РЕФЕРАТ Тема «Спорт — альтернатива пагубным привычкам»
ГБОУ СОШ с. Камышла
муниципального района Камышлинский Самарской области
РЕФЕРАТ
Тема
«Спорт - альтернатива пагубным привычкам»
Работу выполнил:
ученик 9 класса
ГБОУ СОШ с. Камышла
Камышлинского района
Юматов Денис
Руководитель:
учитель физкультуры
ГБОУ СОШ с. Камышла
муниципального района Камышлинский
Самарской области
Мискин Сергей Петрович
Камышла
2014 год
Содержание
Введение 3
Основная часть..4-9
2.1. Вредное влияние курения на организм человека4-5
2.2. Влияние алкоголя на организм человека..6-7
2.3. Влияние наркотиков на организм человека...8
2.4. Мотивация здорового образа жизни....9-10
Заключение...11
Литература12
Введение
«Здоровье это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие». Здоровье это самая важная и ничем незаменимая ценность, которая позволяет человеку быть активным членом коллектива и общества в целом.
Здоровье - по определению Всемирной Организации Здоровья «это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». К факторам риска, способствующим развитию болезней, относятся различные воздействия агрессивной среды. Особое место среди них занимают так называемые «дурные привычки» и склонности - курение, алкоголь и наркотики, три ступени, которые ведут вниз по нашей лестнице жизни.
Как мне кажется, проблема «вредных привычек» является наиболее актуальной в наше время, и борьба с ними – это задача не только государства в целом, но и каждого отдельного гражданина. Необходимая профилактика «вредных привычек» - это, в первую очередь, информация об их губительном воздействии на человеческий организм, особенно на организм подрастающего человека.
На дворе 21 век. Век Интернета и телевидения. Современный человек, находясь в постоянном круговороте событий, предпочитает отдыхать у экранов компьютера или телевизора. Но разве это отдых? На мой взгляд, это пустая трата времени, вред здоровью. А жизнь нужно ценить, каждую минуту. «Зачем я живу? С какой целью родился?»- эти вопросы мало трогают современного молодого человека. Отсутствие же целей в жизни и стремления к чему-либо порождают лень. А от безделья человек может начать пить, курить, Употреблять наркотики. Каждый должен сохранить в себе человека, ведь пагубные привычки приобретаются в коллективе. Не надо стараться быть похожим на кого-либо, надо иметь собственное мнение, надо думать о последствиях, прежде чем совершать глупые поступки! Каждый человек хочет быть здоровым, крепким и красивым. Его здоровье зависит от его самого. Что предпочитают люди? Мне кажется, что здоровых людей больше, чем людей, которые имеют вредные привычки.
Основная часть
2.1. Вредное влияние курения на организм человека
Курить или не курить – выбор каждый делает самостоятельно. Но помните, что в этом выборе вы НЕ СВОБОДНЫ! Вы находитесь под влиянием рекламы высочайшего класса, потому что торговля табаком – супервыгодное дело. Человечество курит всю свою «сознательную жизнь». И МЫ ЗНАЕМ О ПОСЛЕДСТВИЯХ курения ВСЕ! Тем не менее, ассортимент табачных изделий неуклонно растет, сбыт сигаретной продукции идет на профессиональном уровне экстракласса, реклама сигарет превращает обычное курение чуть ли не в захватывающее спортивное состязание по выигрышу призов и суперпризов. При этом все помните: любой из нас подчиняется общим законам существования вида.
И если для всего нашего вида верно то, что курение сокращает продолжительность нашей жизни, то для нас это означает, что если ты куришь, то обязательно умрешь преждевременно! А потому – бросай курить! Не превращай в сигаретный пепел отпущенную тебе жизнь!
Никотин – инсектицид, один из сильнейших из известных ядов. Табачный дым содержит более 4 тысяч химических соединений, 10% из которых (более 40) – канцерогены. В нем несколько сотен ядов, включая цианиды, синильную кислоту и мышьяк. Табачный дым радиоактивен, он содержит изотопы полония, висмута, свинца. За год «набегает» доза до 500 рентген! Есть данные, что сигаретный дым, изменяя реактивность иммунной системы, увеличивает риск лейкоза. «Кури, дурак, - получишь рак» - к этому «детсадовскому» выражению, казалось бы, привыкли. Но в цифрах статистики все выглядит по-другому:
98% смертей от рака гортани у курильщиков,
96% смертей от рака легких у курильщиков,
75% от хронического бронхита и эмфиземы легких у курильщиков.
Бич молодых, но курящих – больные сосуды (артерии) ног. Облитерирующий эндотериит, или «перемежающая хромота» нарушает возможности кровоснабжения нижних конечностей и приводит к спазмам
артерий при ходьбе, резким болям, изменениям в тканях. Огромное число людей перенесли ампутации ног и стали инвалидами из-за курения. А знаете, с чего начинается лечение импотенции? С предложения (требования) бросить курить, потому что никотин пагубно влияет на половые железы. А запах изо рта? А преждевременное старение? Или вы рассчитываете, что вас это, как представителя конкретного человеческого вида, не коснется?
Если вы имеете хронические заболевания – помните: выздоровление без отказа от курения невозможно при язвенной болезни, инфаркте миокарда, тромбофлебите. Кроме того, вероятность летального исхода у курящих значительно возрастает!
Очень помогает в жизни спорт и физические нагрузки. Определенное количество отжиманий или подтягиваний вместо выкуренной сигареты – это шанс продлить свою жизнь, а не укоротить ее. Подумайте, ощущаете ли вы важность этих понятий в отношении лично себя? Родителям рекомендуется проводить регулярные и жесткие беседы с подростками. За ними нужно особенно тщательно наблюдать, поскольку в этом ранимом и чувствительном возрасте возможны проявления агрессии и нежелания выполнять указания взрослых. С раннего возраста запишите ребенка в спортивную секцию. Не подавайте ему лично плохого примера. Тот, кто действительно заботится о своём здоровье, не будет увлекаться курением, и других будет предостерегать от этого. Есть поговорка, что «умный учится на чужих ошибках, а дурак на своих». Поэтому надо быть умными, не привыкать к дурному, не приобретать болезни, а быть всегда здоровыми, счастливыми, удачливыми.
2.2. Влияние алкоголя на организм человека
Несовершенство детского организма, делает его более чувствительным к спиртному. Ведь ребёнок растёт, постоянно изменяется и в основе процессов роста, как и в основе жизни в целом, лежит обмен веществ в организме, который в свою очередь регулируется процессами, которые происходят, преимущественно, в коре головного мозга.
В младшем школьном возрасте (7-12 лет) продолжается развитие нервной системы. В 7 лет по-прежнему отмечается преобладание процессов возбуждения, недостаточность внутреннего торможения: следовательно, остаётся повышенная истощаемость клеток коры, быстро, наступает утомление с развитием охранительного торможения. С 8-9 лет внутреннее активное торможение усиливается, окончательно выявляется и закрепляется тип высшей нервной деятельности ребёнка.
В среднем школьном возрасте (12-14 лет) эндокринные сдвиги, связанные с половым созреванием, вызывают неустойчивость нервных процессов, несмотря на то, что нервная система достигает к 14 годам значительной степени функционального развития. Эта неустойчивость нервных процессов у подростков проявляется в виде эмоциональной возбудимости.
Алкоголь, попадая в организм ребёнка или подростка, проникает в кровь и мозг – самые богатые водой ткани нашего организма. Мозговая ткань детей значительно богаче водой, чем у взрослых, она очень быстро всасывает алкоголь. Вследствие незрелости нервных клеток и повышенной рефлекторной возбудимости коры больших полушарий, слабости тормозных процессов в ответ даже на небольшие дозы алкоголя у детей часто возникают тяжёлые отравления, различные заболевания. Приём алкоголя нарушает умственную деятельность – слабеет память, страдает мышление.
Высока чувствительность к алкоголю у детей ослабленных, часто болеющих, и особенно тех, которые имеют, или перенесли в прошлом какие-либо поражения нервной системы, например: родовую травму, сотрясения мозга, менингит, энцефалит. Алкоголь, как правило, отягощает последствия этих заболеваний.
Алкоголь, поражает в первую очередь нервную систему, одновременно действует и на другие органы и ткани. Сердечно-сосудистая система в период роста и развития детей функционирует в условиях повышенной нагрузки. Сердце ребёнка растёт пропорционально его общему росту, т.е. наиболее интенсивно в раннем возрасте.
При таком интенсивном росте волокна сердечной мышцы обильно снабжаются кровью и лимфой, что облегчает влияние на сердце различных токсических веществ, например алкоголя. Под действием алкоголя учащаются сердечные сокращения, появляется одышка, могут возникнуть сжимающие боли в области сердца. Алкоголь понижает содержание кислорода в крови, тем самым действует на сердечную мышцу, заставляя сердце ребёнка работать в ещё более напряжённом ритме.
Значительные изменения происходят в сердечно-сосудистой системе у детей среднего школьного возраста (12-14 лет). В период полового созревания, как у мальчиков, так и у девочек часто наблюдается нарушения ритма сердечной деятельности. В 15-18 лет у подростков нередко наблюдаются функциональные нарушения ритма сердечной деятельности, сопровождающиеся проходящими со временем шумами, повышением кровяного давления, изменением сердечного ритма. Эти нарушения, как правило, носят временный характер, но они требуют рациональной организации режима труда, отдыха, питания подростков. При приёме спиртных напитков они усугубляются.
Алкоголь всё чаще становится страшным социальным злом: он разрушает семьи, оставляет детей сиротами или беспризорниками, 1/3 ДТП происходит по вине пьяных водителей, 50% преступлений совершается под действием алкоголя, 96% убийств совершается пьяными людьми. Сегодня существует уже множество примеров, когда дети в 9-11 лет являются алкоголиками, потому что употреблять спиртные напитки они начинали в 6-7 лет
2.3.Влияние наркотиков на организм человека
Наркотик – это любое химическое соединение, которое воздействует на функционирование организма. Злоупотребление наркотиками – это их употребление любым неприемлемым с медицинской и социальной точек зрения образом или приемлемым, но неправильным.
Одни наркотики подавляют нервную активность мозга, другие стимулируют ее, и в этом состоит различие в их психических эффектах. Другие причины различий включают количество принимаемого наркотика, его чистоту и концентрацию, а также то, каким образом он попадает в тело. К числу других факторов относятся психическое и физическое состояние принимающего наркотики, его ожидания и реакция на окружающую обстановку: наркотик может усиливать существующее психическое состояние или вызывать подавленность. Эффект часто усиливаются, если принимающий наркотики утомлен или голоден. Психоактивные наркотики подразделяют на четыре главные группы в соответствии с их воздействием: депрессанты, стимуляторы, галлюциногены и марихуана
Подростки чаще и легче становятся наркоманами из-за неустойчивости обмена веществ и психики. Среди подростков наркоманами обычно становятся те, кто избегает любых физических или психологических нагрузок, нуждается в притоке лёгкой , развлекающей информации. Почти всегда они зависят от круга общения. Другой тип характера подростков-наркоманов проявляется в склонности к «сильным» ощущениям, наркотическое опьянение для них – это способ «разрядиться», «ударить по мозгам». Ещё одна категория подростков - те, кто любит покрасоваться перед сверстниками, быть в центре внимания. Наркотики – это беда. Беда для всех нас! Как же вести себя, чтобы избежать ситуации с наркотиками? Нужно уметь сказать «нет»! Нужно вести здоровый образ жизни, куда входят: искоренение вредных привычек, режим дня, физические упражнения и закаливание организма.
2.4. Мотивация здорового образа жизни
Здоровый образ жизни человека – говоря эту фразу, мы редко задумываемся о том, что же действительно скрывается за этими словами. Так что же такое здоровый образ жизни? В целом, здоровый образ жизни включает в себя комплекс оздоровительных мероприятий, который обеспечивает укрепление физического и морального здоровья человека, повышения моральной и физической же работоспособности. А если говорить конкретно, то здоровый образ жизни включает в себя: оптимальный двигательный режим; крепкую семью, успешную работу; хорошую гигиену; правильное питание; отказ от любых вредных привычек; закаливание. Здоровье человека на 50% определяется его образом жизни. В жизни каждого человека есть слабости, которые приходится преодолевать. Курение, алкоголизм, наркомания – это пороки, которые наказываются потерей здоровья.Следует особо сказать о влиянии занятий оздоровительной физической культурой на организм, подверженный неблагоприятным последствиям вредных привычек. Как известно, среди этих последствий ярко выражен фактор быстрого старения и разрушения организма. Физическая культура является основным средством, задерживающим ухудшение физических качеств и снижение адаптационных способностей организма в целом и сердечнососудистой системы в частности, неизбежных в ускоренном процессе инволюции. Все подобного рода изменения отражаются как на деятельности сердца, так и на состоянии периферических сосудов. В частности, в пораженном организме существенно снижается способность сердца к максимальным напряжениям, что проявляется в уменьшении максимальной частоты сердечных сокращений. Под влиянием вредоносных факторов происходят изменения в сосудистой системе: снижается эластичность крупных артерий, повышается общее периферическое сосудистое сопротивление (Васильева З. А., С. М. Любинская, «Резервы здоровья», М., 1984).Все эти изменения в системе кровообращения, снижение производительности сердца влекут за собой выраженное уменьшение максимальных аэробных возможностей организма, снижение уровня физической работоспособности и выносливости.
Регулярная и адекватная физическая тренировка, занятия оздоровительной физической культурой способны в значительной степени приостановить или даже задержать развитие инволюционных изменений физиологических функций, а также дегенеративных изменений различных органов и системОздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью,
усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ.
Физическая тренировка укрепляет и развивает скелетную
мускулатуру, сердечную мышцу, сосуды, дыхательную систему и многие другие органы, что значительно облегчает работу аппарата кровообращения, благотворно влияет на нервную систему.Физкультура и спорт активно способствуют ведению здорового образа жизни и препятствуют возникновению вредных привычек. Ежедневная гимнастика - обязательный минимум физической тренировки В результате недостаточной двигательной активности, которая, нередко, тесно связана с вредными привычками, в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда. Это приводит к расстройству регуляции деятельности сердечнососудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.). Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности.
3. Заключение
Рассмотрев данную тему можно сделать следующие выводы: Вредные привычки оказывают поистине колоссальный разрушающий эффект на организм человека. В ходе употребления табака и алкоголя происходят глубокие изменения личности, всех ее основных параметров и составляющих, нарушаются важные биологические процессы в организме, возникают различного рода заболевания.Напротив же, занятия физической культурой и спортом оказывают положительный эффект на человека, укрепляют его здоровье. Для борьбы с вредными привычками необходимо более широко применять профилактику здорового образа жизни, занятий спортом и физической культурой. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.
4. Литература
1.Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. Москва., 1996.
2.Виноградов П.А., Физическая культура и здоровый образ жизни. Москва., 1990.
3.Березин И.П., Дергачев Ю.В. Школа здоровья.
4.Воробьев В.И. Слагаемые здоровья.
5.Лещинский Л.А. Берегите здоровье. М., "Физкультура и спорт", 1995
6.Вавилова Е.Н. Учить бегать, прыгать, лазать, метать. - М., 1994. 7.Гусалов А.И. Физкультурно-оздоровительная группа. - М., 1987.
8.Гуревич Н.И. Индивидуально-психологические особенности школьников.
9. Интернет ресурсы.
Заголовок 215