Урок музыки на тему Музыка — волшебная страна (1 класс)


Урок музыки с использованием здоровьесберегающих технологий.
(По программе Д.Б. Кабалевского)1 класс.
4 четверть Урок №6Тема четверти: Как можно услышать музыку. Обобщение.Тема урока: Музыка – волшебная страна.
Цель: Обогатить музыкальный и эмоциональный опыт детей через восприятие ярких музыкальных и художественных образов различных произведений.
Задачи: 1. На разных музыкальных примерах показать детям волшебную способность музыки описать, нарисовать, выразить, передать состояние образа. 2. Развивать музыкальное восприятие, наблюдательность, внимание, воображение детей в процессе разных видов деятельности на уроке. 3. Развивать вокально-хоровые навыки, память, чувство ритма, навыки игры на ДМИ, творческую активность, словарный запас. 4. Воспитывать любовь, интерес к разным видам искусства: музыке, литературе, изобразительному искусству, театру, а также к природе. Акцентировать внимание детей на том, что музыка может рассказать об очень многом, если внимательно в неё вслушиваться.Оборудование: ТСО: проигрыватель, пластинки, магнитофон, аудиозаписи; ДМИ: бубны, маракасы, свистулька, ложки, колокольчик, треугольник; репродукции картин: В.Бакшеев «Голубая весна», Н.Крымов «У мельницы», И.Левитан «Золотая осень», А Рылов «Трактор на лесных работах»; Антуан Ватто «Шарманщик»; «Баба-Яга» - рисунок; иллюстрации: «Лиса – скрипачка», «Поросята – сопилкари» и загадки к ним; слова-брёвнышки: печально, тихо, шарманка, медленно, низкий голос, шаг, песня; разные четверостишия, слова: композитор, исполнитель, слушатель. Музыкальный материал: «Сурок» Л.Бетховен; «Баба-Яга» П.Чайковский; «Вальс цветов» П.Чайковский; «Шелест весны» К.Синдинг; «Барашеньки» р.н.п.; «Дудочка» р.н.п.; «Нам беда не беда» М.Пляцковский; «Вот какие чудеса» А.Филиппенко; «Всё мы делим пополам» В.Шаинский; «Мишка с куклой» М.Качурбина; «Золотое солнце» Ю.Кулешов.Оформление доски: 1. На доске тема: «Музыка – волшебная страна». 2. Заранее прикреплены репродукции разных времён года и иллюстрации с инструментами. 3. Заранее прикреплены слова-брёвнышки: печально, тихо, шарманка, медленно, низкий голос, шаг, песня. 4. На партах – стихи по одному на двоих. 5. У доски на столе разложены ДМИ. Ход урока:
Орг. момент: «Марш» из балета «Щелкунчик» П.Чайковский.Приветствие: – «Здравствуйте, ребята»; - «Здравствуйте»2. Беседа: ребята, на прошлых уроках мы с вами говорили о дружбе. А если вы хотите с кем-то подружиться, что для этого нужно? Нужно получше узнать друг друга, почаще быть вместе. Чтобы подружиться с МУЗЫКОЙ, тоже надо побыть с ней, а чтобы понять, о чём она хочет нам рассказать, нужно очень внимательно вслушиваться в неё и тогда музыка станет вам лучшим другом. Сегодня я предлагаю вам провести три разных урока в одном, но, конечно, все они обязательно будут связаны с музыкой. Итак, расписание на сегодня: 1.Музыка; 2. Чтение; 3. ИЗО. (Расписание прикрепить на доску).Звенит звонок (позвонить в колокольчик). Начинается первый урок.
УРОК МУЗЫКИ:Ровно семь цветов у радуги, а у музыки – семь нот.На земле для нашей радости вечно музыка живёт! М.Пляцковский. 1. Кто такой композитор? (Человек, сочиняющий музыку) слово на доску.2. Кто такой исполнитель? (Человек, который эту музыку исполняет: поёт, играет на инструменте) слово на доску.3. Кто такой слушатель? (Человек, который слушает музыку, для кого она создаётся) слово на доску.4. Музыка будет жить, если кого-то из них не будет? (Нет).Правильно. Сегодня мы попробуем побывать и композиторами, и исполнителями, и слушателями.Представьте себе, что вы – композиторы. Перед вами на партах лежат стихи. Какой музыкой вам бы хотелось озвучить эти стихи: ПЕСЕННОЙ? ТАНЦЕВАЛЬНОЙ? МАРШЕВОЙ? Прочитайте эти стихи и поставьте рядом одну большую букву: П, Т, М. Прочтите свои стихи и попытайтесь их пропеть в том характере, который вы выбрали. Объясните, почему вы так сделали. (Вокальная импровизация).Вот вы и побывали композиторами. Кстати, ни одно стихотворение ничего вам не напоминает? («Вот какие чудеса»).Мы эту песню обязательно исполним, но вначале нам нужно распеться.
Вокально-хоровая работа:3. Распев + загадки: («Столб достоинства» - упражнение). Потянитесь, поиграйте всеми мышцами, распрямите плечи, высоко поднимите голову, почувствуйте себя победителем.Упражнения на дыхание без звука: Маленькие певцы должны брать воздух носом, не поднимая плеч, и ртом при совершенно опущенных и свободных руках.
Маленький вдох – произвольный выдох.
Маленький вдох – медленный выдох на согласных «ф» или «в» по счёту до шести, до двенадцати.
Короткий вдох носом и короткий выдох через рот на счет восемь.
а) «Вальс» - пение закрытым звуком, на слог «ма», «лё», «лю». Добиваться чистого унисона.б) В лесу вырезана, гладко вытесана, со смычком дружна. Поёт – заливается. Как называется? (скрипка) показать рисунок.- В какой песенке-распевке есть этот инструмент? «Барашеньки».б) «Барашеньки» - установление строя, правильное интонирование. Поём все, по рядам, имитируя игру на скрипке. в) Чтобы песни распевать, нужно инструмент достать: с дырочками трубочка, называют… (дудочка) показать рисунок.- В какой песенке-распевке говориться о дудочке? «Дудочка».в) «Дудочка» - пение выразительно, девочки, мальчики, имитируя игру на дудочке.г) А теперь угадайте песню по ритму. Прохлопать ритм песни «Нам беда не беда».г) «Нам беда не беда» - петь вместе, по одному, передавая строчку следующему.Я думаю, чтобы музыка была слаженной нужно, чтобы все мы были друзьями, а музыка, я уверена, наш большой друг. А теперь вспомним песню «Вот какие чудеса» А. Филиппенко.4. Исполнение: а) «Вот какие чудеса» А. Филиппенко – слаженно, весело, игриво. Один ребёнок дирижирует хором выразительно, красиво, оригинально, остальные поют с изображением движений в песне, на проигрыш прихлопывают «тарелочками» + бубен, свистулька, маракас, треугольник, ложки - на проигрыш.б) «Всё мы делим пополам» В. Шаинский – пение с использованием инструментов: маракас, бубен, треугольник, свистулька, ложки.Молодцы, ребята. А кем вы были сейчас: композиторами, исполнителями или слушателями? (исполнителями). А теперь попробуйте стать внимательными слушателями.Послушайте песню немецкого композитора Л. Бетховена «Сурок».- Кто такой сурок? (это маленький зверёк). Это песня про музыканта, который играет на шарманке и у него есть маленький друг – сурок.5. Слушание: «Сурок» Л. Бетховен.- Как вы думаете, почему композитор назвал песню «Сурок», а не «Шарманщик»? (Это поёт сам шарманщик о своём друге сурке).- Как относится музыкант к своему сурку? (Он его любит).- Помогите сложить «брёвнышки-слова». Для этого нужно ответить на вопросы:- Мог ли композитор рассказать о сурке звуками танца, марша? (нет, только песней)- Можно ли петь о горе громко и хором? (нет, тихо и одному)- Есть ли в песне певец, который поёт о своей жизни? (да)
- Меняется ли у человека голос с возрастом? (да, он становится более низким)- В песне слышен не только голос солиста-исполнителя, но и аккомпанемент. О чём рассказал тебе аккомпанемент? (что шарманщик медленно идёт и крутит ручку своей шарманки)- Теперь выбери слова, которыми можно описать песню Бетховена.На доске «слова-брёвнышки».Получается, что нельзя убрать ни одного «слова-брёвнышка»!- А можно ли заменить слово «печально» на «радостно»? «Медленно» на «быстро». Может ли шарманщик бежать?Шарманщик крутит ручку шарманки, а сурок танцует по кругу. В музыке слышны шаги пожилого человека, которому тяжело нести шарманку. А теперь посмотрите, как нарисовал шарманщика французский художник Антуан Ватто.На доске иллюстрация «Шарманщик» А. Ватто.- Чем шарманщик на картине отличается от шарманщика Бетховена? (Он молодой и с ним нет сурка).Молодцы, вы отлично справились с первым уроком!ПЕРЕМЕНА:Ритмотерапия: ритмические упражнения:а) «Ритмическое эхо». Учитель даёт ритмический рисунок, а дети его повторяют.б) «Ритмический разговор» - в парах. Придумать вопрос и ответ на тему
«музыка».Есть страна Австралия, есть страна Италия,А ещё на свете есть вот какое чудо:Вовсе не Австралия, вовсе не Италия,Есть страна Читалия – мы как раз оттуда!УРОК ЧТЕНИЯ:Сегодня вы в гостях у сказки. Все вы, я надеюсь, любите героиню сказки Ш. Перро Золушку. Представьте себе, что она находится на балу у принца. А на балу что обычно делают люди? (Танцуют) Какие танцы? (Вальс, польку, менуэт) Давайте представим, что мы тоже вместе с Золушкой на балу и танцуем польку, но только сидя. Ритмическое упражнение:А вот весёлый танец – полька! Считаем мы «раз-два» и только.Чтоб не кружилась голова, под музыку считай «раз-два».6. Исполнение польки: «Мишка с куклой» М.Кочурбина. 1-я фигура: Хлопки: 2+3; 2+3 2-я фигура: Притопы: 2+3; 2+3. (Руки на поясе). 3-я фигура: наклоны головы: вправо, влево, 3 хлопка. 4-я фигура: наклоны головы: вправо, влево, 3 притопа.Вместе с хлопками и притопами можно использовать ДМИ: бубны, ложки.А сейчас представьте себе, что вы в лесу, населённом волшебными героями русских народных сказок, который описал в своём стихотворении А.С. Пушкин:Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит.Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей…Послушайте музыку, которая нарисует вам «портрет» сказочного героя, назовите его.7. Слушание: «Баба-Яга» П. Чайковский.- Что же это за сказочный герой? (Баба-Яга). Вы уже знакомы с ней? (да).- А может кто-нибудь из вас рассказать стихотворение про Бабу-Ягу? 1. Баба-Яга, костяная нога. Нос крючком, голова сучком. Не ходи за селом, не мети помелом, не стучи ступкою, не тряси клюшкою.2. Бабака-ёжка, костяная ножка, С печки упала, ножку сломала. А потом и говорит: «У меня нога болит». Пошла она на улицу, раздавила курицу. Пошла на базар, раздавила самовар. Пошла на лужайку, испугала зайку.(Показать рисунок Бабы-Яги)ПЕРЕМЕНА:А кто сможет изобразить Бабу-Ягу движениями? Давайте попробуем это сделать на переменке.8. Пластическое интонирование: «Баба-Яга» П.Чайковский.Молодцы! Вы так волшебно изобразили Бабу-Ягу. Наверное, вам помогла музыка?!УРОК ИЗО:Дети, а что я задавала вам на дом? (Нарисовать цветы).Давайте посмотрим ваши рисунки. Они замечательные. Посмотрите, мы попали на волшебную цветочную поляну. И каждый из вас сейчас превратится в цветок, который он нарисовал. А музыка поможет этим цветам ожить.9. Пластическая импровизация: «Вальс цветов» П.Чайковский.Молодцы, ребята. Конечно, не все мы умеем хорошо рисовать, и не все вы станете художниками, а вот всмотреться в картину, почувствовать то, что хотел сказать художник, может каждый.От красок шумно и светло, картины воздух обступили,Я музыку сюда бы ввёл, чтобы они заговорили.На доске картины разных времён года.- Какую картину из представленных здесь рисует музыка, которую мы сейчас услышим?9. Слушание: «Шелест весны» К. Синдинг.- Какая картина соответствует? Какое время года изображено на картине и в музыке? (Весна) Какие голоса природы вы слышите в музыке? (Пение птиц, шелест листвы, журчание ручьёв).- Как они помогают вам определить время года, изображённое музыкой?(Музыка светлая, яркая, радостная как будто летят и щебечут птицы).Музыка – это как волшебная страна, в которой можно услышать и увидеть всё, что пожелаешь.Послушайте, пожалуйста, эту песню и определите, какое время года она рисует.10. Слушание и разучивание: «Золотое солнце» Ю. Кулешов.- О чём эта песня? (О весне и о лете. Весёлая, светлая).Давайте начнём её разучивать приёмом «Эхо»: учим 1-й куплет и исполняем его. Молодцы.11 Д/З: попытайтесь нарисовать то, о чём услышали в песне.
Итог урока: Ну, вот и подходят к концу наши разные уроки. Сегодня вы побывали и композиторами, и исполнителями, и слушателями, и художниками, и даже актёрами. И везде нас сопровождала музыка – волшебная страна. - А почему я назвала музыку волшебной страной? (С помощью музыки можно оказаться в любом времени года, превратиться в любого героя, изменить состояние души). Музыка может заставить нас смеяться и плакать, радоваться и грустить… Она помогает человеку в горе и радости. - Скажите, а что нужно для того, чтобы понять, о чём хочет рассказать нам музыка? (Нужно внимательно её слушать и тогда будет всё понятно).А ещё нужно развивать своё воображение, наблюдательность и музыка станет вашим самым близким другом, будет сопровождать вас в самые разные минуты вашей жизни.И автобус, и трамвай затянули песню…Ты им тоже подпевай – станет жизнь чудесней!Вслушайся – весь мир поёт – шорох, свист и щебет…Музыка во всём живёт. Мир её волшебен. М.Пляцковский. Выход: «Шелест весны» К Синдинг.
Приложение:(стихи для вокальной импровизации)
Я по правилам движения через улицу идуИ таблицу умножения повторяю на ходу.
И берёзки в пляс пошли, хороводы повели,Солнце заплясало – всем светлее стало!
С утра проснутся пчёлки, потом причешут чёлки,Умоются над лужицей и по лесу закружатся.
Песенка-чудесенка повстречалась с вами.Песенка-чудесенка с добрыми словами.Улыбнулась песенка – стало веселей.Улыбнулась песенка – улыбнитесь ей!
Это очень интересно, от кого река бежит,Это очень интересно, что в трамвае дребезжит,Отчего скворец поёт? Почему медведь ревёт?Почему один в берлоге, а другой в гнезде живёт?