Австралия и Океания .Ф.Г.П. Тест..Зорина Т.В.
Разработка уроков по географии 7 класс по теме Австралия и Океания.(Ф.Г.П)
Итоговый тест.
Составила: учитель географии-
Зорина Т.В.
Тема: Физико-географическое положение Австралии
Цель: Используя теоретические и практические знания уметь определить ФГП Австралии.
Оборудование: атлас 7 класс, презентация, контурные карты, карточки-задания, листы самооценивания, мяч.
Формы организации обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие, деление на группы. Составить пословицы.
Ноги кормят быстрого коня, человека насыщают добрые слова.
Хороша всякая земля, а лучше всех земля своя.
Кто своего народа не знает, тот пусть чужой народ не осуждает
Нет земли лучше родины своей.
I. Вводная часть:(мотивация) Наш урок мы проведём под девизом: «Путешествие продолжается…»
На каком материке мы с вами путешествовали? (Африка). Давайте вспомним, что мы знаем об Африке ( слова: Сахара, вади, Нил, Мадагаскар, + 58 0, Виктория, Танганьика, Килиманджаро, Конго, Чад, саванна, джунгли, самум, пигмеи, Кагера, оазис, финиковая пальма и т.д) за правильный ответ получают жетон , затем подсчитывают результат.
Продолжаем наше путешествие, внимание на экран. Послушаем стихотворение Галины Усовой:
- Материк – страна наоборот
Она располагается под нами
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
- Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето
Там протекают реки без воды
Они в пустыне пропадают где- то
- Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
- Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней чем наводненье,
Спасает юг от северной жары,
Столица не имеет населенья.
- Её исток – на Лондонском причале:
Для хищников дорогу расчищали
Изгнанники и каторжный народ.
Материк – страна наоборот.
Вопрос: Как вы думаете, о каком материке идёт речь? Итак, путешествие продолжается и продолжается оно в Австралии. Давайте вместе сформулируем цель нашего урока? Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (записать ответы учеников на доске). Запись в тетрадь темы урока: «ФГП Австралии».
Отправляемся в путешествие водным путем. Свой путь начинаем с Африки.
А сейчас мы отправляемся в экспедицию, «проплывём» вокруг Австралии и соберём сведения о ГП.
Площадь материка - 7 млн. 614 тыс. кв. км). А сейчас самостоятельно определите географическое положение Австралии. 6: "План характеристики ФГП материка") (2 минуты. После - обсуждение)- Относительно экватора Австралия располагается в южном полушарии;
- Относительно нулевого меридиана находится в восточном полушарии;
- Почти посередине пересекается южным тропиком;
- Находится на значительном расстоянии от всех материков;
- Омывается с запада - Индийским океаном, с востока - Тихим; Моря, омывающие Австралию: Коралловое море, Арафурское море, Тасманово море, море Фиджи. Северо-восток материка - Большой Барьерный риф - Каковы причины его образования?
- Берега слабо изрезаны;
- Крайние точки материка: (Слайд 7)
Северная - М. Йорк 10 ю.ш. 142 в.д
Южная - М. Саут-Ист-Пойнт 39 ю.ш 146 в.д.
Западная - М. Стип-Пойнт 26 ю.ш. 113 в.д.
Восточная - М. Байрон 28 ю.ш. 153 в.д.
Протяженность материка:
С запада на восток в градусах и километрах по параллели 26° ю. ш. : 153°–113°=40° (длина 1° на параллели 26° приблизительно равна 100 км) ; 100 км * 40°=4000 км С севера на юг в градусах и километрах по меридиану 142° в. д. : 39°–10°=29°; 111 км * 29° = 3219 км.
Учитель: также как и Африка, Австралия имеет свои особенности:
- он самый маленький материк, его площадь 7,7 млн. кв. км;
- он самый сухой материк;
- полностью расположен в южном полушарии;
- Австралия – материк реликтов;
- здесь нет действующих вулканов;
- около половины площади материка – пустыни и полупустыни;
- весь материк занимает одно государство;
- позже других Австралия была заселена;
- при движении на юг становится холоднее.
- 75% органического мира – эндемики.
Теперь мы знаем, где располагается Австралия. А какова история её открытия?
А) Выступление подготовленного обучающегося:
«Австралия открыта позже других материков, была открыта дважды. В 16 веке картографы изображали на картах и глобусе в Южном полушарии «Терра Инкогнита» - огромную «Неведомую южную землю».
В 1606 г. испанец Торрес открыл самую северную оконечность полуострова Кейп-Йорк, пролив, отделяющий Новую Гвинею от м.Йорк назвали Торресовым. Когда Торрес сообщил испанским властям о своем открытии, было решено держать это в секрете, и свыше 150 лет об этом открытии никто не знал.
В 1642 – 1643 году голландец Абель Тасман доказал, что Австралия – континент, но восточных берегов Австралии он не видел. А в 18в. началось соперничество между Францией и Англией за первенство открытия нового континента. Летом 1768г. от берегов Англии на поиски нового континента на корабле «Индевор» (Попытка) отправилась экспедиция под руководством известного Джеймса Кука.
В октябре 1769г. с корабля заметили на горизонте землю. Это была Новая Зеландия. 1 апреля 1770г. был взят курс на запад и через 19 дней экспедиция достигла восточного берега Австралии у южной оконечности. Состоялась первая высадка на побережье. Небольшая группа темнокожих аборигенов скрылась в лесу. Местность вокруг была замечательной: густой лес, воздух, удивительно свежий смолистый запах чуть кружил голову. До конца мая корабль шел вдоль восточного побережья. Здесь его подстерегла беда, он сел на мель и коралловым рифом распорол днище. Пришлось чинить корабль. 22 августа 1770г. высадились на берег, Кук провозгласил открытые земли собственностью Англии.
Б) Доп.информация: Капитан Джеймс Кук проследил восточный берег Австралии и открыл Большой Барьерный риф. Словом, не случайно капитан Кук очень почитается в Австралии. Так, одной из достопримечательностей Мельбурна является домик Кука – небольшое двухэтажное каменное здание с крутой черепичной крышей. Домик первоначально находился в Англии. В начале 30-х годов 20в. домик был куплен состоятельным австралийцем, разобран и перевезен в Мельбурн. Сейчас здесь музей и туристы рассматривают потрескавшийся глобус, полуистлевшие карты, старинные навигационные приборы, которыми пользовался Джеймс Кук. Внутренние районы материка изучали не только географы: Эйр Джон Эдуард, овцевод, в 1839-40 в поисках пастбищ обследовал побережье Большого Австралийского залива.- Посмотрите на карту – что он открыл? (оз. Эйр). Стшельский Павел Эдмунд – польский эмигрант проводил съемку в Австралийских Альпах и открыл самую высокую точку Австралии (г.Косцюшко – 2228м.) Юм Гамильтон и Ховелл Уильям, два вольных колониста, обнаружили р.Муррей (первоначальное название Юма). В) В 19в. Австралия была обследована полностью!!!День высадки первых англичан 26 января считается национальным праздником – Днем Австралии.
7) Решение логической задачи:
Как вы считаете, ребята, почему открытие Австралии начиналось с ее северного, южного и юго-восточного побережья, а не с восточного? Ведь с восточной стороны Австралии в Тихом океане проходили важные морские пути. (На пути морякам встретился Большой Барьерный риф.)
3. Самостоятельная работа с контурной картой. Отметить элементы ФГП Австралии на к/к.
Крайние точки материка
Моря – Тасманово, Тиморское, Коралловое, АрафурскоеПроливы – Торресов, Басов
Заливы – Большой Австралийский, КарпентарияОстрова – Тасмания, Н.Зеландия, Н.ГвинеяПолуострова – Кейп-Йорк, Арнемленд.
Закрепление
Сравнить ФГП Африки и Австралии, определите их общие и отличительные черты (за каждый правильный ответ жетон «кенгуру»)
Игра «Светофор»
1) Австралия – самый маленький материк.(+)
2) Австралия расположена во всех полушариях.(-)
3) Австралию омывает два океана.(+)
4) Австралия – страна наоборот.(+)
5) Австралия полностью лежит в восточном полушарии.(+)
6) На юге Австралию омывает Гвинейский залив.(-)
7) Австралию открыл Васко да Гама.(-)
8)В переводе на русский язык слово «Австралия» означает «южный».(+)
9) Австралия является самым маленьким обломком Гондваны.(+)
10) Большая часть Австралии лежит в северном полушарии.(-)
III. Итоги урока
ТЕМА : ОКЕАНИЯ
Задачи урока:
Повторить изученный материал по «Австралия» и познакомиться с интересной и своеобразной территорией материка называемой Океанией.
сформировать представление о своеобразии природы Океании;
раскрыть особенности современного состава населения и его хозяйственной деятельности;
выявить уровень знаний и умений учащихся по изученной теме;
умение работать с тестами, подготовка к ЕГЭ.
Оборудование: карта Австралии, атлас, учебник, дополнительный материал (материал из периодической печати).
Структура и основное содержание урока. Методы и методические материалы.
1.Организационный момент:
Здравствуйте ребята. Наш урок сегодня необычный.
А необычный он тем, что первую часть урока мы посвятим Океании, а вторую проведем проверочную работу по теме «Австралия». Проверим как вы усвоили данную тему. Вопросы из этой темы можно встретить в экзаменационных заданиях ЕГЭ. Поэтому проверочная работа будет в форме теста.
- Скажите о какой территории прилегающей к Австралии мы с вами не говорили? (Океания)
Прежде, чем отправиться в далекие края, любой путешественник разложит перед собой карты, и внимательно изучит тот район земного шара, куда он решил отправиться . А еще он перечитает много книг и различных энциклопедий. Для чего, подумайте! Представим себе, что каждый из вас решил побывать на экваторе, но не в Африке, а к востоку от нее. Туда, где расположены острова. Некоторые географы выделяют их в отдельную часть света – Океанию.
Вот краткая информация для вас:
Океания – это самое крупное скопление островов на земле, расположенных в центральной и западной частях Тихого океана. Оно включает в себя более 7 тыс. островов. Здесь есть коралловые, материковые, вулканические острова, и те, которые расположены на вершинах подводных хребтов. Европейцы узнали об Океании в XV I веке после первого кругосветного плавания Ф. Магеллана. В наши дни Океанию населяют коренные жители, пришлое и смешанное население. Коренное население – папуасы, полинезийцы. Большой вклад в изучение природы и населения внес русский ученый Н.Н. Миклухо-Маклай. Сегодня российские ученые в ходе научно-исследовательских экспедиций продолжают изучать Океанию.
-Океания- скопление островов(архипелагов). Делится на 4 части:
Меланезия (включает Новую Гвинею, архипелаги Бисмарка, Соломоновы острова, Фиджи др)
Новая Зеландия (состоит из 2-х крупных островов- Северного и Южного и ряда мелких островов)
Микронезия (входят архипелаги: Марианские, Каролинские, Марщалловые)Полинезия (объединяет острова, лежащие в общем восточнее 180 меридиана, между 30с.ш и 30ю.ш: Гавайские острова, Острова Лайн, Кука и др.) (Используется презентация)
- Общая площадь островов 1,26 млн. км.кв.
- Острова разбросаны от субтропического в северном полушарии до умеренного в южном, но большая его часть находится в субэкваториальном поясе. Средняя температура теплого месяца от25 на севере до 16 на юге, самых холодных- от 16 до 5 С.
- Стала известна со времен 16 века кругосветное путешествие Ф. Магеллан. большой вклад в изучение обычаев и уклада жизни внес Н.И. Миклухо-Маклай.
( дополнительный материал из периодической печати представляют учащиеся, которые получили опережающее задание)
- Геологическое строение рельефа находится в зависимости от Тихого океана. Почти все острова кораллового или вулканического происхождения.
-Океания развивалась в условиях длительной изоляции от материков, поэтому ее природа отличается своеобразием: эндемизмом и бедностью состава флоры и фауны.
- Океания заселена много тысяч лет назад
Важным занятием жителей Океании был морской промысел. Рыбу ловили самыми разными способами: на крючки, гарпуны, сетью, на мелководье – сачками и корзинами. Необходимо отметить, что жители Океании удивительно бережно относились к природе островов. Они знали, что лагуну атолла можно загрязнить отбросами пищи и даже… кровью рыбы, пойманной удочкой или острогой. Вода в лагуне стоячая – капля крови начнёт гнить и в океан уйдут наиболее чувствительные к гнили рыбы. Поэтому на атолле существовал строгий закон: рыбу в лагуне нужно ловить не раня её, а убивать подальше от лагуны; тех кто нарушал его, строго наказывали.
Занимались жители островов и земледелием, но особая роль в их жизни отводилась выращиванию кокосовой пальмы. Её гладкий 15 – 20 метровый ствол возвышается над островами, а у самого основания роскошной кроны из перистых листьев висят грозди кокосовых орехов.
Жители Океании проявляли интерес и к науке больше интересовались астрономией и историей, владели искусством составлять карты. В современности занимаются земледелием, добычей полезных ископаемых.
(В ходе просмотра презентации записывать представителей флоры и фауны)
3. Закрепление.
Тест «Австралия» (итоговый)
1. С 17 века эти земли известны голландцам. Позднее Д.Кук открывает восточное побережье материка. А с 18 века начинается освоение Австралии. Какой город возник первым?
а) Мельбурн
б) Сидней
в) Канберра
г) Дарвин
2. Раскажите о географическом положении Австралии, установите правильные соответствия:
1. Большой Барьерный риф; -а) на севере;
2. Залив Карпентария; -б)на юго-востоке от материка
3. Пересекает южный тропик; -в) на северо-востоке материка
4. Мыс Спит-Пойнт -г) на юге материка
5. Бассов пролив -д) в центральной части
6. Остров Новая Зеландия -е)на западе
3. Какие географические объекты имеют координаты:
1.36 ю.ш; 149 в.д.; -а) м. Юго-Восточный
2. 29.ю.ш; 153 в.д.; -б) г. Косцюшко
3. 39 ю.ш; 146 в.д.; -в) оз. Эйр
4. 29 ю.ш; 138 в.д.; -г) м. Байрон
4. Природа Австралии уникальна. Здесь сохранились реликтовые растения и животные, видовой состав уникален. Распределите их по природным зонам:
1. Саванна:- 2. Пустыни: -
3. Переменно-влажные леса:
эвкалипт
страус Эму
колючие акации
ящерицы и змеи
какаду
динго
кролики
пальмы
кенгуру
коала
5. Для внутренних пустынных и полупустынных частей материка характерна сеть временных пересыхающих рек - это:
скреб
русло
крик
солончаки
6. Австралия- самый сухой материк Земли. Назовите причины:
а) почти половину материка занимают пустыни;
б)материк небольшой по площади;
в) большая часть расположена в тропическом поясе;
г) омывается теплыми океанами;
д) выпадает мало осадков, в центральной части особенно- менее 250 мм/год;
е) очень мало рек и озёр;
ж) Южный тропик пересекает материк почти посередине.
7. Государство Австралийский союз. Выберите верное утверждение об этой стране:
а) В стране проживает 19 млн. человек.
б)Большая часть жителей- аборигены.
в) Ведущая отрасль сельского хозяйства- овцеводство.
г)Города Австралии очень крупные, размещены по всему побережью.
д)Большее влияние на климат оказывает Тихий океан.
е) Среди земледельческих культур ведущее место занимает пшеница.
ж) В овцеводческих фермах справляться со стадами овец помогают кэлпи- особая порода шотландских собак.
з) Столица- город Мельбурн
и) На денежных единицах Австралии изображены животные- утконос, птица-лирохвост, ехидна.
4. Итог урока.
Взаимопроверка тестов по ответам (представленным в презентации ).
Ответы:
1-б;
2.1-в,2-а,3-д, 4-е, 5-б,6-б;
3.1-б,2-г,3-а,4-в;
4.1-д,и,к,2-б,е,ж, 3-а,в,г,з.
5-б
6-а,в,д,ж
7. верно: а,в,е,ж,и.
Выставление оценок.
5. Домашнее задание.
Стр.141-145.читать Подготовить сообщение об истории открытия и освоения Америки.