Отыскание части от целого и целого по его части


Урок по математике 5 класс
Тема: «Отыскание части от целого и целого по его части.» (Современный урок в системе личностного ориентированного учения).
Составила: учитель Абсаттарова Л.Р.
Г. Стерлитамак МАОУ «Гимназия №4»
Цели: 1)Закрепить знания учащихся по теме
«отыскание части от целого и целого по его части»;
2)отработка навыков устного счета;
3)проверить знания учащихся;
4)развить умение отвечать на поставлен-
ный вопрос; развить самостоятельность;
5)воспитать математическую грамот-
ность.
Оборудование:
Доска, разноцветный мел, магнитофонная запись, магнитофон, лотерейные билеты, карточки с разноуровневыми заданиями, дидактические рабочие тетради, таблица, магнитная доска. План урока:
1)орг. момент;
2) математическое лото;
3)Опрос по теории;
4) решение задач;
5) Индивидуальная работа по карточкам;
6) домашняя работа;
7) итоги урока, объявление оценок.
Ход урока:
1) Ученикам раздаются по одному лотерейному билету.
2) Объясняются правила математического лото.
Учитель включает магнитофон на ленте которого проговариваются устные задания. Выполняя упражнения, ученики должны зачеркивать в своих билетах те числа, которые совпадают с ответами решенных заданий. Выигрывает тот, у которого будет закрыта полностью одна строка. Он должен поднять руку. Учитель объявляет окончание игры. Выигравшему ученику ставится оценка «пять». При верных вычислениях после выполнения 15 основных заданий на всех билетах должно быть закрыто 12 чисел, по 4 в каждой строке. После этого учитель предлагает еще дополнительные один или два вопроса. Ответ на каждый из них есть в не зачеркнутых ячейках у нескольких человек, имеющих один и тот же вариант
Вариант 1 Вариант 2
15 75 5 63 1 3 31 56 10 12
20 2 10 15
31 90 5 20 1
4 15
31 2
21 25 12 3 4 15 4 21 25 5
8
3 4 21 17 3 100 12 15
31 8
5 75 20 13
15 56 75 5
8 0 63 4 7 5
8 5
5 10 11 2 90 10 11 56 12 15
Вопросы:1.Сумма 4 и 17 (21)
2. Частное 81 и 27 (3)
3. Утроенное произведение 3 и 7 (63)
4.Во сколько раз 84 больше 21 (4)
5. Частное 15 и 31 (15/31)
6. Найдите ¼ от 60 (15)
7. Наименьшее двузначное число (10)
8. Частное 5 и 8 ( 5/8)
9. Найдите 5/4 от 60 (75)
10. Найдите число, если ½ его 10 (20)
11. Найдите число, если 1/8 его 7 (56)
12. Разность удвоенного числа 3 и числа 4(2)
13. Найдите 1/3 от 36 (12)
14. Частное числа 10 и разности чисел 4 и 2 (5)
15. Сумму 71 и 29 (100)
16. Во сколько раз 7 меньше 49 (7)
17. Произведение 6 и 15 (90)
На магнитной доске висит список учащихся, во время урока на него наносятся отметки, которые получают ребята во время урока, их может быть несколько, и они могут носить разный характер. Результаты математического лото выставляются каждому учащемуся в зависимости от варианта карточки и также отражаются на табло.
3) Вопросы: Вспомним историю школы 1) Год основания 11 школы? (1890)
2) Сколько лет 11 Школе? (115)
3) Все ли время существовала школа? ( Нет с 1971 по 1980 ее не было)
4) Сколько лет школа не существовала вообще? (6)
5) Так сколько же существует 11 школа? (106)
6) Какую часть от всей истории существования 11 школы составляет существование новой 11 школы? ( 25/106)
Мы снова говорим о частях. Запишите число и тему урока.
Обратите внимание на таблицу. Что следует отыскать в задаче 2 и в задаче 3.
Сформулируйте правила для нахождения части от числа и нахождения числа по его части.
4) Прежде чем вызвать ученика к доске, учитель называет признаки присущие данному ученику, по которым остальные учащиеся его узнают.
Задача №1.
На сегодняшний день в школе работают 6 бывших выпускников школы
№ 11, что составляет 3/40 числа всех работающих в нашем коллективе. Найдите, сколько людей работают в школе?
Задача №2.
В старшем корпусе 24 кабинета . 1/6 из них – кабинеты математики, а 5/24 – кабинеты русского языка. Каких кабинетов больше, и насколько?
Задача №3.
В школе было 6 телевизоров. На ее 25 летие ей подарили 1/3 всех телевизоров. Сколько теперь классов могут одновременно смотреть учебную программу?
Проследить за оформлением на доске. Дополнительно № 365 из учебника.
Первым трем дополнительно оценка.
Задача № 4.
На доске изображен чертеж нашей школы, вид сверху. Закрасить цветным мелом 1/5 чертежа (1/3 другим цветом)
Отразить в тетрадях лишь вычисления.
5) Ребятам раздаются карточки с задачами. В каждой даны три уровня сложности , ребята выбирают самостоятельно подходящий им и решают в тетрадях.
Примеры карточек:
Вариант 1.
1 уровень сложности
1.Было 800 рублей, ¼ этой суммы истратили. Сколько денег истратили?
2. Потратили 90 рублей, это составило 3\8 первоначальной суммы денег. Найдите первоначальную сумму денег.
2 уровень сложности
1. Мотоциклист за три дня проехал 240 км; в первый день они проехали 2/5, а во второй – 3/8 всего пути. Сколько километров проехали автотуристы в третий день?
2. 360 рублей составляют ¾ имеющийся суммы денег. Какова эта сумма?
3 уровень сложности
1.В прошлом месяце зарплата составляла 4000 р. Теперь она увеличилась на 2/5 этой суммы. Какова теперь зарплата?
2. Сыну 10 лет, его возраст составляет 2/9 возраста отца. А возраст отца составляет 5/8 возраста дедушки. Сколько лет дедушке?
------------------------------------------------------------------------------------------------
Вариант 2.
1 уровень сложности
1. Было 600 рублей, 1/3 этой суммы истратили. Сколько денег истратили?
2. Потратили 50 рублей, это составило 2\9 первоначальной суммы денег. Найдите первоначальную сумму денег.
2 уровень сложности
1. Турист за три дня прошел 36 км; в первый день они прошел 2/6, а во второй – 3/9 всего пути. Сколько километров прошел турист в третий день?
2. 120 рублей составляют ¾ имеющийся суммы денег. Какова эта сумма?
3 уровень сложности
1.В прошлом году цена товара составляла 90 р. Теперь она повысилась на 2/10 этой суммы. Какова теперь цена товара?
2. Приходит пастух с 70 быками. Его спрашивают: - сколько ты привел? Пастух отвечает: -Две трети от трети скота. Сколько быков в стаде?
Вариант 3.
1 уровень сложности
1.Было 600 рублей, ¼ этой суммы истратили. Сколько денег истратили?
2. Потратили 50 рублей, это составило 2\6 первоначальной суммы денег. Найдите первоначальную сумму денег.
2 уровень сложности
1. Мотоциклист за три дня проехал 360 км; в первый день он проехал 2/5, а во второй – 3/8 всего пути. Сколько километров проехал мотоциклист в третий день?
2. 120 рублей составляют ¾ имеющийся суммы денег. Какова эта сумма?
3 уровень сложности
1.В прошлом месяце зарплата составляла 4000 р. Теперь она увеличилась на 2/5 этой суммы. Какова теперь зарплата?
2. Сыну 8 лет, его возраст составляет 2/9 возраста отца. А возраст отца составляет 3/5 возраста дедушки. Сколько лет дедушке?
Дополнительные задания № 20.6 стр. 51 Рабочая тетрадь.
6) Дома: № 366, 367,20.4, 20.3. Составить задачу, связанную с историей семьи.
7) Подведение итогов урока. Выставление оценок, учитывая результаты табло.