учителем строгим и грозным для неучей. И посему повелеваю! (Быстро пишет и затем читает свиток) Отныне и до веку запрещаю изрыгать слова бранные, ибо они душу и ум губят, боль и обиду другим причиняют. Приказываю старшим почёт и уважение оказывать. Повелеваю также всегда всем и всегда здоровья желать, «спасибо», «пожалуйста», «извините» и другие вежливые слова молвить. Требую речь словами-сорняками не засорять, мысли излагать ясно и понятно. Засим повелеваю любить и беречь наш великий русский язык. (Передаёт грамоту ученикам). Учите и исполняйте! (Уходит за кулисы, оттуда вылетают шапка, кафтан, скипетр. Следом появляется Иван Грозный в строгом учительском костюме, с указкой в руках)
Иван Грозный: Ну, что вы, ребята, поняли?
1-й ученик: Нельзя жестоко обращаться с языком, засорять его бранными словами, выражениями из уголовной лексики.
2-й ученик: Нельзя обходиться всего несколькими десятками слов, поражая всех своими скудоумием и ущербностью. Ведь русский язык необычайно богат. В словаре Даля насчитывается более 200 тысяч слов. Убогое слово «клёво» можно заменить звонкими и яркими «великолепно», «отлично», «замечательно», «превосходно».
3-й ученик: В живой речи, как в зеркале, отражается человек, его культура, богатство души. А отсутствие этих качеств неприятно окружающим.
1-й ученик: Друзья, вот на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут… а, впрочем, лучше
Мы здесь его не назовём.
2-й ученик: «Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык…
3-й ученик: Ему бывает часто лень
Сказать при встрече «Добрый день!»
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит,
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуйте» бубнит.
1-й ученик: А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего
Или заявит на прощанье:
«Ну, я пошёл… Пока! Всего!»
2-й ученик: Не скажет он друзьям по школе
Алёша, Петя, Ваня, Толя,
Своих друзей зовёт он только:
Алёшка, Петька, Ванька, Толька.
3-й ученик: Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
Но имя что? Ведь суть не в нём –
Вам этот школьник не знаком7
1-й ученик: Слова бывают разные,
Бывают неотвязные.
Вот, например, к Володе
Пристало слово «вроде».
Спросите у Володи:
2-й ученик: - Ты ученик?
З-й ученик: - Да вроде.
2-й ученик: - Работал в огороде?
1-й ученик: А он опять:
3-й ученик: - Да вроде.
1-й ученик: Слова бывают разные,
Хорошие, простые,
Слова бывают праздные –
Ненужные, пустые.
Ученики (хором): Ребята, берегите нашу родную русскую речь!
Список использованной литературы:
Агния Барто «Слова бывают разные»
В. Масс, М. Червинский «Друзья, вот на всякий случай стихи о школьнике одном…»
Chastuschka.ru. Школьные частушки.