Рекомендации по профилактике агрессивного поведения подростков
Рекомендации по профилактике агрессивного поведения подростков
Тема агрессии, а тем более подростковой агрессии, изучено довольно таки плохо, но это не потому что агрессивное поведение подростков не желают изучать, а потому что данная тема настолько обширна и многогранна, что систематизировать и проанализировать все факты связанные с агрессией, однозначно никто не смог. Прежде всего, необходимо знать, что подростковый возраст – это возраст жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Заметное развитие в этот период приобретают волевые черты характера – настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. Подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Он часто уже сам ставит перед собой цели, сам планирует их осуществление. Но недостаточность воли сказывается, в частности, в том, что проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим, подростковый возраст характеризуется известной импульсивностью. Порой подростки сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом уже осознают, что следовало бы поступить наоборот. Агрессивное поведение может проявляться в учебном заведении, на улице, дома в отношении рядом находящихся людей. Это могут быть как физически агрессивное поведение, так и вербальное выражение агрессивности (грубые слова), в меньшей степени агрессия выражена в отношении к неодушевленным предметам. Проблемы агрессивности в подростковом возрасте связанны изначально с двумя основными факторами, это период полового созревания и фактор перехода от детства к взрослой жизни и в связи с откровенно говоря неготовностью детей к самостоятельной жизни, с будущей неизвестностью, проблемами, ответственностью, этот переход сопровождается психоэмоциональными сдвигами. Так же второстепенное, но всё же очень существенное, влияние на подростков оказывает отношении в семье (в основном прошлые периоды отношений), отношения в учебном заведении, в компании, и средства массовой информации (будь моя воля, я бы запретила все передачи и фильмы, рассказывающие про криминал, насилие, жестокость, агрессивное поведение, аморальный образ поведения, в частности Дом-2).
Чтобы помочь подростку избавиться от агрессивных форм поведения, нужно научить его выражать или выплескивать свои эмоции. Сдерживая свою агрессию, он загоняет ее внутрь. В этом случае постепенно накапливаются отрицательные чувства, которые со временем будут способствовать возникновению стресса. Не отреагировав сразу, подросток рано или поздно почувствует необходимость выплеснуть все накопившееся из себя. Но не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто подвернется под руку, кто слабее и не сможет дать отпор. Можно дать возможность выплеснуть свою агрессию: разрешить ему побить специальную подушку, громко закричать в отдаленной от людей местности или разорвать газету. Также можно попросить подростка нарисовать чувство гнева, тогда агрессия найдет выход в творчестве. Следует создать условия, позволяющие им удовлетворить потребность в движении, а также заняться интересующим их делом. Например, предложить им занятия в спортивных секциях, участие в соревнованиях или в постановке спектаклей, организовывать для них разные игры, длительные прогулки или походы. Не надо пытаться полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им. Подросток должен уметь сказать «нет», не поддаваться на провокации окружающих, с юмором относиться к неудачам и знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться с ними самостоятельно.
Однако если родители любят смотреть фильмы ужасов и боевики ребенок тоже их полюбит. А если бить собаку на глазах у ребенка, нечего удивляться, что через некоторое время он начнет мучить животных, а потом и людей. Дети - максималисты, и, получив урок цинизма в детстве, повзрослев, они не станут задумываться о том, что чувствует их жертва.
Только личным примером, развивая у ребенка сочувствие, сопереживание, стремление помогать тем, кто слабее, противостоять волне агрессии, захлестывающей детей с экранов телевизоров, мониторов компьютеров и страниц популярных газет и журналов.
Помните, что запреты и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности.
Агрессивность будет снята только тогда, когда будут поняты ее причины. А они могут быть разными: стремление привлечь к себе внимание, быть главным, получить желаемый предмет, ревность, защита, ущемление достоинства другого с целью подчеркнуть свое превосходство.
Список используемых источников:
Андрюшина Л.О. Психологическая профилактика агрессивного поведения школьников-подростков. Тверь, 2003.
Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2000.
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия - СПб: Питер, 1997.
Журавлев Д. Подростковая агрессивность // Народное образование. М. 2004.
Соловьева С.Л. Агрессивное поведение и агрессивность как свойство личности // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. М., 1995. №3-4.
15