«Преемственность в работе учителя, логопеда и воспитателя при обучении детей с нарушением слуха на уровне начального образования».
Литвишкова Е.Ю., Сурганова Е.В.
СОШИ для детей с нарушением слуха г. Караганда
«Преемственность в работе учителя, логопеда и воспитателя при обучении детей с нарушением слуха на уровне начального образования».
Представьте, что вы попали в другой мир, мир немого кино. Здесь нет звуков. Здесь нет слов. Здесь нет музыки. Одно безмолвие. Тишина.
В разное время для обозначения детей с проблемами слуха применялись различные термины: глухие, тугоухие, неслышащие, слабослышащие, дети с особыми образовательными потребностями и т.д., - и это понятно, чем более гуманное общество, тем гуманнее термины. Педагоги, психологи, социологи изыскивают возможности помягче назвать проблему этих детей, социализировать эту проблему и терминологически, как бы растворить ее. Сравнять с нормой: слышащий – неслышащий.
Много лет, работая учителями начальных классов специальной общеобразовательной школы – интерната для детей с нарушением слуха, мы осознаем, что открываем для неслышащего ребенка мир. Учим его слышать, слушать, говорить, читать, писать, сопереживать и воспринимать окружающий мир таким, какой он есть. Наши предметы влияют на сознание школьников, устанавливают с ними духовную близость. На каждом из уроков, прежде всего, стараемся решить как коррекционные проблемы, так и проблемы нравственного воспитания. Доброта, милосердие, честность, порядочность, доброжелательное отношение к окружающим, любовь к родному городу, любовь к родной природе – вот те качества, которые мы стараемся воспитывать у своих детей. Эти качества во все века составляли непроходящую ценность человеческой культуры и глухой ребенок должен владеть этими качествами.
Неслышащий ребенок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, самореализоваться. И мы - педагоги всегда ставим перед собой цель - увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества. При этом особое внимание обращаем на то, чтобы это творчество было искренним, идущим из глубины души. А для этого необходимо знать особенности наших учеников.
Дети с нарушением слуха представляют разнородную группу. Среди них лишь небольшое число полностью лишены слуха. Как правило, все дети, которые относятся к числу абсолютно неслышащих, способны воспринимать очень громкие звуки природы, например гром, звуковые сигналы на улице. Есть основания думать, что они воспринимают звуки благодаря вибрационной чувствительности. Ведь недаром учитель может привлечь внимание неслышащих ударом руки по столу, каблуком по полу. Среди неслышащих есть дети, которые слышат громкий крик. Но восприятие неречевых звуков недостаточно для восприятия фонем (звуков речи).
В зависимости от того, в каком возрасте возникли нарушения слуха, а также от степени выраженности этого нарушения и возможности формирования речи на слуховой основе, различают неслышащих, позднооглохших, слабослышащих детей, имеющих тугоухость (Р.М. Боскис, 1988). В группу неслышащих детей относят тех, слух которых не может быть самостоятельно использован для накопления речевого запаса. Развитие речи и обучение возможны только на основе сохранившихся анализаторов: тактильного, зрительного, вкусового и обонятельного, а также вибрационной чувствительности. Остатки слуха могут быть использованы как вспомогательное средство для коррекции произношения. Среди неслышащих различают две категории детей: неслышащие без речи (ранооглохшие); неслышащие, сохранившие речь (позднооглохшие), у них потеря слуха возникла в 3 года и позднее, когда речь уже была относительно сформирована.
Вторую группу составляют дети с пониженным слухом, мешающим обучению в нормальных условиях, но с сохранением слуховой функции, при которой возможно накопление речевого запаса при помощи слухового анализатора хотя бы в минимальной степени. Для педагогических целей слабослышищие дети школьного возраста делятся на две категории: слабослышащих детей, обладающих развитой речью с небольшими ее недостатками; слабослышащих детей с глубокими речевыми нарушениями. Первая категория детей обучается по учебному плану первого отделения, вторая – по учебному плану второго отделения школы для детей с нарушением слуха.
Таким образом, на основе измерения состояния слуха, с одной стороны, и исследования речи – с другой, выделяют 4 группы детей с нарушениями слуха, которые обучаются по разным учебным планам и программам. Позднооглохшие дети обучаются, как правило, вместе со слабослышащими. Речевое развитие таких детей ограничено, но они все же самостоятельно овладевают небольшим запасом неточно произносимых слов. Эти ученики плохо различают слова, имеющие сходство в звучании.
Обучение детей с нарушением слуха в специальной общеобразовательной школе требует создания адекватного образовательного пространства, что предполагает обследование детей, выявление их особых образовательных потребностей. Учитель должен быть внимательным, чтобы не упустить сензитивный период для эффективных мероприятий.
У детей с нарушением слуха часто наблюдаются специфические ошибки в письменных работах и устной речи. Часто можно наблюдать смешение по звучанию и месту образования звуков. Смешиваются звонкие звуки с глухими, шипящие со свистящими, аффрикаты с составляющими их звуками и т.п. Отмечаются также пропуски гласных при стечении согласных, пропуски безударных частей слова, ударные лучше воспринимаются на слух. Таким образом, у детей со сниженным слухом можно заметить специфические ошибки в письменных работах, недостаточное понимание прочитанного, затруднения восприятия и понимания объяснения учителя.
Обучение слабослышащих детей становится возможным только при условии проведения занятий коррекционного компонента. Успешное осуществление коррекционно-педагогической работы в условиях специального учреждения предполагает взаимосвязь в работе учителя, логопеда и воспитателя. Руководство коррекционной работой по формированию правильной речи осуществляется учителем и логопедом. Педагоги обсуждают темы ближайших занятий, план их проведения с учетом уровня речевого развития детей; согласовывают содержание работы на занятиях, методы обучения и закрепления речевых навыков; при изучении каждой темы намечают словарный минимум, необходимый для усвоения детьми; уточняют, какие типы предложений необходимо включать в работу в соответствующий период обучения. Преемственность в работе учителя, логопеда и воспитателя начинается с начала учебного года. Совместную работу можно разделить на три этапа: организационный, основной, итоговый. На организационном этапе взаимодействия логопед и учитель знакомит воспитателя с заключениями психолого-медико-педагогической комиссии. В первые недели сентября логопед обследует речь детей и заполняет речевые карты. В это время учитель и воспитатель изучают знания и умения детей, опираясь на разделы программы. После проведения обследования и заполнения документов результаты обсуждаются, намечается перспективный план работы с детьми. Затем составляется сетка занятий педагогов, уточняется график работы логопеда.
Учитель и логопед дают рекомендации воспитателям для составления календарного плана. Важно учитывать дифференцированный подход в подборе материала для занятий. Логопед информирует воспитателя о видах и причинах речевых нарушений, знакомит с особенностями работы по произношению и слуховому восприятию материала Совместными усилиями педагоги формируют позитивную установку детей на участие в учебной деятельности. Основной этап взаимодействия учителя, логопеда и воспитателя предполагает динамическое наблюдение и контроль состояния развития детей, осуществление коррекционно-педагогической работы, раннее определение неблагоприятных факторов, препятствующих коррекционному воздействию. Используя данные изучения речи детей, воспитатели совместно с учителем продумывают реализацию коррекционно-развивающего и образовательного направления в работе. Коррекционно-развивающее направление предусматривает преодоление речевых нарушений и включает: работу по практическому усвоению детьми лексических и грамматических средств языка; развитие связной речи; подготовку к обучению грамоте и овладению ее элементами. Общеобразовательное направление в работе педагогов решает задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечивает их интеллектуальное и личностное развитие.
Занятия познавательного цикла создают условия для активизации и обогащения словаря, закрепления грамматических конструкций, правильного звукопроизношения. Например, при изучении темы «Мебель» учитель и логопед способствуют формированию представления о мебели в классе и дома, обогащают словарь детей новыми словами. Воспитатель на своем занятии осуществляет наблюдение за мебелью в классе и спальне. Проводит игру (с куклой) « Для чего нам нужна мебель». И тут же на занятии эстетического цикла создаются условия для развития коммуникативных умений детей. Соответственно на занятиях с воспитателем дети могут лепить мебель, выполнить аппликацию « Моя комната». При изучении каждой темы вначале детей знакомят с изучаемым явлением, затем дети учатся с помощью образца речи педагога понимать словесные обозначения данных явлений. После этого воспитатель организует речевую практику детей с целью закрепления изучаемых явлений. Важно на каждом этапе стимулировать и поощрять речевую активность детей, побуждать к речи, созданием проблемных ситуаций.
В своей работе все педагоги, работающие с детьми с нарушением слуха, должны использовать такие приемы, как:
-выполнение ребенком поручений и просьб со стороны взрослого;
-оречевление своих действий и составление отчета о проделанной работе;
-создание воображаемых ситуаций в процессе подражания и копирования действий взрослого;
-показ, рассматривание и называние предмета, активные действия с ним;
-составление словосочетаний и предложений по вопросам, картинкам, опорным словам;
-четкое и внятное проговаривание каждого слова и замедление темпа речи взрослого.
Итоговый этап совместной деятельности учителя, логопеда и воспитателя включает в себя проведение совместных родительских собраний, консультаций для родителей. Здесь же осуществляют мониторинг, цель которого заключается в выявлении динамики и особенностей продвижения в коррекционно-педагогическом процессе всех и каждого из учащихся класса. Итоговый этап взаимодействия предполагает качественную и количественную оценку результатов совместной работы педагогов.
Учебный процесс должен быть адаптирован к неслышащим учащимся с учетом их психофизических особенностей. Социализация личности проходит успешнее при ориентации на индивидуальный подход. Класс, в котором учитель в совершенстве владеет методикой преподавания предметов, лучше развит интеллектуально, активен в общественной жизни, а воспитатель проводит много экскурсий, активно социализирует детей, способствует познанию мира в естественной обстановке; в таких классах дети больше доверяют своим педагогам и рассказывают о всех своих проблемах.
Работая с детьми с нарушением слуха, мы точно знаем, что нельзя впадать в панику, а необходимо учиться жить с недугом, используя все доступные средства для общения и обучения. Самое главное – это иметь огромное желание, как со стороны родителей, так и со стороны детей полностью социализироваться в среду слышащего общества. А для нас, учителей, самые дорогие слова, звучащие из уст неслышащего ребенка: « Я не хочу молчать»!
15