Презентация к уроку развития речи на тему Подготовка к написанию сочинения по картине А. А. ПЛАСТОВА «ЛЕТОМ».


Подготовка к написанию СОЧИНЕНИЯ-ОПИСАНИЯ ПО КАРТИНЕ А. А. ПЛАСТОВА «ЛЕТОМ»Автор: Мелешко Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 43» г. Владимира Какие виды искусства вам известны? литературамузыкаживописьтеатрбалетархитектураКаждый вид искусства имеет свой изобразительный язык.Виды искусства камень, металлСинтез инсценированиясловоцветзвукдвижение









Если же перед вами рисунок, выполненный к какому-то эпизоду литературного произведения, - это…Произведение живописи называется…Если же картина воспроизведена в книге, в учебнике, в альбоме, ее называют …репродукцияиллюстрациякартина Словарная работа.Различай понятия!

репродукцияиллюстрациякартина Какое из этих слов и почему мы сегодня не будем употреблять в тексте сочинения? Иллюстрациярисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее литературный текст
Перед нами в учебнике __________ А. А. Пластова «Летом».Вставьте на месте пропуска подходящее по смыслу слово или выражение:репродукциякартина В музее я видел __________ А. А. Пластова «Летом». Сочинение-описание по картине А. А. Пластова «Летом».Запишите тему урока: План-вопросник:Какое первое впечатление у тебя от картины?Когда происходит действие, изображенное на картине?Что прежде всего привлекает внимание?Какие цвета, теплые или холодные, встречаются в картине?Как удается художнику передать свое настроение человеку, рассматривающему картину? 6. Что можно сказать о художнике по его произведению? Простой план.1. Однажды летним днем.2. В лесу.3. Отдых на поляне. 4. Домой с грибами.5. Мое мнение о картине.Различай понятия!Сочинение-описание по картинеСочинение-рассказ по картинеОпредели, какому жанру сочинения какой план соответствует? Какой из них вам сегодня может пригодиться? {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}План-схема текста-описанияСлово о художнике и его произведениях в общем.Место данной картины в творчестве художника.1. Общий вид картины. 2. Описание планов картины. (Передний, средний, дальний планы картины. Правый, левый фланг картины, верхний угол или нижний угол картины.) 3. Описание деталей картины.4. Использованные художественные средства (цвет, колорит, контраст, светотени, формы, размер и др.)Настроение, которое создает картина.Отзывы критиков о произведении. Отношение автора к своему произведению.Ваши личные впечатления, пожелания, выводы.I. Вступление.II. Основная часть. III. Заключение.Работа над структурой текста.

Учился Аркадий Александрович в Строгановском художественно-промышленном училище и на скульптурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1972 году художника не стало.Пластов Аркадий Александрович - народный художник СССР - родился в 1893 году. Большую часть жизни провел в своей родной деревне Прислонихе Ульяновской области.Он сам был и пахарем, и косцом, и жнецом, имел возможность «наглядеться на крестьянскую жизнь досыта, узнать ее до последней мелочи...».http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=323750671-33-72&n=21http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/75/839/75839386_plastov_foto5.jpgПамятник Аркадию Пластову в Ульяновскеhttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e1/PLASTOV.jpg/543px-PLASTOV.jpg


Приникнув к земле, ухватив ее рукой, среди трав лежит мальчишка-пастушок. Вдали еще виден улетающий самолет, ветер от него еще не утих в листве берез. Мир опустел еще на одну жизнь...Любовь к земле, к человеку, его мирному труду помогла Пластову создать одно из лучших произведений живописи военных лет - картину «Фашист пролетел» (1942). В картинах Пластова много лирической теплоты, мягкости, трепетности восприятия окружающей жизни. Полотна художника согреты живым дыханием жизни, наполнены ароматами земли, блеском солнца, шумом листвы и трав. Природа у Пластова всегда дружественна к человеку, всегда с ним заодно.Вглядитесь в картины «Родник» (1951 г.), «Первый снег» (1946 г.), «Сенокос» (1945 г.), «Жатва» (1945 г.). Видно, что художник живет общими интересами со своими земляками. Его герои сильны своей близостью к природе, к родной земле. «Деревня вошла в мою жизнь, как нечто бесконечно родное, органичное, цельное... И вот когда мне говорят, что картина удалась, этому я обязан в значительной мере правилу - никогда не писать того, что не любишь, не знаешь», - говорил А. А. Пластов.http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/98/957/98957744_4809770_k1.jpghttp://img11.nnm.ru/f/1/8/4/3/f1843de172462bbbe55068a2d0a2c4bc.jpghttp://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=138849737-11-72&n=21http://t-444.ru/images/14jatwa1945_m.jpg


Вглядитесь в репродукцию картины А. А. Пластова «Летом». -Опишите общий вид картины: где и когда происходит действие?Действие происходит летом на лесной поляне. - Как художник сумел показать, что стоит солнечный тихий день?Погода ясная, солнечная. Зритель понимает, что день стоит жаркий, художник это умело показал, контрастно изобразив ярко освещенную солнцем поляну на среднем плане картины, а на заднем плане виден тенистый, сумрачный лес.

- Каким художник изображает лето?Полдень... В лесу тишина, только стрекот сереньких кузнечиков и изумрудно-зеленых цикад доносится с лесной полянки и нарушает покой леса. «Макушка» лета еще не настала, нет испепеляющей жары, потому все и цветет в лесу, запахи сливаются в один дурманящий аромат… Полянка очень красивая: среди сочной, изумрудной зелени травы пестреют голубые колокольчики, ромашки с чуть поникшими лепестками. Ослепительное солнце озаряет всю поляну и окрашивает ее в желтоватый цвет. Яркий солнечный свет так и играет на листьях берез, освещая их. От этого они золотистого цвета. Цветы, трава, листья на деревьях спокойны, не шелохнутся, потому что в лесу тихо, безветренно
На переднем плане картины несколько справа от центра художник нарисовал фигуры героев, это женщина и девочка – сельские жители. Кто герои картины? Где на плане картины они находятся?Опишите их. Это угадывается по внешнему виду героинь: голова девочки покрыта ярким кумачовым платком, платьице простенькое, светленькое. Одежда обеих проста, незатейлива. Яркой деталью являются босые ноги девочки. Люди села более привычны ходить босыми ногами по земле, по травам, по стерне. Как автор даёт понять, что это сельские (деревенские) жители?

Чем заняты героини?Где расположились? Опишите это место. Почему именно это место решили выбрать? Ранним утром они отправились в лес по грибы. И теперь, уставшие от своего занятия, отдыхают под тенью густой листвы двух белоствольных березок-сестричек.Женщина в синем платье. Она, видимо, очень устала, утомилась от долгой ходьбы по лесу, собирая грибы, ягоды, и теперь лежит в густой траве и дремлет, прикрыв лицо от солнца рукой. Руки у женщины загорелые, натруженные, сильные, - сразу видно, что она много работаетДевочка устала меньше матери, отдыхая, она продолжает потихоньку обрывать ягоды и складывать их в кружку, чтобы назад не нести пустую посуду. А это уже смекалка.
- Опишите животное.У Аркадия Александровича Пластова все, что есть в природе, является героями его картин: люди, растения, животные. Особое внимание - к собаке. Она друг и помощник, спутница человека в жизни и труде.Рядом с девочкой художник с особой нежностью и сочувствием изображает собаку. Собака тоже устала и легла отдохнуть. Она лежит около девочки, вытянула вперед лапы и положила на них свою морду. Глаза у собака прикрыты, уши опущены, висят, как два лопуха. Кажется, что пес отдыхает, расположившись рядом с хозяйкой, но все же он начеку, звонким лаем всегда предупредит об опасности.
Рассмотрите внимательно детали. Что и зачем изображено на переднем плане картины? Слева от центра картины автор нарисовал плоды их труда - утопающие в лесном разнотравии корзинки, переполненные лесными грибами: груздями, рыжиками. Белые и красно-коричневые краски использует художник для изображения щедрых лесных даров. Не забыл художник изобразить и запасливость сельских жителей: это глиняный кувшин, красно-коричневый, с питьем, и голубенькая кружечка, изнутри покрытая белой эмалью.
- Какие чувства вызывает у вас картина? Чем она важна для зрителя?Картина написана в жанре пейзажа. Природа, которая изображена на ней, нам очень близка и понятна.Пластову удалось правдиво изобразить героев на фоне летней природы, благодаря чему зрителю передаётся настроение картины – тёплое, радостное. Живописец и нас как бы приглашает отдохнуть вместе с героями своего произведения.- В каком жанре написана картина?Пейзаж - это изображение природы.

Как художнику удаётся передать радостное настроение?Богатство цветущей природы художник передает праздничным сочетанием красок. Красный, оранжевый, желтый называют в живописи теплыми цветами. Они помогают художнику передать радостное, светлое настроение. Он использует контрастные, яркие, насыщенные тона (красная косынка и белое платье девочки, синяя одежда спящей женщины, желтые, голубые вспышки цветов на ярко-зеленом фоне травы), которые придают картине особую красоту и жизнерадостность, вызывают бодрое настроение.
Работа над планом.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}План-схема текста-описанияПримерный план сочинения-описания по картине А. А. Пластова «Летом»I. Вступление.Слово о художнике и его произведениях в общем.Место данной картины в творчестве художника.I. Слово о художнике А. А. Пластове:- Любовь к родной земле.- Тема деревни в творчестве художника.- Одна из лучших картин.- Жанр картины - пейзаж.II. Основная часть. Общий вид картины. Описание планов картины. (Передний, средний, дальний планы картины. Правый, левый фланг картины, верхний угол или нижний угол картины.) Описание деталей картины.Использованные художественные средства.II. Описание картины А. А. Пластова «Летом». - Первое, радостное впечатление от картины.- Летний день на лесной полянке (солнце, жара, трава, цветы. контраст, берёзы, тень).- Герои (девочка, женщина , собака). Внешний вид, выражение лиц, позы, одежда, занятия, характеры.- Детали (корзинки, кувшин, кружка).III. Заключение.Настроение, которое создает картина.Отзывы критиков о произведении. Отношение автора к своему произведению.Ваши личные впечатления, пожелания, выводы.Тёплое, радостное чувство и бодрое настроениеПраздничным сочетанием красок.Правдивое изображение деревенской жизни.Любовь ко всему живому.
Солнце – яркое, ослепительное, золотистоеКувшин – глиняный, красно-коричневый, с водой, квасом или взваром.Корзина – плетёная, доверху наполненная рыжиками, лисичками, белыми грибами.Ведро – чёрное, полное грибов, тяжёлое, в гуще лесной травы.Трава – ярко-зеленая, густая, пышная, изумрудная, освещённая солнцем. Цветы – желтые, голубые полевые цветы; лиловые колокольчики.Девочка – загорелая, румяная от жары; в ярко-красном платке и светлом платье; задумчивая, обрывает спелые ягоды в синюю кружечку.Женщина – уставшая; в синем платье и синем платке; в тени берёз, подложила руку под голову.Собака – светло-рыжая, верная, отдыхает, вытянув лапы и положив на них голову, охраняет хозяев.Поляна – светлая, широкая, залитая солнцем, цветущая.Берёзки – стройные. белоствольные с темными пятнами, распустили ветви, словно косы, золотятся листья на солнце.Лес – тёмно-зеленый, густой, еловый, красивый. Справочные материалы: Написание черновых и чистовых вариантов сочинений.