Внеклассное мероприятие Музыкальное путешествие по песням Владимира Шаинского


Музыкальный калейдоскоп
«Песни Владимира Шаинского»
Волошина Марина Николаевна
Тонкерисская основная школа
Учитель начальных классов
Акмолинская область
Шортандинский район
ст.ТонкерисЦель: расширить кругозор учащихся; прививать интерес и любовь к музыке; воспитывать умение слушать друг друга.
Наглядность: портрет В. Шаинского, иллюстрации с героями мультфильмов
Звучит песня «Вместе весело шагать» (слова М. Матусовского)
Учитель.
- Дорогие ребята! Сегодня мы с вами собрались на праздник песен известного музыканта и композитора Владимира Шаинского (1925 г.), автора очень чудесных, добрых и смешных песен. И, наверное, вам, ребята, будет непросто поверить в то, что Шаинский совсем не собирался писать песни – ни для взрослых, ни для детей. Выбирая в жизни профессию, он хотел стать скрипачом, и стал им. Но так случилось, всегда же бывает, что вдруг случается что-то неожиданное и человек открывает в себе совсем новые силы, замыслы и мечты! А всё началось с того момента, когда он впервые услышал ,ка поёт маленькая грузинская девочка Ирма Сахадзе. И тогда Шаинский решил написать для этой талантливой девочки несколько песен. После этого оказалось, что он просто не может жить, не сочиняя для детей, для героев мультфильмов.
А знаете, что мультфильм начинают рисовать тогда, когда написана вся речь и вся музыка?
И вот, В. Шаинский вместе с режиссёром Романом Кочановым долго искали и спорили, какой должна быть главная песенка крокодила Гены, про день рождения, который, как известно, бывает только раз в году. А значит песня должна быть очень важной, чтоб её запомнили и захотели петь все – не только герои мультфильма про Чебурашку и его друзей, но и многие дети и даже взрослые.
Исполняется «Песенка крокодила Гены»
- Конечно, вам известна ещё одна песенка про «Голубой вагон», который весело катится на юг, к морю, увозя с собой крокодила Гену, и Чебурашку и даже старуху Шапокляк с её ручной крыской – Лариской.
Исполняется песня «Голубой вагон», проводится конкурс «Нарисуй Чебурашку». (Дети делятся на команды по 5 человек. Надо нарисовать Чебурашку: 1 – голову, 2 – уши; 3 – лицо, 4 – туловище, 5 – лапы.) - А сейчас я вам расскажу, как создавалась песня об улыбке из фильма «Крошка Енот».
Слова к любой песне всегда создаёт поэт. Так вот, поэту Михаилу Пляцковскому приходилось в жизни не раз писать слова текстов для героев мультиков – медвежат, котт, тигров. А однажды режиссёр предложил ему написать слова песни для … Енота. Поэт приехал в студию идолго разглядывал маленького, забавного зверька, изображённого художником, и становился Пляцковскому всё симпатичней.
- Ну как? Понравился – спросил режиссёр?
- Очень! – признался поэт. – Этот крошка замечательно улыбается. У него добрая улыбка и она ему явно в мордочке. А может, наш Енот и должен петь … об улыбке, чтобы зрителям от его песенки тоже захотелось улыбаться?!
Домой поэт М. Пляцковский унёс одну картинку с изображением Енота, которую потом вместе со стихами будущей песенки показал композитору В. Шаинскому. У композитора получилась задушевная лирическая мелодия, которая удивительным образом соединилась со стихами.
… Так и стал маленький Енотик первым исполнителем песни «Улыбка»
Исполняется песня «Улыбка» (слова М. Пляцковского)
- Каждый из вас знает и смотрел замечательный телевизионный мультфильм про Незнайку. Помните добрую песенку про Кузнечика, которую дружно пели жители Солнечного города?
Звучит песенка «В траве сидел Кузнечик» (слова Н. Носова)
- А сейчас мы поиграем в музыкальную игру «Угадай-ка» , в которой прозвучат фрагменты песен, а вы, если узнаете, подпевайте. («Облака» слова С. Козлова, «Песенка Мамонтёнка» слова - Д. Непомнящий, «Антошка» слова Ю. Энтина, «Чунга- Чанга» слова Ю. Энтина, «Если с другом вышел в путь» слова М. Танича)
- Мы сейчас пели с вами хором, но можно песни петь и солистом (Соло – значит «один»). Обычно песня делится на запев, который поёт солист, и припев, когда вступает весь хор.
Исполняется песня «Если с другом вышел путь» (соло – ученик 2 класса, припев – все вместе)
- Есть у композитора В. Шаинского не только смешные, но и «умные» песенки. Например – песня «Чему учат в школе?». Тему этой песни композитору подсказал соседский мальчишка. Он был совсем маленький и готовился пойти в первый класс.
- Ты молодец! - сказал ему Шаинский. – Ты будешь учиться в школе.. - А Чему учат в школе? – спросил мальчик?
- Читать!
- А ещё?
- Писать!
- А ещё?
- Считать!
- А ещё? А ещё? А ещё?
Он готов был повторять свой вопрос бесконечно. Вот так и родилась новая песня про школу.
Исполняется песня «Чему учат в школе?» (слова М. Пляцковского)
- Распределимся по парам и соберём из разрезанных частей картинку с сюжетом из мультфильмов с использованием песен В. Шаинского.
Назовите героев, которых вы сложили.
- Ребята, теперь я предлагаю поиграть в игру «Пантомима». Один будет изображать мультяшкого героя, а остальные должны угадать, кого он изображает, но не называет его. (Чебурашка, Енотик, крокодил Гена, Шапокляк, Черепах и Львёнок, Мамонтёнок, Обезьянка).
- А сейчас предлагаю вам отгадать загадки по услышанным сегодня песням:
1.Был он странный, невезучий, безымянный зверь такой,
А теперь с ним самый лучший Гена – крокодил большой.
Даже каждая дворняжка знает – это … (Чебурашка)
2.Как загадку разгадать? С чего дружбу начинать?
Чтоб плясали облака, слышать песню ручейка.
И кузнечик скрипку взял, чтобы дождик перестал,
Грустно плакать по утру, нарушая тишину.
Станет от неё теплей, и светлей, и веселей,
И у маленькой улитки жизнь прекрасна от … (улыбки)
3.Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы, едет поезд запоздалый.
А на крыше, свесив ножки, там играет на гармошке
Гена с другом Чебурашкой.
Шапокляк глядит в окошко, что-то грустно ей немножко.
Как мы поезд назовём? Это - … (голубой вагон)!
4.Кто готов к обеду с ложкой? Ну конечно же … (Антошка)!
5.Где научат вас писать, и читать, и рисовать,
Крепко-накрепко дружить, с детства дружбой дорожить?
Только в нашей любимой … (школе)!
6.Что за остров? Чудо – остров? Жить на нём легко и просто.
Лето, солнце постоянно, жуй кокосы, ешь бананы!
Песню про неё поём, как мы остров назовём? (Чунга – Чанга)
- Песен у В. Шаинского много. Мы назвали, послушали и исполнили сейчас только самые популярные, самые любимые вами. Скажите, чему учат нас эти песни? Конечно, эти песенки очень разные. Они не только развлекают, но учат нас доброму, хорошему в жизни, лучше понимать друг друга, даже если в кадре живут не люди, а самые разные зверюшки.
Исполняется песня «Вместе весело шагать» ( слова М. Матусовского)
- Какие песенки В. Шаинского Вам больше понравились и запомнились?
- И в заключении хочу вам подарить на память картинки-раскраски с героями песен В. Шаинского.