Программа летнего оздоровительного лагеря Город добрых сердец








Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нижнеенангская средняя школа»

Программа
летнего оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей
«Город добрых сердец»






Автор программы:
Голыгина Татьяна Михайловна,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
«Нижнеенангская средняя школа»
учитель физической культуры,
высшей квалификационной категории





2015 год

Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми.
О. Уайльд
Актуальность
Современное состояние общества, величайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.
Школа и общество – сообщающиеся сосуды. Любое изменение ситуации в обществе сказывается на жизни школы, меняет её задачи, приоритеты, требования к ученику, структуру и содержание образования. Менялось время, менялись задачи реформирования школы, но одна проблема оставалась неизменной – проблема здоровья детей, охраны и укрепления здоровья школьников, создания нормальных условий для их роста и развития.
На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Все знают, что движение - это жизнь. Но страдать от гиподинамии дети начинают ещё в младенческом возрасте, а современный процесс обучения ещё более усугубляет эту проблему. Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей. Дефицит двигательной активности является одной из причин большого количества заболеваний среди учащихся, особенно простудных, избыточного веса, низких показателей в физическом развитии.
По данным многих исследований, лишь около 15 % населения регулярно выполняют физические упражнения и более 80 %, в том числе дети и подростки, не имеют достаточной двигательной нагрузки. Это позволяет лишь находиться в промежуточном состоянии между здоровьем и болезнью.
Поэтому важнейшей и очень сложной задачей стало переориентирование сознания людей на понимание того, что за своё здоровье каждый отвечает сам. И чем раньше человек осознает это и включится в процесс постоянного физического совершенствования, тем больше у него будет возможности для гармонического развития.
Два школьных урока физической культуры в неделю позволяют лишь говорить о значении физических упражнений. Привычки и потребности в регулярной физической нагрузке создаются трудно, втянуться в процесс физического самосовершенствования удаётся не всем.
Решение данных проблем возможно с помощью разных условий и средств. Одним из них является традиционное проведение оздоровительных лагерей в образовательном учреждении для сохранения и укрепления здоровья.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Здоровье - важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человека, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического, интеллектуального и эмоционального благополучия. В воспитательном процессе школы все психолого-педагогические технологии, программы, методы должны быть направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Ну, где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул, на школьных площадках, в летних оздоровительных лагерях?!
Лагерь -это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить.
Действительно, нигде так не в лагере раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.
Слово «Город» означает форму организации, основанную на признании ценностей равенства, свободы, справедливости. Это своеобразное государство, где в своих правах и обязанностях равны как дети, так и взрослые.
Основная идея – включение как можно большего числа участников в проводимые дела, игры, конкурсы, состязания, соревнования, то есть в «круговорот дел». Следовательно, изменение позиции ребёнка – от простого зрителя до участника и организатора игры.
Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленности личности ребёнка.
Лагерь размещается на базе БОУ «Верхнеентальская основная школа». В основу организации закладываются здоровье сберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.
Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Реализация цели и задач программы осуществляется через организацию общих лагерных мероприятий по тематическим дням.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях города;
– необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
– обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
– модернизацией старых форм работы и введением новых;
– необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Программа организации летней занятости обучающихся в лагере является комплексной и включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания, но большая часть мероприятий направлена на формирование здорового и безопасного образа жизни.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены.

Целевая группа
Участниками данной программы являются дети в возрасте от 7 до 15 лет различных социальных групп. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, находящихся под опёкой, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.
Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.
Принципы организации педагогического процесса в рамках программы:
-принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;
-принцип коллективной деятельности;
-принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;
-принцип самостоятельности.
На протяжении многих лет в учреждении сложилась система мероприятий по организации отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних в летний период.
Для организации работы по реализации программы смены лагеря:
-проводятся ежедневные планерки воспитателей;
-составляются планы работы отрядных воспитателей, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;
-оказывается методическая и консультативная помощь педагогам;
-сотрудники обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению мероприятий.
-проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья;
-мероприятий по профилактике детского травматизма.
В основе воспитательной системы – активный подход к реализации детского
самоуправления в форме совета командиров (обеспечивает порядок и жизнедеятельность лагеря) и инициативных групп (временные объединения для подготовки и проведения отдельных дел, тематических дней). Основным по значимости в лагере является совет командиров.
Обязанности командира отряда:
-посещать сбор совета командиров и доводить до отряда всю информацию, полученную на совете;
-планировать совместно с воспитателями работу своего отряда;
-следить за выполнением режимных моментов;
-отвечать за одно из направлений работы.
Деятельность учащихся во время лагерной смены осуществляется в двух разновозрастных отрядах по 10 человек в каждом.
Программа разработана c учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
-Конвенция ООН о правах ребенка; -Конституция РФ;
-Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98г. № 124-ФЗ;
-Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. №131-ФЗ;
-Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»;
-Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в
(оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул» (СанПиН 2.4.4.2599-10);
-Устав БОУ «Верхнеентальская основная школа»

· Положение о лагере дневного пребывания.

· Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.

· Инструкции по правила по безопасности.

· Инструкции по организации и проведению экскурсий.

· Приказы управления образования.

· Должностные инструкции работников.

· Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.

· Заявления от родителей.

· Акт приемки лагеря.
Направления деятельности:
Образовательная деятельность в рамках данной программы предусматриваются воспитательные мероприятия военно-патриотической направленности, изучение духовно нравственных традиций и истории родного края.
Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.
Кружковая деятельность
Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в период
каждой смены работают постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.
Кружковая деятельность включает в себя возможность развития детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.
Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:
· изучение интересов детей;

· презентация кружков на линейке в начале смены;
· ознакомление детей с режимом работы кружков;

· деятельность ребят в кружках;

· текущее отражение результатов деятельности детей;
· подведение итогов работы кружков в конце смены.

Культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.).
Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.






Цели и задачи программы
Цель Программы: создание условий для организованного отдыха обучающихся в летний период, укрепления физического, духовно-нравственного, эмоционального здоровья детей, развития творческих способностей детей.
Задачи Программы:
1. Организовать занятость детей и подростков в летний период с целью профилактики правонарушений.
2. Создать оптимальные условия для оздоровления и отдыха детей, включая детей из социально-незащищенных семей, детей «группы риска».
3. Способствовать развитию лидерских, организаторских, творческих возможностей детей через организацию различных видов деятельности.
4. Создать безопасные и комфортные условия для отдыха детей, для формирования желания у детей приносить пользу обществу, добросовестно относиться к своему труду.
5. Формировать навыки эффективного общения.
Сроки реализации программы: апрель - июнь 2015 года: 18 дней.
Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.
Основные принципы: -безопасности жизни и здоровья детей, защиты их прав и личного достоинства; - создания разнообразных образовательных пространств, где нормы и правила взаимодействия вырабатывают сами члены группы; - приоритета индивидуальных интересов, свободы выбора деятельности, коллектива, педагога как необходимых условий творческого развития и самореализации ребёнка; - личностного развития и самореализации ребёнка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил лагеря; - -принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;
-принцип коллективной деятельности;
-принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;
-принцип самостоятельности; -конфиденциальности в разрешении личных проблем и конфликтов детей; -единоначалия в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением
Критерии эффективности программы:
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашёл своё место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:
Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
Удовлетворённость детей и взрослых предложенными формами работы;
Творческое сотрудничество взрослых и детей.

Ожидаемые результаты
Организация полноценного летнего отдыха для детей, в том числе детей из неблагополучных, малообеспеченных семей, детей группы особого внимания с целью их социализации.
Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов.
Оздоровление детей через приобщение к здоровому образу жизни, спортивные и оздоровительные мероприятия.
Развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка.
Расширение и углубление знаний о природе, об истории и культуре Родины и родного края.
Развитие коммуникативных навыков, практических умений детей.
Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей



Концептуальный подход
Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизни общества. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской ответственности, гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народа России. Духовность заключается в любящем отношении к другому, в приоритетности интересов другого над собственными, в утверждении своим отношением несравненной ценности другого. Духовность представляет собой в высшей степени сложную совокупность общечеловеческих норм и ценностей. Духовные ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем «извлечения» из книг или чужого опыта.
Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.
Досуговая деятельность в лагере «Город добрых сердец» направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.
Работа кружков направлена на отражение олимпийской и спортивной темы.
Смена пройдёт под девизом: “Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена!” и будет включать не только спортивные соревнования, но и интеллектуальные игры, музыкальные мероприятия, культурно-просветительскую работу, связанную с олимпийской тематикой.
Важнейшим направлением в работе лагеря в эту смену станет активное приобщение детей к физкультуре, спорту, олимпийским традициям и здоровому образу жизни.
Ресурсное обеспечение программы
Кадровое обеспечение программы:
Начальник лагеря.
Воспитатели.
Учитель физкультуры.
Библиотекарь, работники культуры.
Обслуживающий персонал (повар, техничка)
Подбор начальника лагеря, воспитателей проводит администрация школы. Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит свей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.
Воспитатели организуют воспитательную работу, отвечают за жизнь и безопасность ее участников. Функции воспитателя заключаются в полной организации жизнедеятельности своего отряда: дежурство, труд по самообслуживанию, организация участия в мероприятиях. Воспитатель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка своего отряда.
Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.
Начальник и педагогический коллектив, специалисты хозяйства отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.
Материально-технические условия предусматривают:
спортивный зал;
школьная библиотека;
столовая;
игровая площадка;
спортивная площадка;
кабинеты;
ТСО;
художественные средства, игры настольные и др.;
хозяйственный инвентарь;
аудиотека, фонограммы;
канцелярские принадлежности;
компьютер с выходом в Интернет, принтер, ксерокс, мультимед. проектор

Методическое сопровождение программы
Основными методами организации деятельности являются:
Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
Метод проекта.
-Психологические услуги.
Психологические услуги предоставляются в следующих формах:
Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
Беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации. Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.

Механизм реализации программы
Этапы реализации программы:
1.Подготовительный (апрель - май):
-подбор кадров;
-подготовка методических материалов;
-подготовка материально-технической базы.
2. Организационный (май):
- Анкетирование «Что мне хочется увидеть в лагере?».
-формирование отрядов;
- изготовлением информационного стенда.
3. Основной (18 дней):
-оформление уголков отрядов.
-знакомство с режимом работы лагеря и правилами;
-образовательная деятельность;
-оздоровительная деятельность;
-патриотическая деятельность;
-культурно-досуговая деятельность;
-методическая работа с воспитателями.
4. Заключительный:
-закрытие смены (последний день смены);
-сбор отчетного материала;
-анализ реализации программы и выработка рекомендаций.
План работы смены летнего оздоровительного лагеря
дневного пребывания «Олимпийские надежды»
Данная смена, «Олимпийские надежды», посвящена спорту и здоровью, которые являются важнейшими составляющими современного мира. Ребят ждут соревнования, конкурсы, игры, увлекательные рассказы о том, как на протяжении веков зарождались современные виды спорта, об истории Олимпийских игр, о самых разнообразных спортивных играх нашего времени, распространённых на всех континентах Земли.
Жители лагеря в течение дня могут проявить себя в ходе испытаний и приключений и заработать медали (золотого, серебряного и бронзового достоинства). К концу смены жители отрядов (команд) собирают определённое количество медалей, которые подсчитывают и определяют чемпиона Олимпийских надежд.
Смена пройдёт под девизом: “Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена!”
Ведущая цель смены: выявление способностей ребёнка и его развитие в спорте, культуре, искусстве, техническом творчестве и других видов игровой деятельности.
Задачи:
1. Создать условия для формирования интеллектуально-развитого, социально-активного гражданина.
2. Сформировать знания по истории Олимпийских игр, олимпийского движения и развитию спорта.
3. Создать условия для развития творческих, интеллектуальных, физических способностей детей.
4. Сформировать у школьников навыки общения и толерантное поведение.
5. Привить навыки здорового образа жизни, укрепить здоровье.

Игровая модель смены
Актив лагеря преобразуется в Общелагерный олимпийский комитет (ООК). В него войдут по одному представителю от каждой команды – главные тренеры команд (воспитатели), Министр спорта и культуры лагеря «Олимпийские надежды» и Президент Олимпийского комитета (начальник лагеря). Главная задача комитета – развитие спорта в лагере, диагностирование и тестирование состояния здоровья, уровня физической подготовленности, особенностей психики, способностей детей, духовного и физического совершенствования на основе ценностей и идеалов олимпизма. В каждом отряде выбирается капитан команды.
Смена будет проходить в форме сюжетно-ролевой игры. Действие происходит в летнем оздоровительном лагере.
Жители лагеря в течение дня могут проявить себя в ходе испытаний и приключений и заработать медали (золотого, серебряного и бронзового достоинства). Результаты каждого дня будут фиксироваться на большом информационном стенде “Табло Олимпиады”, где отражается количество золотых, серебряных, и бронзовых медалей, полученных командами и каждым участником отдельно. Каждый день имеет свое тематическое название, отраженное на лепестке «Цветка желаний»: день здоровья, витаминный день, день безопасности, день ПДД, день пожарной безопасности, день Патриота, день дружбы и др.. Тему следующего дня лагеря будут определять сами ребята на итоговой линейке в конце рабочего дня. Право открыть лепесток «Цветка желаний» и определить тему следующего дня представится золотому победителю, т.е тому у кого больше в течение дня заработано золотых медалей.
В конце лагерной смены идет подсчет медалей в личном и командном первенстве. Ценность медали переводятся в денежный эквивалент: золотая – 10 рубл., серебро – 8 рубл., бронза – 5 рубл.. Каждый участник к концу легеря имеет определенную сумму денег с которыми в последний день смены идет в магазин «Сладкоежка».


Этапы развития смены «Олимпийские надежды»
В основе жизнедеятельности лагеря лежит троичный режим, основанный на развитии чувств, мышления и воли ребёнка. Поэтому содержание ежедневной деятельности включает в себя:
- умственную деятельность (познавательная лаборатория);
- практическую деятельность (спорт, социально-значимая деятельность, проектирование, кружки);
- досуговую деятельность (игры, творческая деятельность, увлечения и т.д.).
1. Организационный период - один из наиболее важных и трудных моментов. Именно от того, как пройдут первые дни, какой настрой получат дети, зависит успех смены.
Основные задачи периода:
- создать приятный эмоциональный настрой;
- помочь каждому ребёнку адаптироваться и познакомиться с программой; - предъявить единые требования к режиму дня в данных условиях.
Продолжительность организационного периода три дня. Организовывается этот период по плану: сбор данных, знакомство в отряде, знакомство с лагерем, выявление лидеров в отряде, проведение инструктажа, открытие смены.
Задачи педагога:
- помочь ребёнку раскрыться, показать свои личностные качества;
- держать под контролем и ввести в нужное русло отношения между детьми, формировать настроение в отряде, общее мнение;
- закладывать общественно-психологические основы существования данного детского объединения.
2. Основной период - период выполнения поставленных перед сменой задач. Основной период:
- отрядные дела;
- самоуправление;
- ОЛД (общелагерные дела).
Каждый день в отрядах проводятся отрядные дела, имеющие различные направления: спортивные, интеллектуальные, трудовые, патриотические.
Спортивное направление - в эти дни проводятся спортивные состязания. В дни интеллектуального направления дети развивают кругозор, соревнуются в знаниях. Это предусматривают интеллектуально-познавательные игры, викторины, игры, путешествия.
Творчество детей проявляется с первого дня. Отрядное дело, в котором есть элемент соревнования, зрелищности, где дети могут проявить организаторские способности, разучивают песни, готовят номера к ОЛД, к концерту. ОЛД проходит каждый день и имеет направление в зависимости от тематики.
Задачи педагога:
- перейти с позиции руководителя в организации на позицию консультанта, координатора;
- решение конфликтных ситуаций, возникших на базе межличностных симпатий и антипатий детей, «звездной болезни», неумения принимать поражение и т.д.
3. Итоговый период – заключительный период смены. Мероприятия по программе:
- анализ результатов работы, проделанной в рамках настоящей программы;
- обобщение результатов, внесение в программу изменений и внедрение в практику;
- выработка перспектив деятельности;
- анализ предложений по дальнейшему развитию, внесённых детьми, родителями, педагогами;
- составление итоговой диагностики по аналитическому материалу.
В последние дни в лагере проходят репортажи о жизни в лагере, дети делятся впечатлениями, идёт подготовка к заключительному концерту, в отрядах выбираются самые активные ребята для награждения грамотами и призами, идет подсчет полученных медалей и .



План-сетка мероприятий




Мероприятия


1

День «защиты детей»
1. Открытие лагеря (родители, дети).
2. Игры на знакомство.
3. Беседа-инструктаж с детьми (ПДД, пожарная безопасность, безопасность при проведении спортивных мероприятий, поведение в лесу, и т.д.)
4. Медицинский осмотр.
5.Самоуправление. Выбор актива, оформление отрядных уголков (название отряда, речёвка, девиз, эмблема).
6. Итоговая линейка.

2

День «Туристический калейдоскоп»
1. Танцевальный флэшмоб (зарядка)
2. Путешествие «Приключение кладоискателей»
3. Народные игры (Лапта и др.)
4. Работа кружка.



3
День Здоровья
1.Танцевальный флэшмоб
2. Приём ведёт доктор Здоровье! (профилактическая беседа по вопросам гриппа, ОРВИ, кишечных инфекций, теплового удара).Беседа «Полезные и вредные жвачки, конфеты и шоколадки».
3.Спортивно-игровая эстафета «Молодецкие забавы».
4. Работа кружка





4

День Безопасности и здоровья
1.Танцевальный флэшмоб.
2. Минутки здоровья
3. Конкурсная игра «Знатоки ПДД»
4. Составление индивидуального маршрута движения «Безопасный путь домой».
5. Встреча с работниками ГБДД: Соревнования «Безопасное колесо», беседа, подведение итогов, награждение.

5
День «Её величество -королева спорта»
1. Танцевальный флэшмоб
2. Минутки здоровья
3.Игровая программа по станциям «Лабиринт испытаний» (соревнования в беге, прыжках и метании )
4. Открытый турнир по прыжкам на скакалке.
5. Работа кружка.


6
День «Юного эколога»
1. Танцевальный флэшмоб.
2. Минутки здоровья «Природа и ее опасности»
3. Конкурс рисунков «Мир вам, люди».
4. Акция «Экологический патруль»
5. Игра по станциям «В гостях у природы»
6. Работа кружка.



7

День «Игр и забав»
1. Танцевальный флэшмоб.
2. Игровой чемпионат «Сильный, ловкий, быстрый, меткий, зоркий, прыгучий»
3. Спортивные состязания «Давай дружить и в мире жить!»
4. Викторина по знаниям ПДД «Кроссвордная по ПДД».
5. Работа кружка ( Игры наших дедушек: лапта, горелки)












8

День интеллектуальных эстафет
Спортивно-интеллектуальная эстафета «Гимнастика ума».
Шахматно-шашечный турнир.
3 Викторина о культуре речи «говорим по-русски грамотно и красиво».
4. Работа кружка.



9

День футбола
1.Просмотр мультфильма «Мешок яблок».
2. Чемпионат по футболу.
3.Игра-эстафета «Забавные мячи».
4.Игры, свободное общение.
5.Профилактическая беседа «Если хочешь быть здоров – закаляйся!»
6. Работа кружка.



10

День Малых олимпийских игр
1. Конкурс на лучшее агитационное выступление «Здоровая молодёжь – сильная Россия».
2. Малые олимпийские игры.
3 Викторина «правильное питание».
4. Беседа «Здоровье в саду и на грядке».
5.Работа кружка.


11
День необычных рекордов
1. Конкурс необычных рекордов «Самый, самый среди самых».
2.Посещение библиотеки.
3. Весёлая игра «Всё наоборот».
4.Конкурс кроссвордов. 5.Просмотр мультфильма «В стране невыученных уроков».
6. Работа кружка.

12

Витаминный день
1. Конкурс проектов «Полезные витамины».
2. Конкурс рисунков «Самое дорогое – жизнь человека».
4. Час весёлых игр и конкурсов.
5. Конкурс фирменного рецепта команд «Витаминный лесной коктейль».
6. Работа кружка


13

День здоровья и спорта
1.«Веселые старты».
2.Спортивные игры: пионербол, футбол.
3.Спортивная страничка (беседа об известных спортсменах).
4.Конкурс рисунков «Дети против наркотиков»
5. Викторина «Здоровье не купишь – его разум дарит».



14
День патриота
1. Игра-вертушка «Россия – моя страна».
2. Викторина «Дорогами войны».
3. Конкурс рисунков «День Победы»
4. Знакомство с историей и традициями родного края народные игры: «Лапта», «Чижик»
5. Работа кружка.


15
День Дружбы
1. Караоке- конкурс вокалистов «Из чего же, из чего же, из чего же»
2. Беседа «Поэтом можешь ты не быть, но вот культурным быть обязан».
3. Акция «Поделись улыбкою своей»(Изготовление смайликов)
4.Соревнования «Весёлая эстафета»
5. «Нон-стоп» конкурсная дискотека
6.Работа кружка.


16
День рекордов
Конкурс «Слабо?»
Викторина «Немного обо всем».
Спортивный час «Я – чемпион».
Час вопросов и ответов «Что я знаю об Олимпиаде?»
4.Спортивное мероприятие «Юный пожарный»
5. Работа кружка





17
День «Юного пожарного»
1. Минутка здоровья «Это надо знать» (первая помощь при ожогах)
2. Конкурс рисунков «Будьте внимательны с огнем»
3.Видеоурок «Пожарный СЭМ»
4.Работа кружка

18
День Памяти и скорби (закрытие лагеря «Олимпийские надежды»)
1.Вахта Памяти.
2..Литературная страничка «Герои разных времен» (70-летию посвящается).
3. Игровая программа « Праздник, который придумали мы!». (подведение итогов, подсчет медалей, награждение).
4. Посещение магазина «Сладкоежка».





Факторы риска и меры их профилактики


№ п/п

Факторы риска

Меры профилактики



Неблагоприятные погодные условия

Организация досуга в игровых комнатах, занятия в спортивном зале, настольные игры



Нежелание детей участвовать в реализации программы

Создание для детей возможности выбора интересного досуга



(
Активность клещей, клещевой энцефалит

Планирование работы без выхода в лес в период повышенной клещевой опасности. Беседы по профилактике клещевого энцефалита, о мерах безопасности посещения лесного массива



Кишечная инфекция

Профилактические беседы по профилактике кишечной инфекции, по питьевому режиму



Активность солнца (солнечный удар, тепловой удар)

Беседа о необходимости ношения головных уборов, соблюдении теплового режима, о необходимости одеваться в соответствии с погодными условиями



Возникновение чрезвычайных ситуаций

Профилактические мероприятия по предупреждению ЧС и охране жизни детей в летний период: правила пожарной безопасности, правила поведения детей на прогулках, правила при проезде в автотранспорте, безопасность детей при проведении спортивных мероприятий, беседы по ПДД, тематические беседы о сохранении и укреплении здоровья




















Приложение 1
Режим дня лагеря
9.00-9.15  На линейку быстро стройся!
Горн зовет: пора, пора!
С добрым утром, детвора!

9 15 -9 30                     Зарядка
Музыка звучит: пора, пора!
С добрым утром, детвора,
И тотчас же по порядку
Всем ребятам на зарядку!
Чтобы быть весь день в порядке, Надо делать нам зарядку!  9 30 -10 00          Завтрак
Нас столовая зовёт,
Каша вкусная нас ждёт!
Всем за стол! Узнать пора,
Чем богаты повара!
10 00 -12 00              Отрядные, лагерные дела Лучше лагеря нет места на свете
·
Знают воспитатели, знают и дети.
И если ты час этот будешь в отряде,
Будет всем весело, будут все рады!
Вместе с отрядом сил не жалей,
Пой, танцуй, рисуй и клей!
1200 – 13.00    Работа кружка
Если хочешь много знать,
Многому учиться,
Книги должен ты читать,
Только не лениться!
Кто-то любит танцевать,
Кто-то петь и рисовать,
Только бездельники час этот маются, А все ребята в кружках занимаются.
13 00 -14 0 0               Обед
Но у всех, смешливых даже,
За столом серьёзный вид.
Приналяжем и покажем
Наш ребячий аппетит.
14 00 -14 30           Операция «Нас здесь не было»
А теперь всем: "ДО СВИДАНИЯ!"



Приложение 2
Правила жителей смены летнего оздоровительного лагеря
«Олимпийские надежды»

Лагерь – наш дом, мы - хозяева в нём.
Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя.
Каждый в ответе за то, что с ним происходит. Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай, потом делай. Не стесняйся спросить совета.
Игра – это зеркало жизни. Не забывай про своё отражение, смотрись в зеркало чаще.

Приложение 3
Кружки лагеря «Олимпийские надежды»


п/п
Кружок

Формы работы

Руководитель кружка


1
«Чемпион»

Спортивные игры
(волейбол, футбол, баскетбол)

Голыгина Т.М.
Жерихина О.А.


2
«Наши руки не для скуки»
Изготовление поделок из бумаги и др. материалов

Колосова Е.В.

3
«Интеллектуал»

Игры в шашки, шахматы, головоломки, кроссворды и др.
Голыгина Л.И.
Аксеновская А.А.

4
«Теннис»
Игра в настольный теннис
Ордина Н.И.

5
«Биллиард»
Игра в биллиард
Ордина Н.И.

6
Кукольный кружок «Теремок»
Театральная постановка сказки
Колосова Н.Н.

7
«На бабушкином дворе»
Русские народные игры: «Лапта», «Чижик», «Прятки» и др.
Голыгина Т.М.

8
«Школа выживания»

Обучение правилам безопасного поведения на природе, трудных жизненных ситуациях. Практически
·е рекомендации
Жерихина О.А.




Приложение 4
Названия отрядов:

Название отряда: Оба-На Девиз отряда: Мы не панки, не шпана, мы ребята Оба-На.
Название команды: Спортсмены. Девиз: Приходим, чтобы победить, уходим потренироваться
Название команды: Экстрим Девиз: Всех задором заразим.
Отряд-Улёт девиз: Мы улётная команда С нами весело всегда Мы приколные ребята Не скучаем никогда! Доставайте пулемёт- К вам идёт отряд Улё-о-о-о-т!!!
Название отряда: Экстрималы Девиз отряда: Мы ребята экстрималы, нам одной победы мало, и на суше, и в воде, будем первыми везде.
Название отряда: Лесной дозор Девиз отряда: Мы ваш отдых охраняем, Будет круто обещаем!

- Название отряда: Созвездие Девиз отряда: Светят звёзды в вышине, в нашей маленькой стране, звёзды шлют нам свой привет, дарят нам тепло и свет!
- Название отряда: Торнадо Девиз отряда: Наезжать на нас не надо, Потому что мы торнадо!
Название команды: «Филонщики» Девиз команды: Главное не победа, а дотянуть до обеда

Приложение 5
Утренние профилактические беседы «Пятиминутка Здоровья»
«О питьевом режиме летом»,
«О пользе и вреде солнца»,
«О пользе летних прогулок»,
«О закаливании организма»,
«О витаминах»,
«О чистоте жилища»,
«О вреде сквозняков»,
«Об осанке», «О сроках хранения продуктов летом», «О пожарной безопасности»,
«О пользе интересного досуга», «О лекарственных препаратах и средствах», «О правилах дорожного движения»,
«О поведении на водоемах»,
«Берегите зрение»

В течение дня:
Прогулки, экскурсии, игры на свежем воздухе.

Отрядные мероприятия;
Спортивные, музыкальные, танцевальные занятия;
Подготовка общелагерных мероприятий;
Разучивание речевок, оформление листовок и др.

Мероприятия организационного периода:
Беседы о правилах пожарной безопасности, правилах поведения в общественных местах, во время походов, на водоемах, ПДД;
Знакомство с лагерем, его законами, с идеей игры, презентация отрядов
Конкурс рисунков «Эмблема нашего лагеря»;
Выбор актива, названия отряда, девиза, разучивание отрядной песни, речевки.
Открытие и закрытие смены лагеря «Олимпийские надежды».

Приложение 6
ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА
      Конкурсная программа «МИКСЕР»
      ПОСЧИТАЙ. Командам выдается комплект небольших карточек с написанными на них цифрами. Задача найти сумму всех чисел и назвать результат. Выигрывает более точная команда.
      ЧТО ТАКОЕ? Командам раздаются карточки с названиями 34-х предметов. Задача для каждой команды: после краткого обсуждения задать присутствующим вопрос о предмете, не называя его, так чтобы все остальные дали ответ. Например, что это такое?
      Удобное сиденье с подставками для рук? (Кресло.)
      Жидкость, предназначенная для соединения деталей? (Клей.)
      Молоко, телефон, дождь.
      Хлеб, ножницы, луна.
      Жираф, ложка, снег.
      Машина, ночь, сахар.
      ПОКАЖИ. Необходимо изобразить, используя всех участников команды:
      оркестр, электричку, сороконожку, зоопарк, телевизор, телефон;
      болельщиков, команда которых проигрывает, зрителей, смотрящих крутой боевик, людей в очереди за колбасой, пациентов из палаты перед операцией;
      крутых зайцев, диких поросят, одиноких волков, сумасшедших куриц;
      Пизанскую башню. Китайскую стену. Кремль, мост над Темзой;
      букву «А», «К», «Ш», «Р», «Ю»;
       картину «Медведи в сосновом бору», «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный убивает своего сына» и т.п.
      РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ. На листах бумаги команды в течение 23 минут записывает имена русских писателей и поэтов. Затем листы сверяются методом исключения. Выигрывают те, у кого фамилий останется больше.
      МАСТЕРА ПАНТОМИМЫ. Игрок одной команды для своих соперников должен, используя мимику, жесты и не произнося ни звука, изобразить заданное животное, так, чтобы все догадались, кто это.
      ВЕСЕЛЫЙ СЧЕТ. Для проведения этого конкурса заранее заготавливается комплект карточек с цифрами от О до 9 на каждую команду. Команды выстраиваются в шеренгу напротив ведущего, перед которым стоят по два стула. Каждый игрок получает карточку с одной из цифр. После того, как ведущий для команд зачитает пример, игроки с цифрами, составляющими  результат» выбегают к ведущему и садятся на стулья так, чтобы можно было прочитать ответ. Допустим, это был пример: 32 +4. На стулья рядом с ведущим должны сесть ребята, у которых в руках карточки с цифрами 3 и 6, так как сумма 32 и 4 равна 36. Команда, у которой получилось сделать это быстро и правильно, зарабатывает очко. Счет идет до пяти очков.
    КТО БЫСТРЕЕ? Команда выполняет задания быстро и четко.
      1-й вариант. Постройте, используя всех игроков команды:
      квадрат;
      треугольник;
      круг;
      ромб;
      угол;
      букву;
      птичий косяк.
      2-й вариант. Построиться в шеренгу по:
      росту;
      цвету волос;
      алфавиту имен;
      размеру ноги.
Титаник. Ведущий предлагает группе ребят забраться на стулья или лавочку. Затем им объясняется ситуация: "Вы оказались на тонущем "Титанике". Корабль тонет постепенно. Нужно, чтобы спаслось как можно больше людей. После этого ведущий через каждые 15 - 20 секунд убирает стул или ограничивает длину лавочки.
Капитан. Как и в предыдущей игре все выстраиваются на стульях. Выбирается «капитан». Ведущий предлагает ему выстроить всех на стульях по цвету глаз, размеру обуви и т.д. При этом сходить со стульев нельзя и говорить имеет право только "капитан". Для старших можно усложнить: капитан тоже не говорит.
Слон. Весь отряд должен за ограниченное время (1-2 минуты) выложить на полу из веток изображение слона. Задание необходимо выполнить в полной тишине.
Скалолаз. Группа играющих встает на невысокую скамеечку плотно дуг к другу, взявшись под локотки. По очереди каждый игрок должен будет пройти по краю скамеечки, держась за стоящих на ней людей, не оступаясь и не сталкивая со скамьи игроков.
Орлятский круг. Весь отряд встает в один большой "орлятский" круг (левая рука на плече соседа слева, правая на поясе у соседа справа). После этого ведущий предлагает всем присесть, затем поднять ногу, а дальше ... ваша фантазия.
Треугольник, квадрат ... Все встают в круг и берутся за руки. Затем все закрывают глаза. Ведущий просит: "Ребята! В полной тишине, без слов, постройте мне треугольник... квадрат...ромб и т.д».
Дотронуться до одежды цвета
Играющие должны дотронуться до одежды (своей или чужой) того цвета, которого скажет ведущий. Ведущий должен успеть осалить кого-нибудь, кто не успел дотронуться. Осаленый становиться водящим.
Водяной
Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами: "Водяной, водяной, что сидишь ты под водой, выйди на минуточку, поиграем в шуточку". Круг разбегается (на несколько шагов) и все останавливаются. "Водяной", не открывая глаз, ищет одного из играющих, его задача - определить, кто перед ним. "Водяной" может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если водящий угадал, они меняются местами.
Лавата
Играющие становятся в круг, берутся за руки и начинают двигаться по кругу, громко напевая: "Мы танцуем, мы танцуем, тра-та-та, тра-та-та, наш весёлый танец - это Лавата". Потом все останавливаются и ведущий говорит: "Мои локти хороши, а у соседа - лучше" - все берут своих соседей за локти и снова начинают двигаться напевая. Ведущий может глумиться как хочет (талия, плечи, пятки, ноги и т.п.), главное - снять у детей тактильное напряжение.
Носок-пятка (минитренинг на сближение и снятие тактильного напряжения)
Все становятся в круг очень плотно, так чтобы носок упирался в пятку впереди стоящему. Когда встали как надо, все начинают в таком положении медленно приседать - получается, что каждый садится на колени предыдущему. Если успешно сели - нужно попробовать так немного продержаться.
Спасение от пиратов
Все неожиданно оказываются в трюме пиратского корабля. Все пленники с разных кораблей, но никто не помнит, кто с какого, у каждого сохранился кусочек картинки его корабля. Пленники собирают свои корабли. Таким образом, получаются команды. У каждой команды свой корабль, на обороте которого план побега от пиратов (расположение этапов и маршрут их прохождения).
Этапы:
Открыть дверь. Достать нужный ключ из нескольких висящих ключей с помощью длинной палки с гвоздем на конце.
Пройти темный коридор. Пройти определенный путь с завязанными глазами, держась за веревку.
Пройти другой темный коридор. Пронести горящую свечу от одного места до другого. Ветер- пират пытается ее задуть.
С завязанными глазами на вкус распознать напитки в разных стаканах.
Побег с корабля. Связать веревку определенной длины из своей одежды.
Удочкой поймать плавающую бутылку.
Очистить себе проход. Из тазика маленькими кружечками вылить всю воду.
Ровно опустить шлюпку. Шлюпка – доска, к которой с двух сторон привязаны по одной веревке. Шлюпка опускается одновременно разными людьми с двух сторон за веревки. На доску ставится что- то, что не должно упасть при ее опускании.
Битва с пиратом. Армреслинг с пиратом.
На каждом этапе, при его успешном прохождении, команде выдается одна буква. Из собранных букв необходимо составить слово-ключ к кладу.
Основная задача команд – сбежать с пиратского корабля (пройти все этапы). Клад является бонусом и достается команде, которая первой его найдет.
Рыбалка
На стул ставится глубокая тарелка, участники должны по очереди бросать в нее с расстояния 2-3 м пуговицу, либо пробку бутылки стараясь попасть так, чтобы пуговица осталась в тарелке. Игру можно проводить по командам - у какой команды больше пуговиц соберется в тарелке.
Моргалочки
Ребята садятся на стульях так, чтобы образовать круг. Позади каждого сидящего на стуле должен стоять игрок, и один стул должен быть свободным. Игрок, стоящий за ним, должен незаметно подмигнуть любому из сидящих в кругу. Все сидящие участники должны смотреть на игрока со свободным стулом. Сидящий участник, увидев, что ему подмигнули, должен быстро занять свободное место. Задача игроков, стоящих сзади сидящих, заключается в том, чтобы не пропустить своих подопечных к свободным местам. Для этого им стоит только положить руку на плечо сидящему. Если стоящий игрок не выпустил сидящего, то они меняются местами.
Гусеница.
Участники становится друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда - это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; все, что придет в голову.
Геометрия вслепую.
Все встают в круг и берутся за руки. Затем все закрывают глаза. Ведущий просит: "Ребята! В полной тишине, без слов, не открывая глаз - постройте мне треугольник... квадрат...ромб и т.д»
Игра с обручем
Пролезть всей командой взявшись за руки через обруч.

Упражнения "Верёвочного курса".
"Узелки". Участники образуют круг и берутся за руки, причем руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей. Задача: не расцепляя рук, распутать узел и образовать круг. * Это упражнение дает возможность участвовать всем в выработке стратегии. 2. "Электрическая цепь". Команда разбивается на пары. Партнеры садятся напротив друг друга, где соединяют руки и ступни, образуя таким образом, электрическую цепь, по которой ток течет по сцепленным рукам и ногам. Задача участников: встать, не разрывая электрической цепи. Теперь объединитесь по две пары друг с другом, чтобы получилась электрическая цепь, состоящая из четырех человек. Задача остается прежней - встать всем вместе, не разрывая цепь. Когда этот этап благополучно завершен, снова объедините группы, чтобы образовать электрическую цепь, состоящую из 8 человек. В конце концов вы получите электрическую цепь, образованную всеми участниками, которые должны подняться. Два главных условия этого упражнения: 1) электрический ток должен беспрепятственно течь по замкнутой электрической цепи, образованной сцепленными руками и ногами; 2) на каждом этапе участники должны отрываться от земли одновременно. Подсказка вожатому: не забудьте поддержать детей, ведь им очень трудно! 3. "Сидячий круг". Команда формирует тесный круг (плечи касаются). После этого попросите ребят повернуться на 90 градусов направо. Задание: Нужно медленно сесть на колени друг к другу и рукой коснуться плеча находящегося сзади человека. Завершите это упражнение на высокой ноте, смеясь и хлопая всем. 4. "Отжимания". Разбейтесь на группы по 4 человека. Ваша задача - отжаться от земли, чтобы в нее упирались только ваши руки, и продержаться не меньше 5 секунд. * Подсказка вожатому: удобнее всего будет выполнять отжимания, если группа ляжет на землю лицом вниз так, чтобы образовался квадрат, стороны которого образованы телами (ноги одного лежат на спине соседа). Вожатому необходимо узнать у детей, есть ли у них проблемы со спиной? В данном упражнении таких детей можно привлечь в качестве судей. 5. "Все на борт". Оборудование: любая обозначенная площадка (банкетка, стул, брусок). Задача участников: уместиться всей командой на площадке средней величины. Нужно убрать обе ноги от земли, и удержаться минимум пять секунд. Второй этап: нужно сделать то же самое на площади меньшей величины. 6. "Бревно". Оборудование: любое бревно (дерево, лежащее на земле, гимнастическое бревно и т.п). Команда выстраивается на бревне. Начиная с первого человека, команда переправляется на противоположный конец бревна. В результате должна получиться та же линия, в том же порядке. * Подсказка вожатому: лучше расположить команду, чередуя мальчиков и девочек. 7. "Тролли". Оборудование: тролли - небольшая дощечка, брусок или другой вспомогательный предмет. Обозначить две параллельные линии, находящиеся на расстоянии не меньше трех метров друг от друга. Задача команды - переправиться от одной линии до другой, не касаясь земли, используя тролли. 8. "Прогулка слепых". Пусть каждый участник закроет глаза повязкой. Когда все глаза закрыты расскажите ребятам, что мы собираемся в путешествие по неприкосновенной земле, которой не может коснуться наш взгляд. Попросите положить правую руку на плечо впередистоящего. Медленно начните путешествие по выбранному маршруту, включая залезание на пеньки, возвышенности, пролезание под низко нависшими деревьями и ветками, протискивание между деревьями и т.д. Финишируйте на каком-нибудь тесном (но безопасном!) месте. * Подсказка вожатому: выполнять это упражнение следует в полном молчании. Следует выбрать знак для обозначения опасности (пожимание, хлопок по плечу и др.). 9. "Паутина". Оборудование: заранее сплетенная из веревок "паутина". Количество ячеек должно соответствовать количеству участников. Задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой через паутину с одной стороны на другую, не касаясь при этом ни одной ее части. Если вы касаетесь паутины, вся команда возвращается обратно и начинает упражнение снова. Если кто либо из вас переправился на другую сторону, то он не может вернуться, обойдя паутину, и помочь команде. Каждую ячейку можно использовать только один раз. 10. "Переправа". Оборудование: канат, ведро с водой. Заранее готовится "маятник" (канат крепится к опоре). Задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой за обозначенную линию, не касаясь земли. Кроме того, каждому члену команды нужно перенести емкость с водой, не пролив ни единой капли. Обязательна страховка!

Подвижные игры:
Подвижная игра «Разгрузка арбузов».
На одной стороне площадки в обруче лежит 10 баскетбольных мячей. Задача играющих встать в шеренгу с интервалом между друг другом 1 метр.  Необходимо, передавая мячи друг другу переместить все мячи из одного обруча в  другой, находящийся на противоположной стороне площадки.

Быстрые водоносы

Участвуют два человека. На двух стульях стоит миска с водой и лежит по одной ложке. В нескольких шагах стоит еще два стула, а на них пустой стакан. Кто первый заполнит пустой стакан, тот - победил.
На болоте

Двум участникам дают по два листа бумаги. Они должны пройти через "болото" по "кочкам" - листам бумаги. Нужно положить лист на пол, стать на него двумя ногами, а другой лист положить впереди себя. Переступить на другой лист, обернуться, взять снова первый лист и положить впереди себя. И так, кто первый пройдет через комнату и вернется назад.

Картошка в ложке
Надо пробежать определенное расстояние, держа в вытянутой руке ложку с большой картофелиной. Бегут по очереди. Время бега засекают по часам. Если картофелина упала, ее кладут обратно и продолжают бег. Бежать без картофелины нельзя! Побеждает показавший лучшее время. Еще увлекательнее состязание команд.

Не хуже, чем кенгуру

Нужно пробежать, а вернее - пропрыгать определенное расстояние, зажав между коленями теннисный мяч или спичечный коробок. Время засекают по часам. Если мяч или коробок падает на землю, бегун поднимает его, снова зажимает коленями и продолжает бег. Побеждает показавший лучшее время.

Золушка

Смешайте на столе кучку из гороха, фасоли, чечевицы, сушеной рябины, калины - что найдется под рукой: 3-4 разных вида, не больше. Надо разобрать все на однородные кучки - с завязанными глазами. Побеждает тот, кто за определенное время (его устанавливают заранее) разберет большее число зерен и ягод. Если что-то попадет не в ту кучку, из нее вынимают два зерна или ягоды - как штраф.


Градусник

Без помощи рук обе команды на скорость передают бутафорский градусник так, чтобы он обязательно находился под левой рукой.

Путешествие

Цветным мелом на полу рисуется несколько пересекающихся, переплетающихся "тропинок" разного цвета. Игроки, выбрав свою "тропинку", стараются как можно быстрее дойти, добраться до конца пути. Кто первым окажется у цели - победитель.

Марафон

При помощи обыкновенной спринцовки необходимо провести теннисный шарик по всей дистанции "марафона", стараясь быстрее добраться до финиша.
«Алфавит»

Участникам, сидящим в кругу, раздаются карточки с буквой Алфавита (33 карточки, то есть 33 буквы), ничего, что у кого-то окажется 2 карточки. В центр круга ставится стул, и по команде участникам предлагается сложить все карточки в Алфавит, чтобы нижней карточке соответствовала первая буква Алфавита, а верхней – последняя.

Баба-Яга

Игра эстафетная. В качестве ступы используется простое ведро, в качестве метлы - швабра. Участник встает одной ногой в ведро, другая остается на земле. Одной рукой он держит ведро за ручку, а в другой руке - швабру. В таком положении необходимо пройти всю дистанцию и передать ступу и метлу следующему.

Мяч в кольцо
Команды построены в одну колону по одному перед баскетбольными щитами на расстоянии 2 – 3 метра. За сигналом первый номер выполняет бросок мяча по кольцу, затем кладет мяч, а второй игрок тоже берет мяч и бросает его в кольцо и так далее. Выигрывает та команда, которая больше всех попала в кольцо.
Художники
В центре круга или эстрады - два мольберта с бумагой. Ведущий вызывает по две группы из пяти человек. По сигналу ведущего первые из группы берут уголь и рисуют начало рисунка, по сигналу передают уголь следующему. Задача - всем пяти соревнующимся нарисовать заданный рисунок быстрее, чем их противники. В рисовании должны участвовать обязательно все. Задания даются несложные: нарисовать паровоз, велосипед, пароход, автомобиль грузовой, трамвай, самолет и т. д.
Бег с тремя мячами
На линии старта первый берет удобным образом 3 мяча (футбольный, волейбольный и баскетбольный). По сигналу бежит с ними до поворотного флажка и складывает возле него мячи. Назад он возвращается пустой. Следующий участник бежит пустым до лежащих мячей, поднимет их, возвращается с ними назад к команде и, не добегая 1м, кладет их на пол. - вместо больших мячей можно взять 6 теннисных, - вместо бега – прыжки. Репка
Участвуют две команды по 6 детей. Это - дед, бабка, Жучка, внучка, кошка и мышка. У противоположной стены зала 2 стульчика. На каждом стульчике сидит репка - ребенок в шапочке с изображением репки.
Игру начинает дед. По сигналу он бежит к репке, обегает ее и возвращается, за него цепляется (берет его за талию) бабка, и они продолжают бег вдвоем, вновь огибают репку и бегут назад, затем к ним присоединяется внучка и т. д. В конце игры за мышку цепляется репка. Выигрывает та команда, которая быстре вытянула репку.
Эстафета с обручами
На дорожке проводятся две линии на расстоянии 20 - 25 м одна от другой. Каждый игрок должен прокатить обруч от первой до второй линии, вернуться обратно и передать обруч своему товарищу. Выигрывает та команда, которая раньше завершит эстафету.
Встречная эстафета с обручем и скакалкой
Команды строятся как на встречной эстафеты. У направляющего первой подгруппы - гимнастический обруч, а у направляющего второй подгруппы - скакалка. По сигналу игрок с обручем устремляется вперед, прыгая через обруч (как через скакалку). Как только игрок с обручем пересечет линию старта противоположной колонны, стартует игрок со скакалкой, который продвигается вперед, прыгая через скакалку. Каждый участник после выполнения задания передает инвентарь очередному игроку в колонне. Так продолжается до тех пор, пока участники не выполнят задание и не поменяются местами в колоннах. Пробежки запрещены.
Носильщики
4 игрока (по 2 от каждой команды) становятся на линии старта. Каждый получает по 3 больших мяча. Их надо донести до конечного пункта и вернуться назад. Удержать в руках 3 мяча очень трудно, а упавший мяч поднять без посторонней помощи также не легко. Поэтому передвигаться носильщикам приходится медленно и осторожно (дистанция не должна быть слишком большой). Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.
Гонка мячей под ногами
Игроки делятся на 2 команды. Первый игрок посылает мяч между расставленными ногами игроков назад. Последний игрок каждой команды наклоняется, ловит мяч и бежит с ним вдоль колонны вперед, встает в начале колонны и опять посылает мяч между расставленными ногами и тд. Побеждает комманда, которая быстрее закончит эстафету.
Три прыжка
Участники делятся на две команды. На расстоянии 8-10 м. от линии старта положить скакалку и обруч. После сигнала 1-ый, добежав до скакалки, берет ее в руки, делает на месте три прыжка, кладет и бежит назад. 2-ой берет обруч и делает через него три прыжка и идет чередование скакалки и обруча. Чья команда быстрее справится, та и победит.
Запрещенное движение
Играющие вместе с руководителем встают в круг. Руководитель выходит на шаг вперед, чтобы быть заметнее. Если играющих мало, то можно построить их в шеренгу, а самому встать перед ними. Руководитель предлагает ребятам выполнять за ним все движения, за исключением запрещенного, заранее им установленного. Например, запрещено выполнять движение "руки на пояс". Руководитель под музыку начинает делать разные движения, а все играющие повторяют их.Неожиданно руководитель выполняет запрещенное движение. Участник игры, повторяющий его, делает шаг вперед, а затем продолжает играть.
Гонка мячей
Играющие делятся на две, три или четыре команды и становятся в колонны по одному. У стоящих впереди по волейбольному мячу. По сигналу руководителя начинается передача мячей назад. Когда мяч дойдет до стоящего сзади, он бежит с мячом в голову колонны (все делают шаг назад), становится первым и начинает передачу мяча назад и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока каждый из игроков команды не побывает первым. Надо следить за там, чтобы мяч передавался с прямыми руками с наклоном назад, а дистанция в колоннах была бы не менее шага.
Передал - садись!
Играющие делятся на несколько команд, по 7 - 8 человек в каждой и строятся за общей линией старта в колонну по одному. Впереди каждой колонны лицом к ней на расстоянии 5 - 6 м становятся капитаны. Капитаны получают по волейбольному мячу. По сигналу каждый капитан передает мяч первому игроку своей колонны. Поймав мяч, этот игрок возвращает его капитану и приседает. Капитан бросает мяч второму, затем третьему и последующим игрокам. Каждый из них, вернув мяч капитану, приседает. Получив мяч от последнего игрока своей колонны, капитан поднимает его вверх, а все игроки его команды вскакивают. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание.
Снайперы
Дети встают в две колонны. На расстоянии 3м перед каждой колонной положить по обручу. Дети по очереди бросают мешочки с песком правой и левой рукой, стараясь попасть в обруч. Если ребенок попал, то его команде засчитывается 1 балл. Итог: у кого больше баллов, та команда и выиграла.







Приложение 7

Спортивные состязания «Давай дружить и в мире жить!»

Инвентарь: кегли, обручи, скакалки, баскетбольные мячи, воздушные шары, надувные мячи, спортивные скамейки, 3 совка, 3 набора продуктов, 3 хозяйственные сумки, барьеры, ласты. Ведущие:
Мы начинаем самые спортивные из всех спортивных, самые состязательные из всех состязательных состязания «Давай дружить и в мире жить!». Участники соревнований будут состязаться в силе, ловкости, смекалке, быстроте! Наш праздник посвящается героям великой Отечественной войны, отдавшим жизнь за наше счастливое детство. Я предлагаю командам выйти на старт и побороться за звание героев нашего спортивного праздника. Слово предоставляется главному судье соревнований (подбор команд) А сейчас напутственные слова участникам соревнований. Выступление детей.
1 Ученик:
Чтоб здоровье сохранить, Организм свой укрепить, Знает вся моя семья Должен быть режим у дня.
2 Ученик:
Следует, ребята, знать Нужно всем подольше спать. Ну, а утром не лениться – На зарядку становиться!
3 Ученик:
Чистить зубы, умываться, И почаще улыбаться, Закаляться, и тогда Не страшна тебе хандра.
4 Ученик:
Кушать овощи и фрукты, Рыбу, молокопродукты - Вот полезная еда, Витаминами полна!
5 Ученик:

Ведущий 1: Ребята! Все слышали, чтобы быть здоровым необходимо как можно больше двигаться. Ведь недаром говорят: “Движение – это жизнь”. Я предлагаю вам всем немного подвигаться, размять свое тело.
Итак, с командами познакомились, жюри выбрали, напутствие услышали – пора начинать соревнование! 1 эстафета “Разминка”. Добежать до противоположной стороны зала, огибая кегли; пролезть в обруч и бегом вернуться обратно. 2 эстафета. «Землемеры».
Ребята располагаются вдоль короткой стороны зала (площадки) за линией старта. У каждого в руках гимнастическая палка. По сигналу руководителя он устремляются к противоположной стороне зала (финишу), на бегу измеряя расстояние палкой (при этом палку следует каждый раз перевернуть и положить на пол). Участник, выполнивший задание первым, получает 1 очко, вторым 2 очка и т. д. При определении победители учитывается не только быстрота, но и правильность измерении. При неправильном измерении (игрок не перевернул палку, не положил ее на пол, сдвинул с точки измерения) начисляется 0,5 штрафных очка за каждую ошибку. Выигрывает тот, кто наберет наименьшее количество очков.
3 эстафета “За продуктами”. На противоположной стороне зала на тумбе лежат продукты (чай, соль, макароны, семечки, лимонад, лавровый лист, “Ролтон”, шпроты). Взяв хозяйственную сумку, участник отправляется “за продуктами”. Перепрыгнув через 2 барьера, добегает до тумбы, кладёт в сумку 1 продукт, возвращается обратно и передаёт сумку следующему игроку.
4 Эстафета «Преодолей препятствия»
Дети со скакалкой в руках добегают до мата, ползут по пластунски, проходят по гимнастической скамейке, обегают булаву и прыгая на скакалке возвращаются назад.
5 Эстафета «Кто первый?»
Устанавливаются параллельно скамейки (надо проползти по скамейке на животе, подтягиваясь руками), затем расстояние до мяча  проскакать на двух ногах, взять мяч и им попасть в большой мяч. Попадание - обратно в команду. В том случае, если участник не попадает в цель, он делает 5 приседаний.
6 эстафета «Творческая фантазия»
На альбомном листе бумаги нарисовать рисунок на тему «Равнение на героев» в течение 2 минуты.
7. Эстафета «Переправа»
         Пронести теннисный мяч на ракетке, преодолевая препятствия (кегли) до линии, положить ракетку, сделать пять приседаний и пронести мяч на ракетке обратно. 8. Перетягивание каната
Викторина Команда победитель получает 3 очка, вторая – 2 очка, третья – 1 очко. Вопросы викторины: Для какой игры применяется самый лёгкий мяч? Сколько игроков в футбольной команде на поле? Какой талисман был на Олимпийских играх в Москве? Назовите как можно больше видов спорта летних Олимпийских игр? .В каких видах спорта используются коньки? Какие бывают спортивные мячи? Назовите как можно больше видов спорта зимних Олимпийских игр? В каких видах спорта используется мяч? Сколько игроков в волейбольной команде на площадке? Назовите виды спорта, где используются лыжи? Перечислите командные виды спорта. Где пройдут следующие Олимпийские игры? В каких видах спорта используется клюшка? Сколько игроков в баскетбольной команде на площадке? Назовите девиз Олимпийских игр. Что символизируют кольца на Олимпийском флаге? Сколько игроков в хоккейной команде на площадке? Как часто проводятся Олимпийские игры и где будут проводится следующие? Назовите виды спорта, в которых лучше всего развивается быстрота.
Что символизируют кольца на Олимпийском флаге? Перечислите снаряды и инвентарь, используемый в лёгкой атлетике. Назовите виды спорта, в которых лучше всего развивается выносливость. Как часто проводятся Олимпийские игры и какова их продолжительность? Назовите фамилии спортсменов ставшими чемпионами и призёрами Олимпийских игр. Назовите виды спорта, в которых лучше всего развивается сила. Какова длина марафонской дистанции? Назовите города, в которых проводились Олимпийские игры.



Приложение 8
Праздник спорта и здоровья

Действующие лица:
Ведущий - учитель физической культуры, одетый в спортивный костюм.
Доктор Айболит - одетый в белый халат и колпак, в руках чемоданчик,
большой градусник, слушательная трубка.
Обжора - (девочка) - образ даёт детям представление о вреде переедания,
а любителям сладостей - шоколада и пирожных персонаж
наглядно показывает, к чему это может привести.
Хулиган - (мальчик) - образ, который даёт детям наглядный пример о вреде
курения и ведения нездорового образа жизни.
(на центральной стене спортивного зала - название праздника и девиз
"Проверь себя, поверь в себя, помоги себе, победи себя!"
по бокам в виде гирлянды - разноцветные шары, на стенах пословицы,
поговорки, рисунки о здоровье и ЗОЖ).

Ведущий.
На спортивную площадку, приглашаем дети вас!
Праздник спорта и здоровья начинаем мы сейчас!

Ведущий приглашает ребят в зал на открытие праздника.
Под звуки весёлой ритмичной музыки, с транспарантами в руках входят учащиеся 5-6 класса. Ведущий представляет учащихся, а в это время в спортивный зал заходит Доктор Айболит.

Доктор Айболит.
Ребята! Я хочу узнать перед началом праздника, как ваше
самочувствие?
Нет ли среди вас тех, кого надо срочно госпитализировать,
Подлечить таблетками, сделать укол или проконсультировать?

Меряет температуру, берет трубку и прослушивает.

Доктор Айболит.
Все дышите! Не дышите!
Всё в порядке! Отдохните!
Вверх руки поднимите.
Превосходно! Отпустите!
Наклонитесь! Разогнитесь!
Встаньте прямо. Улыбнитесь!
Да, осмотром я доволен,
Из ребят никто не болен,
Каждый весел и здоров,
К празднику готов!
Ребята хором отвечают – ДА!
Доктор Айболит садится за стол и начинает писать.

Ведущий приглашает ребят сделать зарядку. Он показывает движения, и ребята повторяют за ним.

Ведущий.
Если вы в порядке
Сделаем зарядку.
Мы выходим на площадку
Начинаем мы зарядку.
Шаг на месте, два вперед,
А потом наоборот.
Зарядка всем полезна
Зарядка всем нужна.
От лени и болезни спасает нас она!
Не надо бояться, что будут смеяться.
Зарядку свою не бросай никогда
Лишь тот, кто не плачет
Добьется удачи,
Ничто не дается
Легко без труда!
На последних словах зарядки появляется Обжора и Хулиган. Они друг друга толкают, не здороваясь, обращаются к ребятам.
Хулиган.
Это что вы здесь устроили?
Обжора.
Пришли на праздник «Здоровья» ха-ха-ха!

Хулиган.
Зарядкой занимаются, ой, как вам хочется?
Сидели бы дома. Это же не круто.
Обжора выходит вперёд к ребятам.

Обжора.
Сижу однажды дома я, ем мороженое, пирожное, смотрю телик. Выглянул в окно, бежит Андрюшка на секцию. Вот умора! И как ему не лень на секцию бегать, ноги ломать, да еще в мячик играть!
Хулиган.
Вы что мячика не видали, что ли?
Вам уроков физкультуры не хватает?
Пойдемте со мной, покурим лучше.
Ведущий строго обращается к пришедшим, разглядывает их, не узнаёт.

Ведущий.
Кто пришел в нежданный час?
Праздник здесь у нас сейчас.
Мы гостей уже не ждали,
Все зарядкой занимались.
А у этих страшный вид,
Что-то он не веселит.
Кто такие? Отвечайте!
Праздник наш не нарушайте!
Обжора и хулиган испугавшись.
Обжора.
Да мы не к вам.
Хулиган.
Нужен нам больно ваш праздник. Мы к доктору.
Доктор Айболит.
Да это же мои старые знакомые Обжора и Хулиган. Пришли просить у меня справку об освобождении. Не хотят ходить в школу и на уроки физкультуры.
Ведущий.
Так это те, которые не ведут здоровый образ жизни, на уроках зевают, ленятся и получают двойки. С ними всё ясно. Доктор Айболит освободите их, а то они всех ребят заразят своей ленью.
Доктор Айболит и ведущий садятся писать справку. В это время Обжора жуёт булочку и с гордостью рассказывает ребятам о себе.
Обжора.
Я люблю покушать сытно.
Много вкусно аппетитно.
Ем я всё и без разбора,
Ну и что, что я обжора.
Следом за обжорой выходит хулиган.
Хулиган.
Прихожу когда из школы
Не сажусь я за глаголы.
Я иду во двор гулять,
И прохожих задирать.
Ваньке я синяк поставил,
Катьку дурочкой представил,
Закурил я сигарету
У Петра забрал конфету.
Знаю, в будущем году,
Водку пить уже начну.
Обжора.
Давайте мы дадим вам несколько советиков, что бы стать такими как мы?
Хулиган.
Хотите?
Ребята.
Нет!
Хулиган.
Ну, как хотите!
Ведущий.
Уходите с нашего праздника здоровья!
Обжора и хулиган, что бы привлечь к себе внимание притворяются больными. Обжора садится на стул, Хулиган падает на пол хватаясь за голову.
Обжора.
Ой!, ой! Мне стало что-то плохо. У меня кружится голова. Заболел живот. Помогите мне.
Хулиган.
А у меня кажется температура.
И вообще ухо, горло, нос.
Выпишите нам справку. Ну, пожалуйста.
Доктор Айболит подает им справку.

Доктор Айболит.
Вы здоровью цену не знаете,
Здоровый образ жизни не понимаете,
Зарядкой не занимаетесь,
В кровати долго валяетесь!
И совсем не закаляетесь!
Обжора и Хулиган получив справку, начинают веселиться. Друг друга толкая, идут к выходу.
Хулиган.
Обманули дурака на четыре кулака.
Ведущий и Доктор Айболит приглашают ребят на конкурсно- игровую программу на поляну «Здоровья».
Ведущий.
Вы готовы! Пойдемте играть!
Обжора.
А как же мы? Мы тоже хотим.
Хулиган.
Ну, хоть посмотреть возьмите нас ребята.
Доктор Айболит.
Возьмём вас, но с условием, что вы будите выполнять все мои советы.
Доктор Айболит обращается к Обжоре.

Доктор Айболит.
Ты немного похож на борова!
Растолстела здоровье теряя.
Ай-я-яй вот беда-то, какая!
Я даю рецепт тебе с радостью,
Ты забудь про варенье и сладости.
Ешь четыре разочка не более,
Тренируй свой характер и волю.
Потребляй пищу разнообразную,
Станешь Еленой Прекрасною.
Фруктов больше ешь- в них витаминчики.
Ведущий.
Занимайся дружок физкультурою,
И гордится, ты станешь фигурою.
Ведуший и Доктор Айболит обращаются к хулигану.
Доктор Айболит.
Как ты жить, мой дружок собираешься,
Если ядом таким увлекаешься?
Закоптишь из нутрии свои легкие,
Ох, судьба твоя будет нелегкою
Голос станет осиплым и грубеньким,
Почернеют и выпадут зубеньки.
И печенка, и сердце намаются
И сосуды твои все сломаются.
Ведущий.
Никотином насквозь пропитаешься
От серьёзных проблем не избавишься!
Доктор Айболит.
Так что брось ты привычку зловредную
Пожалей свою мамочку бедную.
Да себя, чтобы жить вдвое больше,
Дел хороших, чтоб сделать побольше!
Сигарета- путь верный к наркотикам.
Брось быстрей – не будь сумасбродиком,
Обжора.
Простите нас! Мы больше не будем.
Хулиган.
Будем строго выполнять ваши советы.
Возьмите нас с собой играть.
Ребята берут их в свои команды и все вместе отправляются на конкурсно-игровые состязания.






















…ђ Заголовок 1…ђ Заголовок 2 Заголовок 315