Создание проблемной ситуации на уроках истории
Создание проблемной ситуации на уроках истории
Материал подготовила: Гаврилова Ю.А, учитель истории МБОУ Сибирякская СОШ
Одной из главных задач учителя является формирование у учеников умения работать с учебной проблемой.
Под проблемным обучением- понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность по их решению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
На минимальном уровне- учащиеся должны научиться в ходе коллективной работы выделять, осознавать проблему, приходить к решению проблемы, корректно относиться к разным решениям, в ходе решения использовать конкретные факты.
На базовом уровне - участвовать в коллективном выборе пути решения, фиксировать позицию по проблеме, использовать научную терминологию, знания из смежных курсов, сопоставлять свое и чужое решение проблемы.
Проблемная ситуация – создание обстановки, в которой у обучаемых возникает интеллектуально-психологическре затруднение, преодоление которого требует поиска новых знаний, новых подходов, направленных на выявление личной оценки противоречиям, заложенным в проблемной задаче (вопросе).
При постановке учебной проблемы надо так преподнести учебный материал, чтобы у учащихся возникло изумление, заинтересованность, удивление: как же так и почему так, ведь должно быть по-другому.
Структура урока: 1 этап – постановка проблемы, он предполагает создание проблемной ситуации перед учениками и выход из нее через формулирование учебной проблемы.
2 этап - решение учебной проблемы, открытие нового знания. Он предполагает поиск решения проблемы и детальный разбор нового материала.
3 этап - подведение итогов по работе с проблемой – продуктивное воспроизведение и применение нового знания.
Проблемные ситуации делятся на 2 типа: с удивлением и затруднением ( Приемы создания проблемной ситуации)
Тип противоречия:
Между 2 и (более) положениями- прием 1 и 2
Между житейскими представлениями обучающихся и научным фактом- прием 3- обнажить житейское представление с помощью вопроса или практического задания "на ошибку", предъявить научный факт посредством сообщения или наглядности.
Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение
к формулированию проблемы
1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения. -Что вас удивило?
-Что интересного заметили? - Какие факты налицо? Выбрать подходящее:
Какой возникает вопрос?
Какая будет тема урока?
2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал. -Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили?
-Почему так получилось? Чего мы не знаем?
Проблемные ситуации с затруднением
3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими., или задание невыполнимое вообще -Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?
(проблемная ситуация между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя)
(более подробно на 1 этапе)
1. При изучении темы, насыщенной фактическим событийным материалом можно в начале урока привести противоречивые факты, которые бы одновременно характеризовали бы основную мысль темы. Например, предложить прочитать два фрагмента источника, или использовать данные археологических раскопок.
Для формулирования проблемы используется побуждающий диалог (Побуждающий от проблемной ситуации диалог (представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы).: какие факты мы узнали, ознакомившись с одним источником? Какие факты содержатся в другом источнике? Какой здесь возникает вопрос? Какую проблему нам предстоит решить сегодня?
2. При изучении темы, главным содержанием которой является реконструкция и описание исчезнувших явлений и отношений, сначала задается вопрос о современном состоянии отношений, а затем предлагается изучить источник, который характеризует противоположную ситуацию. А дальше в ходе диалога формулируется проблема
3. Предложить выполнить заведомо невыполнимое задание при наличии только уже имеющихся знаний, а потом поставить проблему: «Почему мы не можем выполнить задание? Каких знаний нам не хватает? Что нам предстоит узнать сегодня?»
Методы постановки учебной проблемы
побуждающий от проблемной ситуации диалог;
подводящий к теме диалог;
сообщение темы с мотивирующим приемом.
1. создания проблемной ситуации;
побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации:(отдельные вопросы учителя, содержащие противоречие) Что интересного заметили? какие факты налицо? Почему вы удивились?
побуждения к формулированию учебной проблемы; Поскольку учебная проблема существует в двух формах «удивления и затруднения», то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».
принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Подводящий к теме диалог
Он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока.
В подводящем диалоге показывается логическая цепочка создания проблемной ситуации на методах сравнения, нахождения общего и различий.
Мотивирующие приемы
Ситуация яркого пятна (могут быть использованы сказки, легенды, шутки слова, материал который привлечет внимание учеников.
Актуальность- обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого
Задания
Возьмем задания по истории
Ситуация 1.
История Древнего мира, 5 класс
Урок «Заселение земли человеком разумным»
Где и когда появился вид «Человек разумный»?
Около 100 тыс. лет назад на Земле началось похолодание. Зимы стали длинными и морозными. В горах образовались огромные ледники - многометровые толщи льда. С каждым годом на северных горах Европы и Азии их становилось все больше и они начали сползать на равнины. Огромный ледяной панцирь накрывал Землю шаг за шагом, закрывая пространства, на которых сейчас расположены Москва, Санкт-Петербург и многие другие города. К югу от кромки ледника протянулись холодные степи, напоминающие современную тундру. Теплолюбивые животные вымерли или ушли на юг в теплые части Азии и Африки.
Вопросы к тексту:
Что угрожало нашим предкам?
Как, на ваш взгляд, они должны были поступить?
Какую проблему будем решать?
Ставим проблему: Почему же человек выдержал суровый экзамен природы и даже покорил новые земли?
Выдвигают гипотезы
Подтверждаем гипотезы
Ситуация 2.
Тоталитарный режим,9 класс
Задания стимулирующие познавательный интерес
Инсценировка анекдотов
А) Американский корреспондент: «У вас нет свободы. У нас в Америке каждый гражданин может выйти на улицу и кричать: «Долой президента Трумэна!». Сталин отвечает: «И у нас каждый гражданин может кричать на улице: «Долой президента Трумэна!»
Б) Сталин звонит Берия:
- Лаврентий, пропала трубка. Это диверсия, прими меры.
- Будет сделано, товарищ Сталин.
Через неделю.
- Товарищ Сталин, разрешите доложить. В связи с пропажей трубки проведено расследование. Обнаружен заговор. Арестовано 400 человек, 389 уже признались в диверсионной деятельности, приговорены и расстреляны.
- Не торопись, Лаврентий, я уже нашел свою трубку.
В) - Товарищ Сталин, как вы относитесь к плюрализму?
- По вопросам плюрализма двух мнений быть не может.
Каким предстает И.В. Сталин в анекдотах?
Проблема-И.В. Сталин- реформатор или тиран?
Задачи на оценку конкретной личности
Вывод.
Создание проблемных ситуаций на уроках самым естественным образом развивает у школьников творческую активность. Ситуация затруднения школьника в решении задач приводит к пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний, что в свою очередь вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых. Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость.