Развитие речи в 5 классе Подготовка к написанию сочинения по картине А.Н. Комарова Новоднение.
Урок развития речи Подготовка к сочинению- описанию животного по картине А. Н. Комарова «Наводнение». «Моя цель» Хочу узнать как…..Хочу построить…..Хочу научиться…. Задание1. «Деформированный текст». Картина А.Н. Комарова «Наводнение» мне понравилась тем, что она пробуждает в человеке жалость и заботу о лесе, животных. Надеюсь, что вода недолго стояла в лесу, и заяц благополучно убежал в лес.От страха он весь съежился, длинные задние лапы поджал под себя, а передние вытянул вперед, чтобы не упасть с дерева в холодную воду. Свою гибкую спинку он выгнул, и пушистая шерсть на нем встала торчком. На картине А.Н.Комарова «Наводнение» изображен заяц, попавший в беду. В один из больших весенних разливов русак оказался на затопленном островке. Спасаясь от наводнения, он догадался и сумел забраться на дерево. Затаив дыхание, зайка сидит на толстой ветке старого дуба и ожидает, что будет дальше: будет ли прибывать вода? Круглые глаза смотрят испуганно. Грудка у зайца желтенькая с розоватым оттенком, брюшко и бока серенькие. Голова у зайца большая. Шерстка на спинке разных оттенков: она и бурая, и серая, и коричневая, как будто в крапинку.Длинные рыжеватые уши с черными пятнышками на концах стоят настороженно. Задание2. «Составление плана сочинения». Используйте один из вариантов составления плана: Сложный план Простой план Вступление. II.Основная часть. III.Заключение. Простой план. 1.Кого изобразил на картине «Наводнение» А. Н. Комаров?2. Как зайчик оказался на дереве?3. Какое состояние испытывает бедняжка?4. Как себя ведет наш герой?5. Каким изобразил зверька художник (голова, глаза, уши, шерсть)?6. Какие чувства вызывает картина? Примерный план сочинения. 1. Введение - автор картины - время года - сюжет картины2. Основная часть.- передний план картины (вода, деревья, заяц)- описание зайца (поза, туловище, цвет шёрстки, голова, глаза, уши, повадки).- задний план картины- цветовая гамма, общее настроение картины3. Заключение. (Что хотел передать автор? Удалось ли ему это? Мое отношение к картине). Физкультминутка Задание 3 Вот и наступила долгожданная весна. Весна приносит лесным зверушкам не только радость теплых солнечных дней, но и неприятности, и даже настоящую беду. Алексей Никанорович Комаров - художник - анималист. Большой знаток природы, он умеет тонко передать характер, повадки зверей. Все произведения А.Н. Комарова проникнуты любовью к родной природе. Наводнение – это страшное стихийное бедствие, которое не выбирает для себя место и время. Оно приходит внезапно, когда ничего нельзя изменить. И сразу становится ясно, что спорить со стихией бесполезно. И вот на картине Комарова «Наводнение» мы видим беззащитность живых существ перед стремительно наступающей водой. Как-то раз зимним вечером мы с моим младшим братом Никитой сидели на диване и рассматривали картинки в моём учебнике. Мы часто любим смотреть на репродукции картин, и частенько братишка просит меня придумать и рассказать какую-то историю по заинтересовавшей его картине. На этот раз на глаза нам попалась картина А. Н. Комарова «Наводнение», тема которой — наводнение в лесу. Задание 4 Дополните ряд художественно-выразительных средств для описания зайца по вашему плану.Подберите синонимы к слову Заяц Подберите эпитеты(образные определения), например, взгляд испуганный, ……….. Подберите сравнения, например, дрожит как осиновый лист, ……….. Подчеркните подходящие фразеологические обороты: душа в пятки, глаза велики от страха; сидит как вкопанный; Зуб на зуб не попадает; страх сковывал; со страха дух захватило; сердце ёкнуло; Нос к носу; от страха ни жив ни мёртв; Ни зги не видно ; чуть не умер от страха; держать ухо востро; дрожит от страха; очертя голову; навострил уши; страх за душу берет. Подберите и запишите глаголы, описывающие состояние зайчика. Подберите и запишите прилагательные, описывающие уши, шерсть, мордочку, глаза зайца. Заяц - русак, заинька, бедняжка, зверёк, косой, трусишка, длинноухий Подбери синонимы Каким изобразил художник зайца? Голова продолговатая, светлая мордочка с широкой тёмно-коричневой полоской.Глаза крупные, большие. Зрачки расширены от испуга. Каким изобразил художник зайца? Уши длинные, чуткие, настороженные, словно два локатора, на кончиках рыжеватых ушей чёрные пятнышки.Шерсть на грудке желтоватая, на брюшке светло-серая, дымчатая; на спине тёмно-серая, с коричневым оттенком, будто в крапинку. Какое состояние испытывает зайчик? Ему страшно, тревожно. Он испуган. Поджал под себя маленькие лапки, прижался к дереву, внимательно смотрит кругом. Что можно сказать об этом зайце? Он умный, хитрый, догадливый, находчивый.Не растерялся в опасный момент, нашёл выход из создавшегося положения. Спасибо за урок!Было приятно с вами работать! Домашнее задание.Написать сочинение (упр.598).