Использование игровых ситуаций в творческом развитии дошкольников
МАДОУ Детский сад № 56 «Ромашка»
Разработка и реализация учителя-логопеда
Чумаковой Марины Васильевны
2016 год
Актуальность
Роль игровых технологии в формировании условий повышения качества образовательного процесса в ДОУ. Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования. Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым. Сначала используются отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.
В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые используют воспитатели-педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра. Это связано с тем, что игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. Исследования Л.А. Венгера, Н.Я. Михайленко, К.С. Егоркиной, Е.В. Зворыгиной, Н.Ф. Комаровой составили основу для разработки игровых технологий в педагогическом процессе в детском дошкольном учреждении. В деятельности с помощью игровых технологий мы развиваем у детей психические процессы.
Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания. В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы. К примеру, игровая ситуация на внимание: “Найди такой же” - воспитатель может предложить малышу выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине), игрушек “такой же”, как у него. Или игра “Найди ошибку”, где взрослый специально допускает ошибку в своих действиях (к примеру, рисует на заснеженном дереве листья), а ребенок должен ее заметить. Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры типа “Магазин”, “Запомни узор” и “Нарисуй, как было” и другие. Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, что развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками. Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения. С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры- придумки, игры – фантазирования. Зарубежные исследователи получили экспериментальные данные, подтверждающие гипотезу о том, что использование игровых технологий в работе с детьми могут повысить способность ребенка к продуцированию нестандартных идей и выработке оригинальных решений, способствует формированию индивидуального стиля когнитивной деятельности. Естественно, что комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом. Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Однако существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду: они могут быть использованы для нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности. Приведем пример. Не нуждается в доказательствах то, что в наше время работать с детьми труднее, чем даже 5-6 лет назад, так как год от года растет число детей с различными трудностями в поведении, и справиться с этим помогает один из методов игровых технологий - игровая терапия. Если ребенка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты, повышаются возможности его личностного роста. Это основное положение игровой терапии. Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более “пристойно” выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей. В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками. Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада, которое пока еще развито недостаточно. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей. Например, они используются в работе логопедов в детских образовательных учреждениях (театрализованные игры в коррекции заикания и др.). Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка. Таким образом, использование игровых технологий в воспитательной работе помогает решать задачи всестороннего развития детей
Цель проекта
Повышение качества работы с дошкольниками.
Практическая адаптация дидактических принципов работы ФГТ к дошкольному образованию.
Создание условий для повышения мотивации детей к участию в различных видах деятельности.
Задачи:
Анализ используемых образовательных технологий
Анализ игровых технологий и отбор игровых ситуаций, применяющихся в разных
видах деятельности.
Разработка перспективного плана работы по применению игровых технологий в разных видах деятельности
Подбор и реализация конспектов занятий с использованием игровых технологий.
Создание нетрадиционных занятий с использованием игровых ситуаций.
Создание предметно- развивающей игровой среды.
Развитие у детей психомоторных навыков, речи, мышления, творческих способностей
Подготовка к обучению в школе.
Тип проекта: Практико-ориентированный
Участники проекта: воспитатель Назарова Е.В, учитель-логопед Скрипкина Н.В.
Целевая группа: дети среднего и старшего дошкольного возраста
Предполагаемый результат: Внедрение цикла занятий по игровой деятельности и формирование познавательно-речевых способностей детей с использованием игровых ситуаций
Концептуальные положения. Концептуальную основу составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я. А. Коменским:
научность (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные);
природосообразность (обучение определяется развитием, не форсируется);
последовательность и систематичность (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему);
доступность (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУН);
прочность (повторение - мать учения);
сознательность и активность (знай поставленную задачу и будь активен в выполнении команд);
наглядность (привлечение различных органов чувств к восприятию);
связь теории с практикой (определенная часть учебного процесса отводится на применение знаний);
учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Этапы проекта
Организационный
Анализ используемых образовательных технологий и выявление приоритетного направления, своей методической темы.
Подбор методической литературы по игровым технологиям
Систематизация игровых ситуаций по различным видам деятельности детей и разделам ФГТ
Накопление материала по игровой терапии
Выявления значимости игры и создания условий для игр детей в домашних условиях. Разработка анкеты для родителей «Давайте поиграем»
Выявление уровня сформированности игровых умений у детей
Подбор игр для проведения их в разных видах деятельности
Основной
Разработка перспективного плана работы по применению игровых технологий в разных видах деятельности
Подбор и реализация конспектов занятий с использованием игровых технологий.
Создание нетрадиционных занятий с использованием игровых ситуаций.
Приобщение родителей к созданию игровых ситуаций для стимулирования мотивации детей при выполнении различных заданий
Создание условий для повышения мотивации детей к участию в различных видах деятельности. Оснащение предметно- развивающей игровой среды.
Заключительный
Анализ результатов работы. Подведение итогов
Особенности реализации проекта.
Применение игровых ситуаций в разных видах деятельности необходимо для активизации мотивации ребёнка к выполнению заданий взрослого. Построение занятий основано на определённых дидактических принципах и служит для практической адаптации новых дидактических идей. Дидактические принципы, развивая идеи традиционной дидактики, в концентрированном виде выражают дидактические идеи о развивающем обучении современных ученых, психологов и обеспечивают решение современных задач развивающего обучения в ДОУ. Эту систему дидактических принципов можно назвать вариативным личностно- деятельностным подходом. Сюда относятся
Принцип деятельности.
Принцип минимакса.
Принцип целостного представления о мире.
Принцип непрерывности.
Принцип психологической комфортности.
Принцип вариативности.
Принцип творчества.
Применение игровых ситуаций необходимо для полного прочного усвоения знаний (ЗУН) и развития творческих способностей. Во время реализации проекта я столкнулась с трудностями, характерными для детей дошкольного возраста: недостатком усидчивости, сформированности психических процессов, неумением принять игровую и учебную задачу. Поэтому я постаралась максимально насытить мои занятия игровыми приёмами, которые бы помогли решить эти трудности, но в тоже время не перегрузить занятия и ориентироваться на индивидуальные возможности детей
Итоги проекта
Результаты:
Составлена система игровых занятий по развитию речемыслительной деятельности дошкольников
Накоплен богатый материал по применению игровых ситуаций для творческого и интеллектуального развития детей.
Группа оснащена игровыми ресурсами.
Дети, выпущенные в школу, хорошо подготовлены, имеют высокий уровень сформированности психических процессов, могут принимать игровую и учебную задачи. У детей старшей группы на конец года хороший уровень мотивационной готовности к выполнению заданий взрослого.
Вывод.
Использование игровых технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения положительно влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов.