Воспитательная работа Духовно-нравственное воспитание
Классный час «Праздник милосердия и благотворительности
«Белый цветок».
Форма проведения - беседа
Цели - на исторических материалах раскрыть значение праздника благотворительности милосердия «Белый цветок»; развивать у обучающихся потребность в милосердии, сострадании, желании прийти на помощь; воспитывать уважение к окружающим людям.
Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.
Способствовать усвоению понятий: «доброта», «чуткость», «милосердие», «гуманность», а также развитию нравственного самопознанию.
Задачи:
1. Помочь учащимся раскрыть содержание понятия «милосердие».
2. Способствовать развитию нравственных качеств учащихся.
3.Обучать навыкам группового взаимодействия, умение работать в команде.
Оборудование - текстовый материал о праздник «Белый цветок», литературные произведения о милосердии.
Подготовительный этап:
1. На доске пословицы о доброте:
1) Не одежда красит человека, а его добрые дела.
2) Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
3) Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
4) Добрые слова дороже богатства.
5) Кто добро творит, тому бог отплатит.
6) Лучше всех знает цену добру тот, кто испытал зло.
2. Класс делится на группы, у каждой группы на столе фломастеры, ручки и чистые листы бумаги.
Ход классного часа:
Учитель. Добрый день, ребята! Как прекрасно, что человек живет не один на свете. Каждый должен это понять и почувствовать.
Дети! Какие качества вы больше всего цените в людях? Обсудите это в своих группах и составьте список качеств. (Работа в группах).
Дети зачитывают свои списки положительных качеств. Из ответов учащихся преобладают качества: доброта, забота, помощь, человечность и т.д.
Сегодня мы поговорим о празднике благотворительности и «Белый цветок», который столетие назад проходил по всей России. Мы говорим о празднике, а становится грустно от понимания того, что есть люди, которые остались один на один со своей бедой. Без нашей с вами помощи они просто могут погибнуть. Но без размышления об этом, без добрых дел, без помощи слабому слово «милосердие» окажется пустым, просто затёртой метафорой, а ведь, если вдуматься - это самое главное, что нас делает человечными. Милосердие - это милость сердца, сострадание, забота,
любовь ... Чужая боль, чужое несчастье, чужая потеря, чужое падение - вот на что оно обращено. Нельзя проявить его ни умом, ни словом.
Идея Дня Белого цветка родилась в Швейцарии. В 1908 году на улицах Женевы впервые появились молодые люди и девушки со щитами, усыпанными цветами белой ромашки. Продажа белого цветка как эмблемы борьбы с туберкулёзом приносила противотуберкулёзным организациям доход..
Вскоре идея «Белой ромашки» дошла до России и уже весной 1911 года в Санкт-Петербурге был проведен первый «День белого цветка». Акция продажи ромашек как эмблемы борьбы с туберкулезом была весьма успешной. По указу императора Николая II, тратившего большие личные суммы на благотворительность, в Санкт-Петербурге была создана Российская лига по борьбе с чахоткой. В это время общественная частная благотворительность становится в России явлением повсеместным, не на словах, а на деле доказывая широту великой русской души. Эпоха знала много ярких купеческих характеров, самоотверженных меценатов, благодаря которым появлялись новые больницы, театры, картинные галереи, музеи, библиотеки, школы, санатории. Известны фамилии русских меценатов, которые навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щyкины, Найденовы, Боткины, Пироговы и многие другие.
Между тем в празднике «Белого цветка» принимали участие все слои населения. К благотворительным базарам готовились заранее. В каждой семье что-то мастерили.
В наши дни День Белого цветка возрождается. Постепенно он набирает популярность и, начиная с 2000 года уже по несколько раз прошёл во многих городах России: Курске, Воронеже, Нижнем Новгороде, Угличе, Екатеринбурге, Петербурге, Москве. Сегодня проблема борьбы с туберкулезом не стоит так остро, как это было
столетие назад, поэтому современные Дни Белого цветка посвящают сбору средств на лечение малоимущих больных.
Впервые в этом году 28 сентября в нашей области будет проведен праздник Белого цветка, центральным его событием станет благотворительная ярмарка. Все изделия для ярмарки нужно подготовить заранее, чтобы продать за пожертвования. Пожертвования принимаются каждым участником ярмарки в специальную коробочку. Вырученные средства пойдут на благотворительные цели. Эта акция призывает всех белгородцев объединиться в добрых делах, ведь милосердие это общее дело.
Милосердие, душевность отношений, безоглядное проявление благородства, самопожертвование всегда характеризовали широту русской души. У христиан обязательным для каждого милосердного человека является: накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого, принять путешествующего. Проявлением душевного милосердия может быть хороший совет и слова утешения. Милосердными считаются те люди, кто с радостью делятся знаниями с другими, терпят горе и зло, но всегда умеют прощать. Милосердие основывается на таких качествах как внимательность, заботливость и доброжелательность. Милосердие проявляется только сердцем! Желание сделать что то доброе и хорошее сначала тихим стуком зарождается именно в нём.
Если ты хочешь принять участие в празднике, то достаточно продумать, в чем будет заключаться твоя помощь.
Можно разработать реквизит, эмблемы или символику «Белого цветка», придумать открытки, тексты воззваний и разместить на плакатах.
Белый цветок - настоящий праздник, ведь он дapит радость благих дел, а она останется на всю жизнь в нашем сердце!
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Дима шел по улице, крепко держась за руку мамы. Был солнечный, морозный день. Снежок поскрипывал под ногами. Мороз слегка пощипывал за нос и щёки, но Диме было уютно и тепло в меховой курточке и сапожках. Шёл он, подпрыгивая от радости. Диме было весело то ли оттого, что было воскресенье, а уроки он сделал ещё вчера и папа подарил ему новую игрушку. Мама на минуту остановилась. Перед ними стояли лотки с фруктами. Краснощёкие тёти развешивали эти маленькие кусочки лета в шелестящие и звенящие от мороза пакеты. У Димы даже слюнки потекли. Мама, словно прочитав его мысли, уверенно направилась к лотку. Он уже представлял, как дома сделает из апельсина цветок, как красиво будут смотреться яблоки в вазочке на столе. Внезапно Димины грёзы нарушил старческий голос. Какая-то старушка, задев его, протянула руку к продавщице и попросила: Милая, дай мне, пожалуйста, яблочко. Я очень хочу есть. Я ещё ничего не ела сегодня, и мне кажется, что я вот-вот упаду. Плохо мне... Дима не слышал, что ответила тётя. Он не отрываясь смотрел на старушку, на иссохшую, дрожащую руку, на старенькое поношенное пальто. По щеке старушки пробежала слеза и затерялась в морщинах, густо изрезавших её лицо. Старушка решила попытать счастья у другого продавца. Дима вытянул ей фрукты, которые купила для него мама. Их глаза встретились. Он прошептал: Вот, возьмите, пожалуйста! Слёзы заблестели в его глазах. Мальчик бросился к матери, прижался к ней, затем потянул за руку: Пойдём скорее! Отойдя немного, мальчик обернулся. Старушка всё ещё стояла на том же месте. Она спрятала фрукты в карман, в руке её осталось только красное пузатое яблоко. Дима видел, как она чему-то улыбнулась. Мальчик вздохнул и медленно пошёл с мамой. Он теперь знал, что рядом живут люди, которые нуждаются не только в солнечном свете, но и в тепле ближних. И как всё-таки здорово, что он, Дима, может им хоть чем-то помочь.
·Ученица.
Для веселых весенних ветвей
Корни более, чем родня
Берегите старых людей
От обид,
Холодов,
Огня.
За спиной у них –
Гул атак,
Годы тяжких трудов
И битв
Но у старости силы не те.
Дней непрожитых
Мал запас
Берегите старых людей,
Без которых не было б вас! (Л. Татьяничева)
Учитель: Что же такое милосердие? Что предполагает «милосердность»? (отвечают дети)
Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие».
(определение на интерактивной доске напечатано крупным шрифтом)
Выразите цветом свое отношение к понятию «милосердие ».
(Дети в группах обсуждают цвет «милосердия» и раскрашивают бумажный круг фломастерами.)
Объясните выбор цвета.
Из ответов учащихся:
«У нас милосердие ассоциируется с зеленым цветом, цветом нежного и бережного отношение людей к друг другу.»
«Милосердие – это красный цвет, цвет крови, цвет сердца, которое дает силы для добра. »
«Милосердие» - это цвет голубого неба, цвет чистоты отношений людей к окружающему миру.
Учитель:
Приведите слова близкие по значению к слову «милосердие» (например: чуткий, отзывчивый, внимательный). Давайте добавим к этому списку менее распространенные слова - это сострадание, уважение, человеколюбие, гуманность, альтруизм.
Можно нарисовать такую схему.(Схема на доске)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Перед вами лежат толковые словари, вы должны мне найти определения этих слов с помощью словарей. (Работа в группах.)
1 группа 2 группа 3 группа
сострадание уважение человеколюбие
доброта гуманность альтруизм
Ответы 1 группы: (каждое определение на интерактивной доске)
СОСТРАДАНИЕ- жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь
несчастьем, горем.
ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление
делать добро другим.
Ответы 2 группы:
УВАЖЕНИЕ - почтительное отношение, основанное на признание чьих-
нибудь достоинств.
ГУМАННОСТЬ- человеколюбие, уважение к людям, к человеческому
достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение
к людям.
Ответы 3 группы:
ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ-любовь к людям, гуманность.
АЛЬТРУИЗМ - бескорыстная забота о благе других людей.
Учитель: Молодцы ребята! Хорошо справились с заданием. Выполнив это задание, вы поняли, что слова из схемы взаимосвязаны.
А сейчас я каждой группе даю карточки с высказываниями о милосердие и каждая группа должна прокомментировать доставшееся высказывание.
(Каждое высказывание показывается на интерактивной доске.)
Карточка1. Мы все природой пробуждаемся к милосердию, и нет в нашей природе другого столь доброго свойства. Милосердие происходит от любви. Если мы не имеем милосердия и сострадания, мы не имеем ничего (святитель Иоанн Златоуст).
Карточка2. Милосердие есть пристань для нуждающихся, а пристань принимает всех потерпевших кораблекрушение и спасает от опасностей, злые они или добрые (митрополит Филарет).
Карточка3. Милосердие – это любовь, которая взаимности не требует, возможна ко всем людям, в этом ее богатство и сила (Н. Бердяев).
Дети комментируют высказывания.
Ученик: Случайный номер
Я диск телефонный крутил наугадИ дождь за окошком бранил.Вдруг голос раздался:- Алёшка? Я рад!Отлично, что ты позвонил!.- Да я не Алёшка- Не слышу, хоть плачь!Ты громче давай говори!- Сергей я!..- Ты знаешь, сегодня был врач.Я выпишусь дня через три.Ну как вы там все?Я соскучился - жуть!За месяц хоть кто бы зашёл!..Эй, ты меня слышишь?Скажи что-нибудь.- Да, слышу тебя хорошо- Послушай,А может, возьмёшь и зайдёшь -Чего дожидаться три дня?Ах дождь, я забыл- Ну подумаешь, дождь!Но адреса нет у меня.- Гагарина семьдесят.Старенький дом.Как входишь - центральная дверь.- Я правда зашёл быНо дело ведь в том,Что я не Алёшка, поверь.- Я сам уже понял, что это не он,Но я всё равно был бы рад- Ну ладно, ставь чайник.За мною лимон.Как звать тебя, кстати? - Марат!
Учитель: Вы все очень хорошо справились с заданием. Послушайте высказывание: «Милосердие – это активная доброта». (И.Н. Шевелев)
Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро. А сейчас я предлагаю вам проверить себя: добрый ли вы человек.
ТЕСТ
(Вопросы на доске.)
Нужно поставить напротив каждого вопроса один ответ: «да» или «нет».
Вопросы:
У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
Твой партнер плохо играет в шахматы или другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять их настроение?
Часто ли ты используешь злые шутки?
Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграешь?
Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?
Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?
Подсчет очков. Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы:1,2,3,4,7,11 – и за отрицательный ответ на вопросы: 2,5,6,8,9,10,12.
Результаты:
Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.
От 4 до 8 очков. Твоя доброта – вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.
Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.
Учитель: Ребята, я призываю вас: спешите делать добро, давайте украшать свою жизнь и жизнь окружающих нас людей добрыми делами.
Я желаю вам добра,
Доброй ночи до утра
Всем желаю добрых снов,
Добрых дел и добрых слов.
Уведет ли вас дорога
От любимого порога,
Пусть вам скажет кто-нибудь:
«В добрый час ив добрый путь!»
Я желаю ,чтобы с вами
Людям было веселей,
Чтобы добрыми глазами
Вы смотрели на людей.
МИЛОСЕРДИЕ МИЛОСЕРДИЕ
ДОБРОТА
СОСТРАДАНИЕ
УВАЖЕНИЕ
ГУМАННОСТЬ
ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ
АЛЬТРУИЗМ