ДОП в области музыкального искусства Ансамбль

Муниципальное автономное учреждение
Дополнительного образования
Каскаринская детская школа искусств
«Ритм»
Тюменского муниципального района
___________________________________________________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНО:
на педагогическом совете
Протокол № ____
«03» июня 2016 г
ПРИНЯТО:
на методическом совете
Протокол № ____
«14» июня 2016 г
УТВЕРЖДЕНО: Директор__________ А.А.Цулая
Приказ № _________
от 15 июня 2016 г






.


Ансамбль

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Срок реализации - 3 года








Составитель: Летошенко Евгения Александровна
Преподаватель отделения хорового и сольного пения.







с.Каскара, 2015 г.



Специальность «Сольное пение»
Учебный предмет «Вокальный ансамбль»


Содержание программы:


Пояснительная записка.


Методические рекомендации.


Воспитание вокальных навыков. Методика работы над развитием голоса.

IV. Контроль и учет успеваемости. Годовые требования. V. Подбор репертуара.

VI. Репертуар по классам.


VII. Список литературы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предмет вокального ансамбля не является обязательным по учебным планам хоровых и инструментальных отделений, а входит в перечень пред-метов по выбору, утверждаемых решением педагогического совета.

Интерес к предмету «Вокальный ансамбль» со стороны преподавате-лей-дирижеров и учащихся заметно возрастает . В последние годы мы все чаще слышим в концертах и на музыкальных конкурсах выступления не только взрослых, но и детских вокальных ансамблей. Их появление стало следствием тенденции к обновлению концертных форм, оживлению кон-цертной практики, а также следствием интереса к сольному вокальному ис-полнительству.

Так как занятия в ансамбле значительно больше, чем в хоре, повышают ответственность каждого участника за качественный уровень выступления, то активизируется учебный процесс в целом, что позволяет добиться более значительных результатов как сольном, так и в коллективном хоровом ис-полнительстве.

Занятия ансамблем являются базой для дальнейшего профессионального роста его участников, укрепляют и развивают их вокально-ансамблевые навыки.

Данная программа предлагает вариант систематических занятий во-кальным ансамблем со 2-го по 9-й выпускной класс. Ансамбль младших 2-4-го классов по своим возможностям и результатам деятельности является учебным. Начиная с 4-5-го классов, когда в исполнении появляется новый качественный вокально-технический уровень, артистизм, свобода владения материалом, ансамбль постепенно переходит в разряд концертных. В старших классах коллективы вокальных ансамблей становятся концертными кол-лективами.

Новизна данной программы - в выделении формы ансамбля в само-стоятельный вид систематизированной работы с детьми, в подборе репертуара по разным возрастам и по степени трудности, что позволяет в итоге занятий создать ансамбль не учебного, а концертного уровня.

Предлагаемый репертуар систематизирован по степени сложности и разбит по классам, хотя это распределение достаточно условное.

Количество участников ансамбля может варьироваться, но оптималь-ный вариант - до 12 человек. Удобнее объединять детей одного уровня под-готовки и возраста, то есть по классам - ансамбль 2-го класса и т. д., что в ре-зультате позволяет иметь постоянный состав ансамбля, достаточно ровный по вокальным возможностям, и обеспечивает перспективу постепенного ус-ложнения исполняемой программы в соответствии с развитием коллектива.

За год учащиеся изучают 4 - 6 произведений. Количество часов в неделю - 1 академических часа. Количество часов в год – 34 часа.
Форма оценки занятий - зачет, который проводится один раз в полуго-дие. Возможны выступления ансамблей на концерте перед родителями, на родительском собрании. Лучшие номера исполняются на отчетном концерте отдела в конце года.

Занятия в классе вокального ансамбля позволяют ученику расширить свой кругозор, увеличить объем музыкальных знаний и умений, сформиро-вать свои музыкально-эстетические представления, быть более подготовлен-ным слушателем в концертных залах, самому стать активным участником молодежных самодеятельных ансамблевых коллективов, петь сольно или в вокальном ансамбле. В то же время занятия в ансамбле направлены на фор-мирование профессионального интереса в области дальнейшего музыкального образования, стремления к совершенствованию вокально-музыкальных умений.

Цели и задачи обучения в классе вокального ансамбля

Основной целью занятий является музыкально-эстетическое развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через пение в ансамбле. Формирование вокально-хоровых навыков, овладение художест-венным исполнением произведения должно рассматриваться во взаимосвязи с развитием качеств личности участников коллектива.

Задачи, реализуемые программой

Образовательные:

расширение круга представлений и знаний о музыке, композиторах, музыкально-художественных стилях, об ансамблевом исполнительстве;

знакомство с различными произведениями вокальной ансамблевой ли тературы, способствующее значительному расширению кругозора учащихся

развитию их общего музыкально-эстетического уровня.

Развивающие:

воспитание у учащихся умения решать музыкально-художественные задачи совместно с другими участниками ансамбля;

воспитание у учащихся чувства ансамбля - умения слышать себя и партнеров;

стремление к художественному единству при исполнении;
совершенствование вокально-ансамблевых умений (координация слу ха и голоса, чистота интонирования, развитие гармонического слуха, умение контролировать свое исполнение в общем звучании ансамбля, развитие и дальнейшее совершенствование вокально-дикционных навыков);

развитие эмоциональной выразительности;
формирование начальных навыков актерского мастерства, умение держаться на сцене;

участие в творческой работе над произведением, в развитии идей по сценическому воплощению произведений и театрализации.
Воспитательные:
умение работать в коллективе;

осознание исполнительской дисциплины, воспитание требовательно сти к себе, необходимость быть точным и организованным;
осознание собственной ответственности за результат работы в ан самбле и нужности, необходимости каждого исполнителя - участника ан самбля.

Методы работы в классе ансамбля

Аналитические: анализ музыкального и поэтического текста, музы кальной формы произведения, объяснение содержания, разъяснение замысла композитора.

Практические: показ преподавателя, вокальный тренинг, репетици онный процесс работы над произведением.

Слушание аудиокассет и CD, просмотр DVD.

Формы организации деятельности учащихся:

преимущественно ансамблевая, которая включает в себя работу всей группой;

раздельная работа по партиям, особенно в начальный период;

индивидуальная работа в случае необходимости, особенно в началь-ный период.

Основные критерии оценки качества ансамблевого исполнения

Качество вокальной работы (вокальные навыки, дыхание, артикуля ция, дикция и т. д.).

Чистота интонации в партиях и общий строй.
Ансамбль ритмический, гармонический, динамический.

Художественная выразительность, концертность в исполнении.

5.Включение в программу произведений, исполняемых a cappelia.

Структура урока в классе вокального ансамбля

5-10 минут - распевание 35-40 минут - работа над разучиванием и исполнением произведения в

ансамбле (беседы о произведении, анализ музыкальной партитуры, работа по партиям и совместно).
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ В КЛАССЕ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ
(Младшие классы)



Весь период работы с ансамблем можно разделить на несколько этапов.

1-й класс


Первый, подготовительный , включает в себя: знакомство учащихся с музыкальной грамотой, записью нот и длительностей, с музыкальными тер-минами;

освоение вокально-хоровых навыков - дыхание, вокализация, коор-динация слуховых представлений и точность певческой интонации;

знакомство с партитурой, пение по партиям;
пение в унисон.

Основной результат подготовительного этапа умение чисто пропеть по нотам несложную мелодию, правильно соблюдая метроритм, умение петь стройно, в унисон. Задачи подготовительного этапа реализуются на всех му-зыкальных занятиях - фортепиано, сольфеджио, хор, на индивидуальных во-кальных занятиях. Из хоровой практики учащиеся уже имеют представление о простейшем двухголосии, канонах.
Период накопления первоначальных навыков занимает год, соответст-вует первому классу.

Базой, на которой возможно начинать заниматься ансамблем с детьми, является наличие вокальных навыков, умение чисто и правильно интониро-вать, умение держать унисон в партии, активно, сосредоточенно работать в коллективе.


2-й класс


Начинать занятия надо с исполнения несложных произведений с ак-компанементом. Это могут быть детские песни современных композиторов и композиторов-классиков. Одновременно надо работать над исполнением на-родных песен и канонов без сопровождения, что явится основной базой раз-вития гармонического слуха.

Пение a cappella, являясь высшей формой исполнительства, наилучшим образом способствует развитию слуха, улучшению интонации, выравнивает строй и общее звучание ансамбля.

Большую пользу на начальном этапе работы в вокальном ансамбле приносит пение двухголосных распевок (лучше игрового содержания, скоро-говорок).

Начинать работу над двухголосными произведениями удобнее с рус-ских народных песен, где используются каноны, двухголосие с выдержан-ным звуком в одном голосе, двухголосие в терцию («А по озеру», «Как пошли наши подружки» и др.). В ансамбль 2-го класса, как и других более старших классов, не отби-раются лучшие учащиеся, в занятиях участвует весь класс. Какие-то ребята хуже удерживают мелодию своего голоса, не умеют подстраиваться. Народ-ные песни, в которых многократно утверждается тоническая функция, помо-гают работать над общим строем («Около сырого дуба», «А я по лугу» и др.).

К концу I полугодия учащиеся могут исполнить 1-2 коротких произве-дения, контрастных по фактуре и характеру. Возможно участие 2-го класса в концертном зачете, но это зависит от степени уверенности исполнения. Скорее всего 2-й класс сможет выступить на зачете только в конце года, так как чувство строя в ансамбле, умение держать свою партию, слышать других -все эти умения развиваются постепенно. Очень важны репетиции на сцене, в зале, во время которых обращается внимание на эмоциональную выразитель-ность, артистизм исполнения.

Работа в ансамбле требует постоянного активного внимания. Слишком сложные и длинные произведения ослабляют активность, а долго разучивае-мые уменьшают интерес к занятиям. Очень важно правильно, «по силам», выбрать репертуар, скорректировать программу, возможно заменить трудное для исполнения произведение.

Интерес к участию в ансамбле проявляется сразу же после начала заня-тий, так как детям импонирует более индивидуализированный характер ра-боты преподавателя с участниками, что невозможно на хоровых занятиях. Поддержать и развить этот интерес - главная задача преподавателя. Эмоцио-нально положительная атмосфера проводимых музыкальных занятий - необ-ходимое условие работы в классе.

Театрализация песен, использование сольных реплик, жестов, деталей, игровых предметов, костюмов, применение шумовых инструментов все это оживляет занятия, создает творческую атмосферу.

Главный итог начального периода обучения - это радость пения в ан-самбле, желание ребенка показать свои умения в концертных выступлениях. Если учащийся чувствует себя психологически комфортно в ансамбле, зна-чит, у него есть возможность развиваться, исполняя все более и более сложную музыку,

За год возможно изучить 3-4 произведения.


3-й класс


Ко второму году занятий ребята привыкают к пению в ансамбле, они увереннее держатся на сцене, не испытывая такого волнения, как в первый год занятий. Дети предпочитают исполнять эмоционально яркие произведе-ния, выбирают веселые, шутливые и выразительные минорные («Казачья ко-лыбельная», «Земляниченька», «Как у бабушки козел», канон «Кофе» - в те-атрализованной форме беседы).

В начальный период занятий ансамблем большую пользу приносит ра-бота с канонами. Они вносят новые краски и разнообразие в репертуар ан-самбля, приучают участников к координации мелодических линий в гармо-
ническом сочетании, становятся базой над дальнейшей работой над полифо-нией,

Постоянно происходит работа над совершенствованием вокально-ансамблевых умений, таких как:

гармонический слух - умение подстраиваться, чисто держать свою партию;

координация метроритма в исполнении;
вокальный слух (умение правильно вокально вести свою партию);

работа над дикцией и артикуляцией.

Если удалось добиться хорошего строя, то во II полугодии происходит постепенный переход к простому 3-голосию a cappella или 2-голосию с эле-ментами 3-голосия.

На зачете возможно исполнение двух произведений из 2-3 изученных за полугодие, за год изучается 4-6 произведений.



МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ВОКАЛЬНО-АНСАМБЛЕВЫХ НАВЫКОВ


Так как исполнение в ансамбле основано на традиционных, общих для вокального и хорового обучения навыках, то нет никакого противоречия в программных задачах обучения вокальному исполнительству в ансамбле, то есть вокальные и хоровые навыки отрабатываются согласно программе обу-чения в хоре и на индивидуальных занятиях по певческой практике.

В отличие от выступления в хоре, исполнение в ансамбле требует от участников большей концентрации внимания, большей самоотдачи, активи-зации слуха и, главное, - ясного точного звучания голоса каждого участника.
Воспитание индивидуальных вокальных навыков, которые являются самоцелью на индивидуальных занятиях, при пении в ансамбле подчиняются задаче координации строя, темпа, дикции, динамики.

Певческая установка

Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя
стоя.

Работа над дыханием

Спокойный, бесшумный вдох, правильное расходование дыхания на музыкальную фразу (постепенный выдох), смена дыхания между фразами, задержка дыхания, опертый звук, одновременный вдох перед началом пения,
пение более длинных фраз без смены дыхания, быстрая смена дыхания между фразами в подвижном темпе.

Работа над звуком
меру открытый рот, естественное звукообразование, пение без на-пряжения, правильное формирование и округление гласных, твердая атака, ровное звуковедение, протяженность отдельных звуков, пение закрытым ртом, достижение чистого, красивого, выразительного пения. Постепенное расширение общего диапазона в пределах: до первой октавы - ми (фа) второй октавы.

Работа над дикцией

Активность губ без напряжения лицевых мышц, элементарные приемы артикуляции. Ясное произношение согласных с опорой на гласные, отнесе-ние согласных к следующему слогу, короткое произношение согласных в конце слова, раздельное произношение одинаковых гласных, встречающихся в конце одного и в начале другого слова. Совершенное произношение текста, выделение логического ударения. Дикционные упражнения.

Вокальные упражнения распевания

Пение несложных вокальных упражнений , помогающих укреплению детских голосов, улучшению звукообразования , расширению диапазона и в то же время - наилучшему усвоению изучаемого репертуара. Например:

нисходящие трех-пятиступенные построения, начиная с середины регистра (секвенции), то же в восходящем движении, начиная с нижних зву ков регистра;

смена гласных на повторяющемся звуке;
гамма в нисходящем и восходящем движении (после усвоения ее не больших отрезков);

трезвучие по прямой и ломаной линии вниз и вверх;
небольшие мелодические обороты (отрывки песен, попевки).
Работа над строем и ансамблем

Стройное в интонационном и ритмическом отношении пение. Слит-ность голосов и устойчивость интонации (чистота унисона), умение прислу-шиваться к голосам поющих, не выделяться из общего звучания. Двухголосное пение. Легкие примеры a cappella. Ровность звучания партий. Упражнения на развитие навыков пения трехголосия.

7. Работа над текстом и партиями

Уверенное знание текста как предпосылка для более свободного пения и чистого интонирования.

РЕПЕРТУАР

Выбор репертуара должен способствовать дальнейшему развитию му-зыкального эстетического вкуса учащихся. Репертуар класса вокального ан-самбля включает в себя русскую и зарубежную классику, произведения со-временных русских и зарубежных композиторов, обработки народных песен.

Как показывает практика, время занятий ансамблем два академических часа в неделю определяет уровень сложности произведения, которое должно быть разучено в течение двух-трех месяцев.

Музыкальной литературы, специально написанной для вокального ан-самбля, немного, и эти произведения написаны в основном для взрослых концертных групп, молодежных коллективов. Для занятий со школьниками, особенно в начальный период, можно использовать несложные произведения, которые исполняются в хоре, не являются сложными по фактуре, по форме, с ясной гармонической вертикалью, небольшим количество куплетов, не под-разумевающих звучание большого хорового коллектива.

В основе репертуара должны быть произведения русской и зарубежной классической музыки, народные песни, в старших классах - произведения старинной музыки - канцонетты, вилланеллы, с элементами полифонии имитациями.

Очень привлекают учащихся произведения в джазовом стиле, перело-жения популярных, современных песен и т. д. Эстрадное пение требует осо-бого исполнительского стиля, более открытого вокального звучания, облег-ченного дыхания, особой ритмической точности, твердой атаки звука, осо-бенно при исполнении синкоп. Работа над освоением джазового стиля потре-бует дополнительного времени. В рамках учебных часов выделяемых для за-нятий вокальным ансамблем, возможна работа над воспитанием певческих исполнительских навыков только в академической манере, что лежит в основе программных задач курса ансамбля, подтверждается репертуаром данной программы, соответствует другим программам вокально хоровых дисциплин для ДМШ.

Особое значение приобретает в этом контексте жанр спиричуэлса. Обычно спиричуэлсы в хоровых и ансамблевых обработках исполняются в академической манере, хотя в самих произведениях используются интонации, синкопированные ритмы, гармония, близкие к джазу. Дети с удовольствием исполняют подвижные спиричуэлсы. Украшают ансамблевое исполнение легкие танцевальные движения (переступания, полуповороты), щелчки, хлопки, которые подчеркивают ритмическое начало, чаще акцентируются 2-я, 4-я доли в такте.

Создание эстрадного, джазового ансамбля возможно из выпускников школы или старшеклассников при выделении дополнительных часов, а также на базе домов культуры, центров детского творчества, музыкальных коллед-жей, если учащиеся продолжат там профессиональное обучение, и т. д.
Требования, предъявляемые к репертуару в классе ансамбля:
Произведения должны представлять собой художественную ценность.

Произведения должны быть доступны для освоения ансамблем по уровню сложности.


В младших классах исполняются произведения, которые могут быть театрализованными, частично инсценированными.

В программе выступления вокального ансамбля должны быть произ ведения, контрастные по характеру, фактуре, если возможно, по стилю.

Во всех классах следует стремиться к исполнению произведений а cappella.

ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ ПЛАН

1-2-й класс

С. Соснин. «Леня лез по лесенке»,

В. Усачева. «Купи кипу пик» и др. (скороговорки)
Б. Кравченко. «Хрюшка обижается»
Ю. Литовко. «Старые часы»
Ж. Металлиди. «Кукушка» и другие песни из авторских сборников

Ю. Литовко. Каноны
Русские народные песни: «Со вьюном я хожу», «Во поле береза стояла», «Как пошли наши подружки», «В сыром бору тропина», «Ой ты, поле», «Комарик», «Хоровод», «Андрей-воробей», «Я с комариком»

3-й класс

Двухголосие

М. Глинка. «Ты, соловушка, умолкни», «Жаворонок» (ред. С. Грибкова)

М. Матвеев. «Как лечили бегемота»

С. Баневич. «Солнышко проснется»

Русские народные песни: «Зеленейся, мой зеленый сад», «Как у бабушки козел», «Земляниченька зрела», «Я Капустину полола», «Во лузях», «Уж ты, поле мое» (обр. Н. Боголюбова)

Трехголосие
В. А. Моцарт. Аллилуйя (канон)

К. Херинг. «Кофе» (канон)
Русские народные песни: «Ай, на горе дуб» (обр. В, Бла-гообразова), «А
по лугу», «Около сырого дуба» (в обр. А. Лядова), «Казачья колыбель ная» (обр. А. Луканина), «Со вьюном я хожу» (обр. И. Рогановой). Список рекомендуемой методической литературы:

1. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие. М.,
Советский композитор, 1987
2. Глинка М.И. Упражнения для уравнения и совершенствования
гибкости голоса. - М., 1910.
3. П. Халабузарь, В. Попов, Н. Добровольская «Методика музыкального
воспитания». Москва, 1990 год.
4. А. Андреев «К истории европейской музыкальной интонации».
Москва, 1996 год.
5. Н. Переверзев «Исполнительская интонация». Москва, 1989 год.
6. Н. Переверзев «Проблемы музыкального интонирования». Москва,
1966 год.
7. Д. Огороднов «Методика комплексного музыкально-певческого
воспитания». Москва,
8. 1987 год.
9. Н.Д. Орлова «Развитие голоса девочек».
10. Л. Дмитриев «Основы вокальной методики». 2-е издание. Москва, 1996
год.
11. В. Емельянов «Развитие голоса». Санкт-Петербург, 1997 год.
12. РАМ имени Гнесиных. «Дмитриевские чтения». Материалы семинаров
для педагогов-вокалистов. Москва, 2004 год.
13. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - В кн.:
Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.
14. А. Сергеев «Воспитание детского голоса». Редакция профессора
В.А.Багадурова. Академия педагогических наук РСФСР. Москва, 1950
год.
15. Е. Малинина «Вокальное воспитание детей». Издательство «Музыка».
Ленинград, 1967
16. год.
17. Академия педагогических наук, редакция Н.Д.Орловой «О детском
голосе». Издательство «Просвещение». Москва, 1966 год.
18. Л.Б. Дмитриев «Голосообразование у певцов». Музгиз, 1962 год.
19. О. Павлищева «Методика постановки голоса». Пособие для
хормейстеров. Издательство «Музыка», 1964 год.
20. А. Яковлева «Русская вокальная школа». Исторический очерк развития
от истоков до середины XIX столетия. Москва, 2003 г.