Рабочая Учебная программа дисциплины «Основы декоративно-прикладного искусства» для дошкольных образовательных учреждений города Глазова.


Рабочая учебная программа
дисциплины «Основы декоративно-прикладного искусства»
для дощкольных образовательных учреждений города Глазова.
Глазовская общественная общественная организация
Спортивно танцевальное объединение «Оптимум».
Глазов, 2016

Разработчики программы: Перминова Д.Ю. – мастер производственного обучения, преподаватель дополнительного образования ДПИ
Пояснительная записка
Одна из важных задач в области народного образования – эстетическое воспитание и художественное образование детей. В дошкольные годы у ребенка развивается чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой, гармонично развитой личности.
Рисование развивает у дошкольников творчество – создание нового, оригинального, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.
Помогает развивать эстетическое восприятие природы и показывает приемы ее отображения.
Основная цель обучения изобразительной деятельности – развитие творческих способностей детей.
Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, техника по-сырому, рисование по точкам, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование ладошками.
Усложнение обучения нетрадиционными техниками рисования учащихся происходит в следующих направлениях:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов.
Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:
Задачи:
1. Овладение техническими приемами работы с различными материалами.
2. Воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений.
3. Привитие уважения к труду и аккуратности в работе.
4. Развитие умений изображения нескольких предметов, объединенных общим содержанием.
5. Развитие способности видеть и выделять качества предметов (форму, величину, цвет, положение в пространстве).
6. Выявление одаренных детей в области декоративного искусства в раннем детском возрасте.
7. Приобретение учениками опыта творческой деятельности
Ожидаемый результат
К концу обучения дети достигают определенного уровня художественного развития: эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают знакомые картины, любимых героев, иллюстрации, замечают изобразительно-выразительные средства (цвет, ритм, форму, композицию), с помощью этих средств создают образ в рисунке, оценивают то, что получилось, линий, силуэта, цветового сочетания.
У детей формируются творческие способности, необходимые для последующего обучения изобразительному искусству в школе.
Учёные доказали, что около трети всей площади коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Занятия квиллингом с использованием логопедических приемов ненавязчиво, эффективно помогают избавиться от дефектов речи и пополнить словарный запас ребенка.
Данная программа предназначена для обучения детей 4-7 лет основам эстетической и художественной культуры.
Формы работы: беседы, занятия, фронтальные, индивидуальные, подгрупповые, практические , выставочные, проектные, комплексные, экскурсии, коллективные работы.
Итоги реализации данной программы подводятся в форме выставки детских работ.
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
Бумага разного формата и цвета.2. Акварельные краски.3. Тушь разноцветная4. Гуашь.5. Восковые мелки.6. Трубочки для коктейля.8. Ванночки с поролоном.9. Баночки для воды.
10. Пластелин, Фольга и др.11. Кисти круглые и плоские разного размера.12. Салфетки. 13. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.14. Клей ПВА.15. Аптечный парафин или восковые свечи.

Учебно-тематический план
№ п/п Название темы Количество часов Теория Практика Всего
I 1.Рисунок. Знакомство с особенностями работы карандашом, кистью, красками. Беседа. Теплый и холодный цветовой строй,работа по замыслу, заполнение фона «Крош», «Ежик»
Материал: Лист для рисования, акварель, карандаш простой, ластик, 0,5ч 1,5ч 2ч
2.Лепка.Знакомство с приемами– раздельным мазком.
«Пин», «Ярило», «Яблонька», «Смешарики», «Нюша», «Совунья» Намазка пластелина (пальчиковый прием). Три основные цвета – красная, желтая, голубая. Беседа. «Цветной ковер»
Материал:Пластелин, соленое тесто, стеки 0,5ч 1,5ч 2ч
3.Апликация – «Лосяш»,«Копатыч».
Беседа. Мультипликационные герои на фоне «Весеннего пейзажа», «Зеленый сад» (акварель).
Семь цветов радуги - красок».Беседа «Радуга» (акварель). Выставка
Материалы: Картон, ножницы, клей, карандаш. 0,5ч 1,5ч 2ч
Выставка 2ч

II 1.Аппликация, квиллинг. Беседа об особенностях зимнего пейзажа. Квиллин. «Бобрик», аппликация «Петти», мальчики «Кронг».
Заполнение фона. 0,5ч 1,5ч 2ч
2. Лепка. Усложненные приемы. Объемная фигура. «Медведь». Мультипликационный герой «пороро»
Фон, пальчиковая техника. Композиция из нескольких приемов.
Материал:Пластелин, соленое тесто, стеки 0,5 1,5ч 2ч
4. Рисунок.«Пороро». Поэтапное рисование. Арт терапия. Фон на мокрой бумаге «Заснеженные ели» Перспектива«Точка схода».
Материал: Альбомный лист. Гуашь, восковые мелки, простой карандаш, ластик. 0,5ч 1,5ч 2ч
Выставка 2ч

Итоговая выставка по двум периодам 4ч
III 1.Лепка.Весна. «Винн Пух». «Грустный Ослик Иа» Мультипликационная композиция. Развеселим грустного Ослика. Изменение ранее придуманной композиции (дополнительные пркдметы, фрукты, предметы Быта» Закрепление материала.
Материал:Пластелин, стеки, (соленое тесто) 0,5ч 1,5ч 2ч
2. Рисунок. Расположение рисунка на листе. «Пятачок», «Винни Пух на прогулке». Графика.
Беседа.
Материал:Цветные карандаши, фломастеры 0,5ч 1,5ч 2ч
3.Аппликация. Беседа о «Аппликация». «Тигруля» Изучение характерных форм персонажа. Намазка. Практические занятия предусматривают знакомство с нетрадиционными материалами в аппликации. «Мотивы мультфильмов Pixar, Disney» Объёмная аппликация.
Материал:Фольга, крупа, картон и д.р 0,5ч 1,5ч 2ч
Выставка 2ч

IV 1.Рисунок. «Лунтик» Нетрадиционные способы рисования. Кляксография.«Бабочка» Изучение формы , цвета , персонажей.
Материалы. Простой карандаш, акварель, кисти, цветные карандаши 0,5 1,5ч 2ч
2.Аппликация. Квиллинг. «Дед Шершуля и баба Капа». Изучение формы и цвета. Составление композиции «В гостях у бабы Капы»
Материалы: манная крупа, клей, акварель, кисти , бумага, простой карандаш, ластик. Бисер.
0,5ч 1,5ч 2ч
3. Лепка. Фантазии на тему «Привет, меня зовут лунтик»
Материал: Пластелин, Соленое тесто, стеки, доска. 0,5 1,5ч 2ч
Выставка 2ч

Итог 10. Выставка детских работ для родителей«Наши любые герои».Практическое занятие с закреплением кистевого приема «раздельный мазок» (акварель, гуашь, пластелин). Выполнение композиции «Мой любимый герой» 0,5ч 1,5 6ч
    Итого 6,5 19,5 46
Используемая литература:
1. Комарова Т.С, Обучение детей техники рисования. М: Просвещение, 1996.
2. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 2005г.
3. Кузин В.С. Психология. Учебное пособие для художественно-графических училищ. М.: Просвещение, 2004г.
4. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство для детей дошкольного возраста М: Мозаика – Синтез, 1997г.
Интернет ресурсы:
1.