Мастер-класс Создание эвристических образовательных ситуаций на уроках русского языка и литературы
Шведова Жанна Михайловнаучитель русского языка и литературыМесто работы: МБОУ «Дульдургинская сош», с. Дульдурга, Дульдургинский район, Забайкальский крайСтаж работы: 27 летКатегория: Высшая
Как важно сделать первый шаг…Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать открытиеГ. Галилей
УчительУченикОбразовательная задачаРеальная организация исследовательской деятельности, направленной на достижение деятельностных целейРеальная поисковая задача, организация форм собственного будущегоРезультат«Инженер, конструктор» образовательного пространстваЧеловек, владеющий метапредметными результатами обучения, способностью их использования на практикеФГОС: Новый взгляд на человека в образовании: «Человек возможный»
Майндмэппинг( ментальная карта)-метод визуализации мышления и альтернативной записи. Применяется для создания новых идей, их фиксации, анализа и упорядочивания информации, принятия решений. Во время чтения текста записывать все возникающие мысли и чувства либо визуальные образы, возникающие в сознании. Эта работа позволяет «заглянуть в себя» и запечатлеть личное первоначальное восприятие, чтобы потом в процессе дискуссии основываться на своих, а не чужих мыслях и чувствах.
Учитель года 2017Создание эвристической образовательной ситуации на уроках русского языка и литературы как условие формирования метапредметных результатовШведова Жанна Михайловнаучитель русского языка и литературы МБОУ «Дульдургинская сош»
Цель:ознакомление с технологией эвристической образовательной ситуации и демонстрация наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, применяемых при организации эвристической образовательной ситуации на уроках
Эвристическая деятельность:Творческий процесс по созданию образовательной продукцииТеоретическое обоснованиеЭвристическая образовательная ситуация – ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно или организуемая учителем, требующая своего разрешения через эвристическую деятельность всех её участников. Познавательные процессы, необходимые для творчестваОргдеятельностные, методологические, психологические процессы, которые обеспечивают творчество и познание
Как создать эвристическую образовательную ситуацию? Определение главного образовательного объекта Формулировка открытого задания, проблемы Личное решение образовательной ситуации Демонстрация образовательных продуктов Введение культурно-исторических аналогов Рефлексия
Структура задания:Вводная частьПобуждение к действиюВопрос
ТехнологичностьЗажигательностьОбразная значимостьЧеловекообразностьПрактическая значимостьЭОС Хуторского А. В.Открытое заданиеМногоуровневый подход к изучению образовательного объектаСоздание личного образовательного продуктаОриентация на достижение метапредметных результатов для формирования ключевых компетенций, необходимых для эффективной деятельности в различных сферах жизни
Пример эвристической образовательной ситуации на уроке русского языкаОбразовательный объект: бессоюзное сложное предложениеОткрытое задание:1. Пунктуация в бессоюзном сложном предложении основывается на трёх принципах: интонационном, грамматическом, смысловом. В разное время эти принципы выходили на первое место. М.В.Ломоносов писал: «Союзы связывают предложения подобно гвоздям и клею (очень грубо); бессоюзные предложения органичнее» .2. В чём органичность бессоюзных предложений? Какой принцип вы считаете более важным при анализе пунктуации в бессоюзном предложении?3. Создать модель бессоюзного предложения( схема, модель, алгоритм, заметка в лингвистический справочник- по выбору учащихся) и найти аналог этой единицы в таких науках, как химия, физика и т. п.Культурно-исторический аналог: работы учёных в области бессоюзного сложного предложения. Например, в работах Пешковского была сделана попытка описать мелодию знаков препинания ( запятая- короткая пауза; точка с запятой-пауза длиннее; двоеточие, тире-самая длинная пауза) В данном подходе на первом месте-интонационный принцип.
Планируемые результаты применения эвристической образовательной ситуации «Бессоюзное сложное предложение»{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}ПредметныеЗнание основных признаков БСП, правил постановки знаков препинания, выразительные возможности БСП.Умение соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи. Умение находить в тексте БСП и определять их художественную роль, выразительные возможности. Использование синонимических конструкций в речи.МетапредметныеУмение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач ;умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Эвристическая ситуация:«Метафора-это просто!»Метафора-это перенесение свойств одного предмета на другой на основании признака, общего для для обеих составляющихМетафора(с греч. перенесение)-скрытое сравнение
Эвристическая ситуация:«Метафора-это просто!»Как я буду действовать?1.Сравниваю предмет с другим по характерному признаку2 Соединяю сравнение с местом происходящего1.Дождь( как что?)как слезы2Дождь (откуда?)из туч, с небаМетафора: слезы туч, слезы неба
Эвристическая ситуация:«Метафора-это просто!»Лужа …как что?….где?=Люстра… как что?....где?= Доска…. как что?......где?=Второй прием составления метафоры:1.Выделяю основное свойство2.Перевожу в существительное и сравниваю
Эвристическая ситуация:«Метафора-это просто!»Кофе…какой?-существительное-сравнение=метафораТехнология …какая?-существительное-сравнение…=метафора
Пример эвристической образовательной ситуации на уроке литературыОбразовательный объект: Поэзия футуризмаОткрытое задание: 1. В декабре 1912 г. Алексей Крученых написал первое «заумное» стихотворение «Дыр бул щыл», полное вполне рационального смысла.2. Можно ли назвать это поэзией? В чем «рациональный» смысл этого стихотворения?3. Придумайте заставку к стихотворению (схема, модель, алгоритм, музыка, слово, определение, рисунок, версия, и др.), отражающую смысл, идею стихотворения, особенности языка. Обоснуйте свою точку зрения.Культурно-исторический аналог: поэзия футуризма, работы исследователей творчества футуристов, Н.А. Богомолов"Дыр бул щыл" в контексте эпохи», философия Карла Ясперса
Личное решения открытого задания (примеры)
Пример эвристической образовательной ситуации на уроке литературыБобэоби пелись губы,Вээоми пелись взоры,Пиээо пелись брови,Лиэээй - пелся облик,Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.Так на холсте каких-то соответствийВне протяжения жило Лицо.(В. Хлебников)Исследование «заумного языка» футуристов (чтение и фиксация образа):Функция «заумного языка»:Звук-ассоциация помогает создать образ;Задание: Передать с помощью звуковСила, кудри, слабость, снегВывод: Сложно найти сочетание звуков , вызывающих ассоциации
Учебная задача:Осмыслить понятие «заумный» язык, определить его функции ЖонглёрЗгара-амба Згара-амба Згара-амба Амб. Амб-згара-амба Амб-згара-амба Амб-згара-амба Амб. Шар-шор-шур-шир. Чин-драх-там-дззз. Шар-диск Ламп-диск Брось-диск Иск-иск-иск-иск. Пень. Лень. День. Тень. Перевень. Перемень. Пок. Лок. Док. Ток. Перемок. Перескок. Рча-рча Амс. (В. Каменских)Чтение ,заголовок к стихотворению .Что передают звуки?Функция «заумного языка» передать действиеЗадание: передать с помощью звуков труд кузнеца, труд строителя, труд учителяВывод: «заумный язык» не бессмыслица.Это произведение искусства
мифическоерелигиозноефилософскоерациональноеФилософия Карла ЯсперсаВывод: Футуристы создают «заумное слово», чтобы выйти за пределы разумного и воссоединить все эти категории (мифическое, религиозное, философское, рациональное) в человеке.
Планируемые метапредметные результаты:умение работать в группе; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета; строить логическое рассуждение; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач ;умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Как меняется урок?Проблемы и вопросы первоначально решаются учеником в личной деятельности;Ученик создает личный образовательный продукт и сопоставляет его с результатами своего опыта;Ученик осознает способ деятельностиПроисходит формирование и развитие метаумений: теоретического мышления; навыков переработки информации; критического мышления; творческого мышления; регулятивные умения; качества мышления; Осуществляется организация деятельностной работы с источниками информации, представленными в разных знаковых системах.
Как важно сделать первый шаг….