Информационная образовательная среда как одно из условий реализации ФГОС
Тема: Информационная образовательная среда как одно из условий реализации ФГОС
Современное образование находится в стадии коренных преобразований, вызванных кардинальными изменениями его среды: политического и экономического устройства, идеологии, мировоззрения, общественной морали, внутреннего состояния субъектов среды, содержания и форм субъектно-субъектных отношений, информационной сферы.
Е.Г. Коротенков2011 год — это новая веха в развитии образования, связанная с реализацией новых образовательных программ в соответствии со стандартами второго поколения (ФГОС). Новые стандарты предполагают, прежде всего, изменения в организации образовательного процесса в школе. Первостепенной задачей школы всегда было обучение. Сегодня стоит задача организации целостного педагогического процесса, направленного на развитие личности ребёнка, способного, используя полученные знания, профессионально развиваться, в будущем внося вклад в развитие своей страны. Согласно Федеральным государственным стандартам эффективность учебно – воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно – образовательной средой – системой информационно – образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения. Именно информационно – образовательная среда является – важнейшим условием и одновременно средством формирования новой системы образования.
Согласно новым стандартам информационно – образовательная среда это комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых образовательных ресурсов, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, система современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Основная цель информационно – образовательной среды это обеспечение перехода образования в новое качество в состояние, соответствующее информационному обществу.
Информационно-образовательная среда образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность должна обеспечивать:
информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
мониторинг здоровья обучающихся;
современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;
дистанционное взаимодействие организации, осуществляющей образовательную деятельность, с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и организациями социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.Школьная библиотека рассматривается в стандарте как важнейший компонент учебного процесса, а также как одно из условий его реализации. Согласно Федеральным государственным стандартам библиотеки необходимы школе в качестве библиотечно-информационных центров. Библиотечно-информационные центры должны быть укомплектованы качественными источниками информации на различных носителях. Библиотека должна оказать информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий.
Информатизация образовательного пространства образовательной организации является связующим направлением деятельности всех его подразделений, призванным обеспечить переход на качественно новый уровень подготовки выпускников, а значит и достижения требуемого качества образования.
Проблему информатизации образовательного учреждения нельзя сводить только к вопросам его оснащения средствами ИКТ, необходимо также учитывать готовность педагогов работать в условиях информатизации, уровень организованности всех участников образовательного процесса изменения в методах и организационных формах работы обучающихся и педагогического коллектива, изменения в управлении образовательным процессом школы и многое другое.
Таким образом, формирование и развитие информационно-образовательной среды включает три взаимосвязанных аспекта:
технологический (оснащение аппаратными, программными и образовательными ресурсами);
организационный (целенаправленная организационная работа по обеспечению доступности средств ИКТ в образовательном процессе);
человеческий (ИКТ-компетентность всех участников образовательного процесса).
На современном этапе можно говорить о том, что с проблемой технологического обеспечения информатизации многие учебные заведения справились. Однако, технологические ресурсы, которыми оснащаются образовательные учреждения, сами по себе не приводят к изменениям в учебном процессе. «Педагогический коллектив должен «переработать» эти ресурсы, превратить их в свой собственный педагогический ресурс, средство развития школы» - писал в своей книге «О построении модели процесса информатизации школы» Григорий Моисеевич Водопьян.
Современное образование предусматривает значительное расширение роли информационных технологий как эффективного средства саморазвития, самосовершенствования и самообразования обучающихся. Умение находить и собирать информацию, проверять ее достоверность – первый шаг на пути к самостоятельной работе с информационными источниками, к самостоятельному продуцированию личностно значимой информации.
Если раньше единственным источником информации был школьный учебник, то сегодня Интернет предоставляет информационное поле для поиска источников, которые далеко выходят за ограниченный объем школьного учебника. Сейчас же на сайтах УМК, для учителя представлены необходимые электронные приложения к учебникам, в библиотеке находится много информации на электронных носителях. Сегодня учитель может сам создать вариант электронной поддержки урока, пользуясь готовыми электронными ресурсами.
Однако, не смотря на все вышеперечисленные проблемы и варианты их решения, учитель был и остается человеком творческим, находящимся в постоянном поиске. Именно поэтому, сейчас активно развиваются сетевые профессиональные сообщества, функционируют официальные сайты образовательных учреждений, появляются персональные сайты преподавателей, внедряется дистанционное обучение.
На сегодняшний день в учебной работе стали уже почти традиционными такие формы как:
мультимедийное сопровождение уроков;
компьютерный контроль знаний различного уровня;
использование ресурсов медиатеки для организации самостоятельной работы обучающихся;
электронные лабораторные практикумы;
поисковая работа с использованием ресурсов сети Интернет.
использование различных видов Интернет-тренажеров.
Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ, что так необходимо для реализации ФГОС нового поколения.
В заключении хотелось бы сказать, что не все зависит от компьютера и оргтехники, все это только средства. Главное все - таки – творческий коллектив педагогов – профессионалов, так как без современного педагога, подвижника своего дела, преданного своей профессии человека, не может быть современной школы.