Занятие для 4 класса «Весенние чудеса»

Ионова Елена Борисовна
Детский клуб «Костер»
МБОУ ДОД ДЮЦ «Гелиос» г. Коврова Владимирской области
Педагог дополнительного образования

Занятие «Весенние чудеса»
по программе дополнительного образования для 4 класса


Цель: обобщить и проверить знания детей о сезонных изменениях в природе.
Задачи:
Образовательная: закрепление знаний, полученных в результате прочтения рассказов И. С. Соколова – Микитова.
Развивающая: развить внимание, логическое мышление, сообразительность.
Воспитательная: стимулировать желание детей охранять природные объекты.
Оборудование: рисунки и фотографии с изображением лесных животных, аудиокассеты с детскими песенками о природе и звуками природы, цветная бумага, фломастеры, ножницы, клей, рулетка с карточками – вопросами.
Ход занятия.
1.Сообщение цели.
Вступительное слово о теме встречи.
Здравствуйте, ребята!
Иван Сергеевич Соколов-Микитов родился 18 мая 1892 году в деревне, в семье управляющего лесными угодьями. Мальчик рос среди почти нетронутой, дикой природы. Его первыми и наиболее сильными впечатления были впечатления от народных гуляний, сельских ярмарок и няниных сказок.
После исключения из Смоленского реального училища Иван попадает в Петербург, а потом в порт Ревель. Сначала работает корреспондентом, позже поступает матросом на пароход. Начинаются странствия И. Соколова-Микитова. Он был в Турции, Египте, Нидерландах, Англии. Во время первой мировой войны он служит в санитарных отрядах, летает мотористом на первом русском бомбардировщике, печатает свои рассказы.
После 1922 года он становится профессиональным литератором. Любовь к природе, страсть к путешествиям не дают ему засиживаться на одном месте. Побывав у рыбаков Каспия, он едет на Север, чтобы принять участие в экспедиции по спасению ледокола «Малыгин». Отправляется в центральные районы Тянь-Шаня, путешествует по Кавказу. Каждый раз, возвращаясь из поездки, радовал читателей живым очерком или рассказом о том, что видел, что довелось пережить.
«Читаешь Микитова и ждешь: вот-вот застучит над головой дятел, или выскочит зайчишка из-под ствола: как это у него все здорово, по-настоящему сказано» - Ольга Форш.
Его книги доставляют радость, потому что позволяют полнее и ярче увидеть то, на что часто мы не обращаем никакого внимания.
А мы сегодня с вами посмотрим, что меняется в природе с приходом весны, что происходит с растениями и животными. А помогут нам в этой «прогулке» рассказы Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, которые вы прочитали.
(Формирование 2-х команд с оригинальными названиями. Представление членов жюри).

Конкурс. «Удивительное дерево».
Демонстрируются листы гербария – ребята должны назвать какому дереву принадлежат листья.

Для 1-й команды:
1) береза, 2) вяз, 3) дуб, 4) ива,
5)тополь

Для 2-й команды:
1) клен, 2) липа, 3) ольха, 4) осина,
5) рябина.

Конкурс. «Первые цветы»:
Среди предложенных 10 фотографий и рисунков, выбрать только лесные первоцветы:

Для 1-й команды:
- ромашка, мать-и-мачеха, фиалка, полевая гвоздика, гусиный лук, льнянка, медуница, ветреница, зверобой, ландыш.
Для 2-й команды:
- незабудка, подснежник, калужница, колокольчик, сон – трава, печеночница, василек, хохлатка, лютик, одуванчик.

Конкурс. «Прилетели птицы»:
Дается географическая карта и рисунки птиц. Требуется отгадать, какая птица прислала данную телеграмму, и прикрепить ее изображение на страну зимовки.
1. Из Греции – Буду дома в конце марта. скворец.
2. Из Индии – Возвращаемся в конце апреля. ласточка.
3. Из Аравии – Встречайте в марте. жаворонок.
4. Из Африки – Ждите в начале мая. соловей.
5. Из Вьетнама – Прилечу в апреле. коршун.
6. Из Египта – Вернусь в начале апреля. цапля.

Конкурс. «Юг и север».
Разделить карточки с изображениями птиц на тех, кто прилетел с юга, кто улетел на север, кто не является перелетной птицей.
Для 1-й команды: пуночка, снегирь, чечетка, глухарь, воробей, клест, синица, поползень, грач, жаворонок, зяблик, журавль, зарянка, гусь, горихвостка, стриж, соловей, чибис, чечевица.
Для 2-й команды: свиристель, щур, тетерев, ворона, королек, дятел, пищуха, щегол, овсянка, скворец, дрозд, трясогузка, цапля, утка, мухоловка, кукушка, ласточка, иволга, пеночка.

(Улетают весной: пуночка, щур, снегирь, чечетки, свиристель.
Не улетают никогда: королек, дятел, клест, пищуха, синица, поползень, ворона, воробей, щегол, овсянка, тетерев, глухарь.
Прилетают с юга: грач, скворец, жаворонок, зяблик, трясогузка, дрозд, зарянка, журавль, цапля, гуси, утки, мухоловка, горихвостка, кукушка, стриж, соловей, пеночка, иволга, чечевица, чибис, ласточка).

Конкурс. «Весенняя викторина» (по рассказам - ответить на вопросы и назвать произведение).
1. У кого дерева весной позже всех распускаются почки? (Дуб – «Русский лес»)
2. С какого дерева собирают целебный сок? (Береза)
3. Какое дерево раньше других зацветает? (Ива – верба)
4. Какие звери выходят весной из своих берлог, но не медведи? (Ежи – «Ежи»)
5. Какой зверек меняет к весне свою пушистую серую шубку? (Белка – «У старой сосны», цикл «От весны до весны»)
6. Как называют зайчат, родившихся ранней весной? (Настовики – «Ранней весной»)
7. Какие птицы весной танцуют? (Журавли – «Над болотом», тетерева).

II. Рефлексия - что узнали нового?

4. Пока подсчитываются баллы и оформляются грамоты победителям, ребята под руководством педагога по схеме делают какое – то лесное животное в технике «оригами».

Рекомендованная для чтения и использованная литература:
Соколов-Микитов И. С. Весна в лесу /И. С. Соколов-Микитов. – М.: Малыш, 1984 – 26с.
Соколов-Микитов И. С. От весны до весны / И. С. Соколов-Микитов. – Л.: Дет. лит., 1967 – 175с.
Соколов-Микитов И. С. Русский лес / И. С. Соколов-Микитов. – М.: Дет. лит., 1971 – 42с.
15