УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 7 КЛАССЕ ПО КАРТИНЕ ЛЕВИТАНА «МАРТ
Урок развития речи
Тема: Подготовка к сочинению по картине И. Левитана «Март»
Цель: Подготовка к написанию сочинения по картине
Задачи: 1.Расширение познавательного интереса;
Учить подбирать эпитеты;
Учить выделять ассоциативный ряд;
Учить структурировать.2.Развитие речевой активности, внимания и мыслительных процессов.
3. Учить воспринимать пейзажную живопись
Оборудование: портрет художника, репродукции картин Левитана: «Март», «Весна. Большая вода», « Осенний день. Сокольники», «Березовая роща», «Владимирка», «Над вечным покоем», «Вечер. Золотой Плес», «Золотая Осень»,
Ход урока:
Учитель читает песенку Кушнера и Гладкова «О картинах»
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется …
Дети: Пейзаж
Учитель: Что такое пейзаж?
Дети:
Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа[1].
В зависимости от изображённого мотива можно выделить сельский, городской (в том числе архитектурный — HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%B4%D1%83%D1%82%D0%B0_(%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D1%80_%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B8)" \o "Ведута (жанр живописи)" ведута и индустриальный) пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии — морской пейзаж или марина. Кроме того, пейзаж может носить эпический, исторический, лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный характер.
2.Учитель: Сегодня мы поговорим о художнике Исааке Левитане, о его жизни, о его творчестве, а также мы должны подготовотся к написанию сочинения по картине Левитана»Март».
О жизне И.Левитана расскажет биограф.
Биограф: Родился 30 августа 1860 в пос. Кибарты, ныне Кибартай (Литва), в семье железнодорожного служащего. Еврей.Начальное образование получил дома.В конце 1860-х семья Левитана переехала в Москву.В 1873 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.В 1877 награжден Малой серебряной медалью за "этюд масляными красками". В том же году после смерти матери, а потом и отца юный Левитан окунулся в беспросветную нужду. По причине неуплаты за обучение его исключают из училища, но вскоре, благодаря помощи друзей, он возвращается туда как стипендиат, "оказавший большие успехи в искусстве". В том же году поступает в мастерскую А. К. Саврасова. И тогда же состоялась первая в жизни живописца выставка его картин.В 1879 Третьяковская галерея приобретает первую картину Левитана - "Осенний день. Сокольники".В 1884 Левитан оставил училище. Тогда же он стал выступать на выставках Московского общества любителей художеств.С 1888 принимал постоянное участие в передвижных выставках.В 1887 - 90 неоднократно бывал на Волге, в Плёсе. Эти поездки оказали большое влияние на его творчество.В 1892 Левитану как "некрещеному еврею" было предложено покинуть Москву, и ему пришлось долго жить в Тверской и Владимирской губерниях, пока хлопоты влиятельных друзей не позволили ему вернуться.В 1896 вторично перенес тиф, что дало осложнение на сердце.В 1898 Левитан получает звание академика и в том же году становится преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества.За свою творческую жизнь написал около тысячи картин, рисунков, этюдов и эскизов.Скончался 22 июля 1900 в Москве.
Он прожил всего 40 лет, но оставил глубокий след в искусстве. Его пейзажи восхищают своей красотой и глубиной чувств.
Учитель: Искусствоведы нам расскажут о картинах Левитана.
Искусствоведы: Картина «Осенний день. Сокольники» написана в 1879 году. Левитан проявил себя своеобразным художником, умеющим просто и поэтично передать настроение в пейзаже. Нечто совершенно небывалое выразил в ней художник. Нервная, как бы торопливая кисть запечатлела позднюю осень, умирающий к вечеру день с хмурым, безрадостным небом, мокрой, бурой листвой. Женщина в темном платье быстро идет по аллее. Она словно объята смутной тревогой, и природа вторит внутреннему состоянию женщины: глухо, уныло шумят от ветра вершины сосен.
2. «Березовая роща», начатая еще в Бабкине в 1885 году, была окончена- лишь летом 1889 года. В этом изображении березовой рощи с будто движущимися по светлой траве тенями от колышущейся листвы деревьев Левитан снова строит картину на движении, на игре освещения. И здесь эта игра света, это движение теней служат основой и средством выражения «настроения». Пятна света и тени зовут зрителя углубиться в изображение, где теряется ясность очертаний предметов и березовая роща сливается в общих зеленых пятнах. Игра света на стволах берез делает их не только трепетными и живыми, но словно прозрачными. Эту прозрачность и нежность придает им богатая цветность, которой передается игра света и теней на стволах. Мы видим здесь наряду с белыми, пастозно положенными пятнами более мелкие розовые, коричневые и дополнительные к ним голубовато-зеленые цвета. Они находят себе поддержку в изображении мелких лиловых цветочков и желтых бликов света в траве и наверху в листве.
3.Картина Вечер. Золотой Плёс (1889, Государственная Третьяковская галерея, Москва) - один из шедевров, написанных Левитаном в Плёсе на Волге.
Художник запечатлел вид на окраину этого небольшого деревенского городка с Петропавловской горы, где находилась и полюбившаяся художнику церковь-часовня.
С поразительной чуткостью переданы в этом полотне ощущение умиротворённой тишины, мягкое сияние золотисто-розового предзакатного света, нежное марево тумана, плывущего над широкой рекой и обволакивающего плавные очертания Волги и стоящих на её берегу среди деревьев церкви, колокольни и белого домика с кирпично-красной крышей. Можно ощутить вечернюю свежесть воздуха, сочность и ароматность травы и кустов, покрывающих пологий склон холма. Изображение этого холма - прекрасный пример неподражаемого мастерства Левитана в разработке различных оттенков зеленого цвета. Всё напоено драгоценным чувством целостности и красоты бытия. Интересно, что часть белого каменного дома с красной крышей, принадлежавшего плёсскому купцу Грошеву, некоторое время снимали Левитан и Софья Кувшинникова. Ныне в этом здании размещается один из отделов Плёсского Государственного историко-художественного музея- заповедника.
4. "Золотая осень". Белые стволы и пылающая листва берез, прозрачная голубизна неба, рыжеватая трава, холодная синь реки. И воздух, который сам врывается в грудь и от которого, как от ключевой воды, поламывает зубы. И бодрость, которой заряжает нас этот погожий осенний денек. И праздник золота и синевы. И грусть от того, что кончится праздник, а за ним - увяданье, черно-белый зимний сон. И радостная уверенность, что потом, впереди, снова зелень и голубизна, потому что природа вечно живет и всегда прекрасна. А на холсте - деревья, трава, река, небо.
5. «Владимирка» была написана Иссаком Левитаном в 1892 году. Полотно отличается глубоким содержанием и проникнуто скорбной поэтичностью. Интересно, что картина, относящаяся сегодня к самым знаменитым творениям Левитана, вначале была названа скучной и неприглядной и принята критикой весьма сдержанно.До 1890 года по Владимирскому тракту вели по этапу в Сибирь каторжан. В своем произведении Левитан хочет увековечить память «о звоне кандальном». Мы видим унылый пейзаж: позднее лето, степь с редкими кустиками, уходящую вдаль широкую дорогу. Мы словно шагаем по ней. Низкое пасмурное небо с рваными облаками навевает грустные воспоминания. Лес расступается, освобождая место. А дорога идет и идет, тянется бесконечно, уходит за горизонт…
6. Картина «Весна. Большая вода» принадлежит к числу значительнейших произведений Левитана.
Колорит картины образуется уже известным нам образом из тонких оттенков и переходов трех основных цветов - голубого, желтого и зеленого. Господствует голубая гамма в соответствии с главным мотивом картины. С ней сочетается желтизна берега, переходящая в коричневато-розоватый тон прошлогодней листвы и набухающих веток берез, с коричневатыми стволами деревьев и цветами лодки снаружи и внутри.
«Весна. Большая вода » - одна из самых тонких, лирических картин Левитана. Она исполнена поистине весенней светлой и тихой радости, удивительно «песенна» и «музыкальна» во всем своем и внутреннем и внешнем композиционном ритме. Беспечальная, светлая радость, какая-то ее спокойная полнота исходит от картины. Сюжет весеннего воскресения природы, оптимистический, светлый и радостный, является основой, на которой развертывается светлое, лирическое содержание картины.
3.Учитель: Когда И. Левитан работал, он любил слушать музыкальные произведения Бетховина, Чайковского. Мы тоже прослушаем с вами музыку Чайковского «Март».(Звучит аудиозапись Чайковский «Март»)
Задание: запишите ассоциации, которые возникли у вас , когда вы услышали слово «март».
Зачитайте свои ассоциации.
Добавьте ассоциации своих одноклассников.
Перед нами картина Левитана. Название пока мы не открываем.
Вопросы:
1.Какое время года изобразил художник?
2.Какое настроение передал художник в картине?
Ответ: Радостное. Солнечное. Прекрасное. Весеннее.
3.Как художник изобразил солнечный день?
Ответ: Мир залит светом, синие тени на снегу, синее небо, и золотой свет отражается на стену дома.
(Ответы записываются в тетрадь)
4.Какими способами художник изобразил талый снег?
Ответ: Снег не белый, а серо- голубой, дорога талая, на крыше снег съежился. На дороге снег темный. Снег отражает небо. В лесу снег глубокий. Художник использует мазки. Это следы от ног на тропинке, они темнеют, углубляется. На солнце снег блестит, переливается.
5.Какой цвет в картине является преобладающим?
Ответ: Ярко- голубой.
- Почему?
- небо голубое- голубое.
6. Что мы можем сказать о небе?
Ответ: Оно ясное, чистое, синее. Небо дает яркие тени под деревьями.
7. Какие эпитеты мы можем подобрать к воздуху?
Ответ: Прозрачный, свежий. Пронизан золотистыми солнечными лучами.
8. В центре картины мы видим лошадку, она запряжена в сани.
Вот как характеризует искусствовед эту часть картины.
- В пейзажных полотнах Левитана вы почти нигде не увидите изображения человека, но своим лирическим восприятием прекрасного художник как бы очеловечивает природу, пробуждая в зрителе определенные чувства и настроения. В картине мы чувствуем присутствие человека, который, кажется, только что подъехал на санях к дому и вошел в него, беспечно оставив открытой дверь.
9. Что мы можем сказать о деревьях?
Ответ: Они голые, но не стыдятся своей наготы. Они словно рады приходу весны. Они словно радостно танцуют или летят к небу.
10. Какие краски использовал художник?
Ответ: яркие, радостные.
11.Какое время суток изобразил художник?
Ответ: Это утро, потому что тени лилово- синие.
12. Посмотрите внимательно на деревья. Что вы видите?
Ответ: Скворечник. Птиц не видно, но они скоро должны вернуться из теплых стран.
13. Какие мысли и настроение пробуждает в нас эта картина Левитана?
Ответ: Чувство светлой радости, веселья.
14. Какое название придумали вы этой картине?
Ответы детей.
5.прослушайте стихотворение К. Заболоцкого «Оттепель»
Оттепель после метели.
Только утихла пурга,
Разом сугробы осели
И потемнели снега.
В клочьях разорванной тучи
Блещет осколок луны.
Сосен тяжелые сучья
Мокрого снега полны.
Падают, плавятся, льются
Льдинки, втыкаясь в сугроб.
Лужи, как тонкие блюдца,
Светятся около троп.
Пусть молчаливой дремотой
Белые дышат поля,
Неизмеримой работой
Занята снова земля.
Скоро проснутся деревья,
Скоро, построившись в ряд,
Птиц перелетных кочевья
В трубы весны затрубят.
Подходит ли оно по настроению к картине Левитана «Март»?
Ответ: Да. В стихотворении говорится о наступлении весны. О том, что потемнели снега, осели сугробы, о возвращении птиц в родные края.
Учитель: Стихотворение Заболоцкого «Оттепель» может быть эпиграфом к вашему сочинению по картине Левитана «Март».
Домашнее задание: Написать сочинение по Картине И. Левитана «Март»
План сочинения:
1 часть - Вступление
2 часть - Основная
3 часть - заключение
Рефлексия
Успокойтесь, закройте глаза, вспомните и прокрутите как киноленту с конца урока все, что происходило у нас на уроке. О чем мы говорили?
Д/з написать сочинение по картине Левитана «Март»
Изучили структуру сочинения
Прослушали стихотворение Заболоцкого «Оттепель»
Придумали название картине.
Ответили на вопросы по картине
Записали ассоциации со словом «Март»
Прослушали музыку Чайковского
Прослушали искусствоведов. Они нам рассказали о картинах Левитана.
Слушали биографию Левитана
Узнали, что такое «Пейзаж»
Прослушали песенку о картинах.