Календарно-тематическое планирование работы на школьном логопункте ОНР 3 уровня
План работы с группой учащихся 1 класса
логопедическое заключение ОНР 3 уровня.
недели
занятия
Темы и содержание коррекционной работы
Грамматические и лексические темы
Развитие неречевых процессов
1
2
3
4
5
сентябрь
1
Фронтальное обследование
2
1 этап (диагностический)
3
1
Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия. Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения, письма. Логопедическое заключение.
2
4
3
4
2 подготовительный этап
октябрь
1
5
Уточняются созданные в процессе обучения предпосылки овладения грамотой (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления). Проводится работа по развитию мыслительных операций, анализ, синтез, сравнение, сопоставление; развитие внимания, памяти. Мероприятия по коррекции подчерка (упражнения адаптированные для данного возраста, направленные на развитие мелкой моторики)
6
2
7
8
3
9
3 этап (коррекционный)
3
10
Работа над словом
Слова, отвечающие на вопросы кто? Что?
4
11
Слова, обозначающие предмет
12
Слова, обозначающие действие предмета
Слова, отвечающие на вопрос что делает?
ноябрь
1
каникулы
2
13
Слова, обозначающие предметы; - действие предмета; дифференцирование слов, обозначающих предмет, и слов, обозначающих действие
Существительное – часть речи, отвечающая на вопросы кто? Что?; глагол – часть речи, отвечающая на вопрос что делать? Домашние ,дикие животные
Развитие слухового внимания и памяти, слухового восприятия, логического и образного мышления
14
Простое двусоставное нераспространенное предложение
Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения. Согласование глагола с именем сущ.в роде, числе
3
15
Составление предложений по сюжетной картинке
16
Слова, обозначающие признаки предметов
Слова, отвечающие на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?
4
17
Распространение простого двусоставного предложения определением
Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже
18
Составление предложений по сюжетной картине
Декабрь
1
19
Работа с предлогами «в», «на»
Раздельное написание предлогов
20
Вопросы к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «в», «на»
Вопрос куда?
2
21
Работа с предлогами «с», «со»
Раздельное написание предлогов
22
Вопросы к предложениям, в состав которых входят предлоги «с», «со»
Вопрос с кем?
Развитие внимания. Упражнения на увеличения объема внимания. Игра «Пуговица»
3
23
Вопросы к предложениям, в состав которых входят предлоги «к», «от»
Раздельное написание предлогов
Упражнения для увеличения уровня распределения внимания
24
Вопросы к предложениям, в состав которых входят предлоги «к», «от»
Вопросы куда? Откуда? От чего? К чему?
Упражнения для усиления концентрации и устойчивости зрительного внимания
4
25
Работа с предлогами «из», «от», «у»
Раздельное написание предлогов
Усиление концентрации слухового внимания
26
Вопросы к предложениям, в состав которых входят предлоги «из», «от», «у»
Вопросы куда? Откуда? От чего? К чему?
Упражнения для переключения внимания. Упражнения «Красно-черные пары»
Январь
1
Каникулы
2
3
27
Работа с предлогами «по», «под»
Раздельное написание предлогов
28
Вопросы к предложениям, в состав которых входят предлоги «по», «под»
Вопрос где?
4
29
Закрепление всех отработанных предлогов
30
Работа над связной речью. Формирование монологической речи
Согласование и управление различных частей речи
Развитие логического и образного мышления и памяти
Февраль
1
31
Последовательный пересказ с опрой на вопросы. «Муравей», «Воробей и ласточка», «Лиса и рак», «Лев, лиса и медведь»
Упражнения направленные на развитие образного мышления. Игры «Дополни», «Догадайся, кто нарисован»
32
Последовательный пересказ с опорой на вопросы. «На птицеферме», «Собака и ее тень», «Цыпленок», «Сиротка»
Развитие связной речи
Упражнения для развития образного мышления. Игра «Кубики», упражнение. «Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек»
2
33
Последовательный пересказ текстов с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы. «Петушок и бобовое зернышко»
34
Пересказы описательного характера с опорой на картинку.
Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно»
3
35
Пересказы описательного характера с опорой на картинку. «Березка», «интересный жучок»
Упражнения для развития способности к воссозданию мыслительных образов. Упражнение «Мыслительные образы и эмоции»
36
Пересказы описательного характера с опорой на картинку «Зима»
Развитие и уточнение временных представлений.
4
37
Пересказы описательного характера с опорой на картинку. «Весна»
Развитие и уточнение временных представлений. Времена года.
38
Пересказы описательного характера с опорой на картинку. «Лето»
Развитие и уточнение временных представлений. Времена года.
Март
1
39
Пересказы описательного характера с опорой на картинку. «Осень»
Развитие и уточнение временных представлений. Времена года.
40
Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного характера. «Кошка Мурка», «Собака Белка»
2
41
Последовательные пересказы с опорой на серию картинок и последовательность действий. «Галины гладиолусы»
Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение»Мысленные образы и их эмоциональная окраска»
42
Пересказы описательно-повествовательного характера
43
Последовательный пересказ. «Кит», «Слон-няня»
44
Последовательный пересказ «Кот Васька»
4
Каникулы
Апрель
1
45
Последовательный пересказ «Охота», «Белка»
46
Последовательный пересказ «Товарищ», «Гроза» и т.п.
2
47
Выборочный пересказ «Цветок или волчья пасть?»
48
Выборочный пересказ «Кто поступил правильно?»
3
49
Выборочный пересказ «Хитрецы»
50
Выборочный пересказ «Слон озорник»
4
51
Краткий пересказ «Макс помощник»
52
Примерный краткий пересказ «Булька»
май
1
53
Устные сочинения «Запасы на зиму»
54
Устные сочинения «Как белочка спасла зайчика»
4 этап (оценивающий)
2
55
Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год.
56
3
Фронтальное обследование
4
Литература
*тексты приводятся по кн.: Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы на школьном логопункте. М., 1991.
**Задания по кн.: Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1- 4 –х классах вспомогательной школы. М., 1991.
***Задания по кн.: Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1998.
15