Рабочая программа Коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Плотавская средняя общеобразовательная школа»
Октябрьского района Курской области






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА


МОРОЗОВОЙ
АНАСТАСИИ НИКОЛАЕВНЫ


«Коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста»








2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Повышенная агрессивность детей является сегодня одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения феномена детской агрессивности.
Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, педагоги просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает – это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.
Тема агрессии всегда вызывала интерес психологов. Проблема агрессии и агрессивности и сегодня является одной из самых актуальных в современной психологии. Она рассматривается в обшей, социальной, педагогической и возрастной психологии. Ряд аспектов возникновения, протекания, направленности и контроля агрессии достаточно глубоко изучен в работах отечественных и зарубежных психологов. Общим проблемам источников агрессии посвящены фундаментальные работы 3. Фрейда, Э.Фромма, К. Лоренца, Дж. Долларда, Л. Берковица, А.Бандуры, Р. Бэрона, Д.Ричардсон, А.А. Реана, Н.Д. Левитова, Л.В. Семенюк, И.А. Фурманова и др., возрастным особенностям агрессивного поведения работы А. Бандуры, Н.А. Дубинко, Е.О. Смирновой, Г.Р. Хузеевой, Т.П. Смирновой, И.А.Фурманова, Л.В. Семенюк, Л.М. Шипицыной и др. Подробно рассмотрены личностные и ситуационные детерминанты агрессии в работах Р. Бэрона, Д. Ричардсон, И.А. Фурманова, Л.М. Шипицыной и др.
Большинство исследователей традиционно считали, что детям младшего школьного возраста не свойственно проявление агрессивных форм поведения в той степени, в которой их демонстрируют подростки и дошкольники. Но ряд сложившихся в современном обществе условий (рост террора, высокая криминогенная обстановка в стране, многочисленные сцены насилия по телевидению, популярность компьютерных игр с агрессивным содержанием) способствуют росту агрессивных форм поведения и у детей младшего школьного возраста.
 В связи с этим встает вопрос о своевременном проведении профилактической и коррекционной работы именно с младшими школьниками, так как в этом возрасте подобные состояния еще не установились и их легче исправить, не дать закрепиться как тенденции.
Агрессивное поведение встречается у большинства детей. Однако у ряда детей агрессивное поведение становится устойчивой характеристикой личности. В итоге у ребенка возникают сложности с самореализацией, личностным развитием, общением с окружающими людьми.
Актуальность этой программы заключается в том, что учащимся предлагается своевременная коррекция агрессивного поведения на этапе обучения в начальных классах.
Цель: формирование у детей 7-10 лет позитивных навыков общения.
Основные задачи:
- обучение детей техникам и способам управления собственным гневом, развитие контроля над деструктивными эмоциями;
- обучение детей отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом;
- формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии;
- обучение детей конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении;
- снижение уровня личностной тревожности детей;
- развитие позитивной самооценки.
Основные методы обучения:
- игры;
- упражнения;
- этюды;
- тематическое рисование, лепка;
- беседы;
- рассказы;
- сочинение историй;
- моделирование и анализ ситуаций.
В целях проведения успешной коррекционной работы можно выделить следующие принципы, на которых должно строится взаимодействие психолога с ребенком в ходе совместной работы:
- контакт с ребенком;
- уважительное отношение к личности ребенка;
- внимание к внутреннему миру ребенка;
-безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом;
- сотрудничество с ребенком - оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля.
Структура и содержание курса
Курс включает в себя 36 занятий, которые целесообразно проводить 1 раза в неделю. Длительность каждого занятия 45 мин. Занятия курса можно разделить на пять разделов. Первый раздел включает в себя занятия, направленные на обучение детей приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности, а также на отреагирование негативной ситуации в целом. Упражнения данного блока занятий включают в себя приемы арт-терапии, телесно ориентированной терапии, гештальт-терапии, работу с образами, релаксационные упражнения.
Так как агрессивные дети в силу своих характерологических особенностей обладают достаточно ограниченным набором поведенческих реакций на проблемную ситуацию: в проблемной ситуации они придерживаются силовых моделей поведения, которые сих точки зрения носят оборонительный характер. Поэтому второй раздел курса направлен на обучение детей конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Данный раздел включает в себя такие методы работы как: рассказ, беседа, работа с картинками, пословицами, этюды, моделирование и анализ ситуаций, релаксационные упражнения.
У агрессивных детей отмечается слабое осознавание собственных эмоций, а также нечувствительность к эмоциональному состоянию других людей. Развитие эмпатии, а также осознавания собственного эмоционального мира и чувств других людей является важнейшей составляющей в комплексной коррекционной работе с агрессивными детьми. Третий раздел направлен на решение данного комплекса задач. Он включает в себя следующие методы работы: упражнения телесно ориентированной терапии, релаксационные упражнения, работу с фотографиями, карточками, рисунками, беседу, релаксационные упражнения.
Четвертый раздел направлен на формирование позитивных навыков общения и конструктивных элементов поведения у агрессивных детей. В данный раздел включены игры, направленные на коммуникативную кооперацию детей. В подобного рода играх в безопасной для ребенка обстановке закрепляются навыки позитивного межличностного общения и формируются конструктивные поведенческие реакции.
Пятый раздел включает в себя занятия, целью которых является развитие позитивной самооценки, поскольку у агрессивных детей отмечается неадекватная самооценка, чаще всего заниженная. В данном блоке используются упражнения, направленные на реконструкцию позитивного «Я-образа» ребенка, беседа, работа с рисунками, релаксационные упражнения.
У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации, поэтому в большинство занятий включены релаксационные техники, направленные на обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности.
Структура занятия:
Приветствие – на первом занятии дети придумывают ритуал приветствия, с помощью которого все будут приветствовать друг друга каждое занятие.
Разминка – на этом этапе обеспечивается подготовка учащихся, их эмоциональное включение в коррекционное занятие.
Основная часть – используются игры и упражнения, направленные на коррекцию агрессивности младших школьников и их коммуникативной и эмоциональной сфер.
Расслабление – на этом этапе важно обеспечить плавный выход из той психической атмосферы, которая возникла во время основной части занятия.
Обратная связь – на данном этапе подводятся итоги занятия и осуществляется рефлексия.
Ожидаемый результат
Предполагается, что работа, проводимая по данной программе, позволит достичь следующих результатов:
Повышение у детей мотивации к изменению агрессивного поведения.
Развитие эмоционально-волевой сферы учащихся.
Овладение навыками самоконтроля и саморегуляции.
Овладение позитивными навыками общения.
Снижение проявлений агрессивного поведения у младших школьников.
Формирование у учащихся позитивной самооценки.
Повышение уровня социальной адаптации учащихся 1-4 классов.

Библиографический список
Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учеб. пособие. – СПб, 2007.
Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие. М.: Ось-89, 2002.
Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. 2-у изд. – М.: Генезис, 2011. – 216 с.
Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – ООО Издательство «Речь», 2001.
Панфилова М.А. Игротерапия общения М: Гном-пресс. 2002.
Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.
Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск: Ильин В.П., 1996.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М., 2001













Календарно-тематическое планирование
Тема занятия
Задачи занятия
Оборудование
Кол-во часов
Дата план.
Дата факт.

Раздел 1. Работа над гневом и агрессией

Знакомство

Сплотить детей; создать атмосферу группового доверия и принятия; научить использовать и понимать невербальные методы общения; учить детей контролировать свои действия; научить в приемлемой форме, выплескивать накопившийся гнев; развивать эмоциональную сферу ребенка; снять эмоциональные и мышечные зажимы; снять эмоциональное напряжение
Ладошки из белой бумаги, карандаши, фломастеры, ковровое покрытие

1



Гнев
Оказать помощь детям в осознании и понимании собственного гнева; научить детей выбрасывать отрицательные эмоции в косвенной форме; развивать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослым; сплотить детскую группу; снять мышечное и эмоциональное напряжение
Листы белой бумаги А4, карандаши, фломастеры, магнитофон, записи классической музыки, ковровое покрытие

2



Гнев и агрессия
Научить детей приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности; помочь детям разобраться в собственном агрессивном поведении; обучить детей навыкам контроля и управления собственным гневом; снять излишнее мышечное и эмоциональное напряжение; сплотить детскую группу
Пластилин, листы белой бумаги А4, ручка или карандаш, небольшой стеклянный шарик
3



Раздел 2. Работа над поведением в проблемных ситуациях

Как поступить в проблемной ситуации?
Научить детей видеть различные способы поведения в проблемной ситуации; помочь проследить последствия выбранного варианта поведения; формировать навыки конструктивного поведения в проблемной ситуации
Картинки отражающие проблемные ситуации (можно использовать тестовый материал Розенцвейга для детей)
2



Как будет справедли-во?
Формировать у детей адекватные формы поведения в коллективе, стремление к совершенствованию, способность понимать людей; помочь детям снять излишнее мышечное и эмоциональное напряжение; развивать мышечный контроль; развивать умение взаимодействовать со сверстниками; развивать тактильные ощущения
Карточки с пословицам, стулья, стоящие по кругу, ковровое покрытие
2



Как поступлю я?
Научить детей задумываться о последствиях своих поступков; расширить спектр поведенческих реакций детей; формировать навыки конструктивного поведения в проблемной ситуации; развивать умение взаимодействовать со сверстниками; снять излишнее мышечное и эмоциональное напряжение

Картинки отражающие проблемные ситуации, клубок ниток, ковровое покрытие
2



Создай свою историю
Научить детей видеть различные способы поведения в проблемной ситуации; помочь проследить последствия выбранного варианта поведения; закрепить навыки конструктивного поведения в проблемной ситуации; развивать умение взаимодействовать со сверстниками; снять излишнее мышечное и эмоциональное напряжение
Листы белой бумаги А4, ручка, карандаши, ковровое покрытие
2



Раздел 3. Работа над эмоциями

Мир эмоций
Развивать эмоциональную сферу детей; оказать помощь в осознании собственного эмоционального мира и чувств других людей; развивать навыки саморегуляции собственных эмоций; развивать умение взаимодействовать со сверстниками; снять излишнее мышечное и эмоциональное напряжение; развивать тактильные ощущения

Карточки с изображением лиц в разных эмоцио-нальных состояниях, жидкое соленое тесто, ковровое покрытие
2



Эмоции-противоположности
Развивать эмоциональную сферу детей; оказать помощь в осознании собственного эмоционального мира и чувств других людей; научить детей распознаванию эмоций по внешним сигналам;
формировать у детей адекватные формы поведения;
обучить детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях
Карточки с названиями эмоций, фотографии с изображе-нием лиц в разных эмоцио-нальных состояниях, листы белой бумаги А4, карандаши, небольшое перышко
2



Мои эмоции
Развивать эмоциональную сферу детей; оказать помощь в осознании собственного эмоционального мира и чувств других людей; развивать навыки саморегуляции собственных эмоций; научить чувствовать настроение группы; развивать умение взаимодействовать со сверстниками; установить положительный эмоциональный настрой в группе; снять излишнее мышечное и эмоциональное напряжение
Листы белой бумаги А4, ручка, карандаши, ковровое покрытие, плюшевая игрушка
3



Учимся контролировать свои эмоции
Закрепить навыки саморегуляции собственных эмоций; развивать эмоциональную сферу детей; оказать помощь в осознании собственного эмоционального мира и чувств других людей; снять эмоциональное напряжение, агрессию.
Карточки с названиями природных явлений, карточки с названиями животных, ковровое покрытие
2



Раздел 4. Работа по формированию позитивных навыков общения

Позитивные навыки общения
Развивать коммуникативные навыки детей; учить детей взаимодействию со сверстниками; способствовать сплочению детского коллектива; способствовать расширению поведенческого репертуара детей; снять эмоциональное напряжение, агрессию; развивать навыки саморегуляции; снять эмоциональное и мышечное напряжение

Листы белой бумаги А4, ручка, карандаши, стулья, повязка на глаза, ковровое покрытие, небольшой стеклянный шарик
2



Учимся дружить

Помочь детям отработать навыки сотрудничества и конструктивного взаимодействия в малых группах; развить умение слушать и слышать другого человека; научить согласовывать свои действия с действиями других; развивать навыки творческого самовыражения; способствовать сплочению детского коллектива; способствовать расширению поведенческого репертуара детей; развивать навыки саморегуляции; снять эмоциональное и мышечное напряжение

Коробки из-под обуви, лист белой бумаги А3, восковые мелки или фломастеры, ковровое покрытие
4



Делаем подарки своими руками для других
Закрепить навыки сотрудничества и конструктивного взаимодействия в малых группах; развить умение слушать и слышать другого человека; научить согласовывать свои действия с действиями других; развивать навыки творческого самовыражения; способствовать сплочению детского коллектива; снять эмоциональное и мышечное напряжение
Соленое тесто, краски, ковровое покрытие
2



Раздел 5. Работа над формированием позитивной самооценки

Мои хорошие поступки
Научить детей фиксировать в своем сознании положительные поступки и достижения, которых им удалось добиться, вместо того чтобы помнить о своих ошибках, промахах и неудачах; развивать позитивную самооценку детей; закрепить навыки саморегуляции; снять эмоциональное и мышечное напряжение

Листы белой бумаги А4, ручка, карандаши, клубок шерсти, ковровое покрытие
2



Учимся себя хвалить
Научить детей видеть свои положительные стороны и поступки, позитивно оценивать их; закрепить навыки саморегуляции; снять эмоциональное и мышечное напряжение

Листы белой бумаги А4, карандаши или фломастеры, стулья, небольшая плюшевая игрушка
2



Заключи-тельное занятие
Закрепить позитивную самооценку детей; закрепить навыки саморегуляции; закрепить умение взаимодействовать со сверстниками и взрослым; снять мышечное и эмоциональное напряжение
Листы белой бумаги, карандаши, ковровое покрытие
1



Итого: 36 часов


Заголовок 215