Конспект внеурочного занятия по вокалу «Добрая река детства»
Конспект внеурочного занятия по вокалу «Добрая река детства»
Подготовила: учитель музыки 1 квалификационной категории МБОУ гимназия восточных языков №4 г. Хабаровск Земенкова Елена Павловна
Тема внеурочного занятия:
Тема внеурочного занятия:
Тип урока: ролевая игра
Занятие- путешествие
«Добрая река детства»
Педагог. «Музыкальное приветствие» – « Добрый день, ребята».
Тема нашего занятия «Добрая река детства». Сегодня у нас с вами необычное занятие, а необычно оно тем, что все мы отправляемся на песенном корабле под названием «Улыбка» в музыкальное путешествие по «Доброй реке детства», а путешествовать мы будем по песням В. Шаинского. Я буду капитаном, но так как мне одной будет очень трудно справиться в пути, то я попросила себе в помощники -
А во время путешествия, мы будем не только плыть - путешествовать, но и отдыхать. У нас в пути будет много остановок, а все вы знаете, что во время путешествия по воде они называются – пристанью. Ну, вот мы и отправляемся в это удивительное и познавательное путешествие, но чтобы нам было легко в пути, нам надо хорошенько подготовиться к такому путешествию.
1-я пристань – будет - «Распевка». А подготовка наша заключается в том, что мы с вами должны разогреть наши голоса, а для этого нам необходимо вспомнить:
Распевка
«Если хочешь сидя петь»- песня.
Распевка – «Ма, ма, мэ, мэ, ми, мо, му»; «Вверх идем мы семь ступеней».
Молодцы, ребята. Хорошо подготовились. Все вы, ребята знаете, что в пути не обойтись без друзей, и чтобы их было очень много, давайте споем вместе песню «Когда мои друзья со мной». (Исполнение песни).
Вот, все друзья собрались - отправляемся дальше в путь.
Путешествие наше продолжается и следующая 2-я пристань - «Знакомство». А познакомить я вас хочу с биографией и творчеством композитора В. Шаинского. Сегодня мы вспомним песни этого композитора.
Мне хочется рассказать вам немного о его жизни и творчестве. Я думаю, имя этого композитора вам знакомо или на слуху. Портрет В.Я.Шаинского вы видите сейчас здесь.
«Биография и творчество В. Шаинского
Родился Владимир Шаинский 12 декабря 1925 г. в г. Киеве. Отец - Шаинский Яков Борисович. Мать - Шаинская Ита Менделевна. Родители его к музыке непосредственного отношения не имели: отец- инженер- химик, мать- биолог. Кто-то в доме первым обнаружил музыкальные способности мальчика: в 3 года он мог на слух спеть любую услышанную им мелодию. Было решено учить его музыке. Девяти лет Володя начал посещать музыкальную студию. Скрипкой увлекся необычайно. Однако начавшаяся война прервала учебу, и в 1941 г. семья была эвакуирована в Ташкент. Владимир продолжил музыкальное образование в Ташкентской консерватории, в которой учился вплоть до 1943 г., когда его призвали в армию.
Судьбы композитора складываются по- разному.
В 40- и 50-е годы его знали как скрипача. После войны в 1945 г. Владимир Шаинский поступил в Московскую консерваторию на оркестровый факультет. Закончив его, работал оркестровщиком, композитором, музыкальным руководителем различных эстрадных оркестров.
В 1962 г. поступил и в 1965 г. окончил композиторский факультет.
Ныне Владимир Яковлевич широко известен, в основном как автор многочисленных произведений для детей. Популярность его песен действительно огромна.
В чем тайна всеобщей детской влюбленности, повальной увлеченности песнями Шаинского? Ведь детские песни пишут многие.
Главный секрет успеха заложен, думается, в его счастливом мелодическом даре. Мелодии Шаинского яркие, остроумные, то ироничные, то ласково- забавные, удивительно просты и доступны для запоминания любому человеку- взрослому и ребенку. Стоит услышать его песню, и вы, сами того не желая, начинаете напевать. Шаинский убежден, что песня не только волнует, но, прежде всего - объединяет людей.
Шаинскому повезло. В наше время, время повального увлечения телевидением, большинство песен Шаинского для детей оказалось связанным со зрительным рядом: самим киногероем или происходящим с ним событием. Музыка Шаинского проста, чиста, человечна и очень талантлива. Песни Шаинского нужны людям. Особенно детям.
За годы творческой деятельности он сочинил очень много произведений.
Владимир Шаинский - автор десятков мелодий из любимых художественных и мультипликационных фильмов. Мультфильмы "Чебурашка", "Шапокляк", "Катерок", "Крошка - енот", "Трям, здравствуйте!", музыкальные сказки "2х2=4", "Площадь картонных часов", многие, многие другие.
Владимиром Шаинским написаны более 300 песен, многие из которых стали популярными:
Песни Шаинского:
"Не плачь, девчонка", "Идет солдат по городу", "Песня Крокодила Гены", "Улыбка", "Через две зимы", "Кузнечик", "Антошка", "Про папу", "Пропала собака", "Облака", «Мамонтенок", «Ужасно интересно, все то, что неизвестно», «Песенка Чебурашки», «Дважды два четыре», «Крейсер «Аврора», «Чунга – Чанга», «Пожалуйста, не жалуйся», «Игра», «Снежинки», «Синяя вода», «По секрету всему свету», «Цирк», «Все мы делим пополам», «Чему учат в школе», «Песенка про кузнечика», «Река детства».
Владимир Шаинский удостоен многочисленных государственных и общественных наград и премий. Он - Народный артист России (1986 г.), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1978 г.), лауреат Государственной премии СССР (1981 г.), лауреат премии Ленинского комсомола (1980 г.).
Этот немолодой уже человек на редкость энергичен и мобилен. У Шаинского вообще такая напористая, энергичная манера разговора. Он в постоянном движении и во время беседы не сидит, а стоит или ходит. Утро композитора Шаинского начинается в 6 часов. Этот человек делает 50 «отжимов» на полу на пальцах, работает с гантелями, подтягивается на турнике, крутится на кольцах, подвешенных к потолку в прихожей его квартиры. Он невысок ростом, коренаст, весь состоит из мускулов. Он - человек большой физической силы и отменного здоровья. Он не только делает усиленную спортивную гимнастику, но и плавает, ходит на лыжах, бегает на коньках, занимается наземной и подводной охотой, рыбной ловлей, велосипедным спортом. Живет и работает в г. Москве.
Итак, в путь. Наш корабль прибывает на следующую 3-ю пристань «Песни В. Шаинского».
Поппури:
1.«Улыбка»
2. «Мир похож на цветной луг»
3.«Антошка»
Сейчас мы с вами немного разомнемся, отдохнем, потому что 4-я пристань наша – «Физминутка».
Песня «Если птицы распевают тут и там»
Путешествие наше продолжается. Далее следует 5-я пристань - «Музыкальная игра». Здесь мы немного поиграем. А для этого мне нужны 2 команды. (Жеребьевка).
Команды готовы?
Условия этой игры такие:
Все вы видите здесь карточки с цифрами. Внутри каждой карточки - слово, а все карточки вместе - это строка из известной детской песни, слова из которой находятся вперемешку. Команда просит открыть любую понравившуюся ей карточку с цифрой. Я открываю ее, и читаю написанное внутри слово. Команда, которая отвечает в данный момент, может сразу назвать песню или целую строку из песни, которая здесь загадана. После того, как команда отгадала, что это за песня - мы все вместе поем куплет из этой песни.
За каждый правильный ответ - правильно угаданную песню, или строку из этой песни (ту, что здесь загадана) команда получает балл. (А баллом будет нотка). В конце нашего путешествия мы подсчитаем, какая команда набрала больше баллов, то есть больше знает песен В.Я. Шаинского.
Если команда не знает, что это за песня, то ход переходит к другой команде. Если и 2-я команда не знает правильного ответа, то либо я с помощницей, или зрители помогают. Но этот ответ не учитывается в пользу команды. Теперь мы определим, какая из команд начнет игру первой. Сейчас я загадаю командам музыкальную загадку. Команда, которая быстро и правильно ответит (поднятая рука, и не выкрикивать), та команда и начнет эту игру.
Музыкальная загадка
1.Дом пустой, голос густой, дробь отбивает, ребят созывает. (Барабан)
2. То толстеет, то худеет, на весь дом голосит (Гармонь).
«Музыкальная игра»
1. «Песенка мамонтенка»
2. «Облака»
3.«Взрослые и дети»
Молодцы, ребята, хорошо поиграли. Не забываем, что наше путешествие продолжается и следующая – 6- я пристань - «Музыкальная викторина». Нужно будет отгадать песню по описанию. Играем также командами (не выкрикиваем, рука поднята). Я задаю вопрос, а вы говорите, что это за песня. За каждую правильно названную песню - команда получает - балл (жетон). Затем все исполняют куплет из этой песни. 1-й начинает игру – команда, которая начинала в предыдущей игре игру второй.
«Музыкальная викторина» - песни по описанию
1.Песня о трагической смерти маленького насекомого. («В траве сидел кузнечик»).
2. Песня о празднике, который бывает только раз в году, и какой персонаж из мультфильма пел: «Я играю на гармошке». (Крокодил Гена - «Пусть бегут неуклюже»).
3. Песня о голубом транспорте, который катится навстречу новым приключениям.
(« Голубой вагон»).
4. Песня о том, чему вы научитесь, когда детский сад позади - о ежедневных занятиях в течение 10-11 лет. («Чему учат в школе»).
5. Песня о существе, которого каждая дворняжка знает. («Теперь я Чебурашка»).
6. Песня об очень простом арифметическом действии. («Дважды два- четыре»).
7. Кто ничего не проходил и кому ничего не задавали? («Антошка»).
8.Что увидел Крошка Енот в пруду? («Улыбку»).
Молодцы, ребята, справились и с этим заданием.
Итак, в путь. Новая –7- я пристань - Музыкальная игра «Угадай-ка». Игру продолжаем 2-мя командами. Я исполняю вам из известных детских песен мелодии, а вы должны угадать, что за песня только что прозвучала. Начинает игру команда поочереди. Если она не может отгадать загаданную песню, то ход переходит к другой команде. (Или помогает зал). Команды не забывают, что за правильный ответ команда получает балл. (Жетон).
Не забываем о дисциплине.
Музыкальная игра «Угадай-ка»
1. «Все мы делим пополам».
2. «Ужасно интересно, все то, что неизвестно».
3. «Про папу».
4. «В небе туча хмурится».
5. «Чунга - Чанга».
Наше путешествие по «Доброй реке детства» близится к завершению. Вот мы прибыли на конечную - 8 - ю пристань «Музыкальные загадки». За каждую правильно отгаданную загадку - команда получает балл (жетон). Начинает игру команда поочереди.
«Музыкальные загадки»
1. У какого инструмента есть и струны и педаль?
Что же это? Несомненно, это звонкий наш (Рояль).
2.Приложил к губам я трубку - полилась по лесу трель,
Инструмент тот очень хрупкий, называется(Свирель).
3.Громче флейты, громче скрипок, громче труб наш великан,
Он ритмичен, он отличен, наш веселый(Барабан).
4.Движенья плавные смычка приводят в трепет струны.
Мотив журчит издалека, поет про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив, я называюсь(Скрипка).
5.Струн дано мне очень мало, но пока что мне хватало!
Струны ты мои задень и услышишь: динь, динь, динь!
Ну-ка! Кто я, отгадай-ка! Озорная(Балалайка).
6. Он по виду - брат баяну, где веселье, там и он
Я подсказывать не стану, всем знаком (Аккордеон).
7.У него есть язык, он болтать им привык;
Но когда болтает он, слышно не слова, а звон. (Колокол).
8.На коленях я часто сижу, нахожусь постоянно в движеньи,
Как живая, я дышу, и все слышат мое пенье. (Гармонь).
9.Зубы черные и белые выстроились в ряд. Их не бойся – не кусаются,
А если тронешь – зазвучат. (Рояль, аккордеон).
10. Как называется песня, которую мама поет засыпающему малышу? (Колыбельная).
11.«Наша крыша- небо голубое, наше счастье - жить одной судьбою!» (Бременские музыканты).
12. Сверху кожа, снизу тоже. А в середине пусто(Барабан).
13. Пять ступенек – лесенка, на ступеньках – песенка(Ноты).
Молодцы, ребята, хорошо поиграли. А сейчас мы узнаем, чья команда набрала больше баллов. (Команды отдают свои жетоны моей помощнице. Подсчет баллов-жетонов у каждой команды).
Итак, команда ..набрала больше баллов, а это значит, что эта команда знает больше песен В.Шаинского. (Обе команды набрали одинаковое количество баллов, а это означает, что все участники знают песни В. Шаинского).
Вот и закончилось наше увлекательно- познавательное путешествие по песням В.Я.Шаинского. Я думаю, вам оно понравилось и запомнилось. А чтобы я узнала, насколько это так, то домашним заданием вам будет: выполнить и принести к следующему занятию рисунки о нашем сегодняшнем музыкальном путешествии. А сейчас давайте закончим наше занятие песней «Вместе весело шагать».
Педагог. Всем
Завершение занятия - «До свидания».
Закончи строчки стихотворений из жизни нот:
1.Занимается упорно тэквондо сильная и ловкая нота(до).
2.Любима она взрослыми, любима и детьми,
Мягкая и нежная, простая нота (ми).
3.Она со скрипичным ключом очень дружит,
Живет мирно, скромно, ни о чем не тужит.
Что нужно сберечь - прячет на антресоль,
Что это за нотка? Конечно же(соль).
4.Что любит делать нота Ре?
Гулять с собачкой во (дворе).
И ставить между слов(тире).-
Вот то, что любит нота (Ре).
5.Всегда везде готовая на все начать с нуля
И самая веселая - это нота (ля).
6.Если услышишь ночью:
«Опять не выходит строфа!!!»,-
Не бойтесь, не прячьтесь и знайте-
То пишет стихи нота(фа).
7.По-французски говорит всем «бонжур», «мерси»
Самая воспитанная – это нота(си).
Закончите двустишия:
1.Звуки выстроились в ряд,
Получился(звукоряд).
2.Дружбу звуков говорят,
Называют словом(лад).
3.Светлый мир просторный
Открыл нам лад (мажорный).
4.Мир, в сумрак погруженный,
Открыл нам лад(минорный).
5.От рева и до свиста
Три в музыке (регистра).
Задание:
Узнать песенку по нескольким словечкам. Слушайте внимательно мое задание - (для каждой команды).
В данном случае - это детская песня.
а) Небосвод, кокосы, бананы. («Чунга - Чанга»).
б) Минуты, небосклон, машинист. («Голубой вагон»).
в) Папа, дом, мама. («Про папу»).
г) Улыбка, облака, кузнечик. («Улыбка»).
д) Трава, лягушка, огуречик. («В траве сидел кузнечик»).
е) Волшебник, кино, оставит. («Пусть бегут неуклюже»).
У него особый дар: пищит тонко, как комар? (Витас).
Чтоб слишком нам не напрягаться, пленяя пенья красотой,
Мы предлагаем сразу - сдаться, совет, вам скажем, неплохой!
О какой группе идет речь? («Руки вверх»).
15