Положение о логопедическом пункте в ДОО
ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
1.1. Логопедический пункт (далее – Логопункт) создается на базе МОУ «Деревянская СОШ №9» (ДО), реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
1.2. Положение определяет цели, задачи, содержание и организацию коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения в МОУ «Деревянская СОШ №9»(ДО).
1.3. Положение разработано в соответствии со следующими нормативными и правовыми актами
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273.
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 г. Москва.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования;
- Конституция Российской Федерации.
- СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва.
- Устав МОУ «Деревянская СОШ №9».
- Запросы родителей (законных представителей).
1.4. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
2.1. Логопункт создается в целях оказания коррекционной помощи воспитанникам МОУ «Деревянская СОШ №9»(ДО), имеющим нарушения в развитии устной речи, в освоении ими основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
2.2 Основными задачами Логопункта являются:
– обеспечение коррекции нарушений в развитии устной речи воспитанников МОУ «Деревянская СОШ №9»(ДО);
– своевременное выявление особых образовательных потребностей воспитанников, обусловленных недостатками в их речевом развитии;
– обеспечение индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи воспитанникам с нарушениями речи с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;
– обеспечение возможности освоения и преодоления трудностей в освоении воспитанниками с нарушениями речи основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
– обеспечение интеграции коррекционной помощи и воспитательно-образовательного процесса с воспитанниками, имеющими нарушения речи;
– профилактика нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников МДОУ;
– профилактика нарушений в развитии устной речи воспитанников раннего возраста;
– обеспечение взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогических работников МОУ «Деревянская СОШ №9»(ДО) и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям, имеющим нарушения речи;
– разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогических работников, родителей (законных представителей) МОУ «Деревянская СОШ №9»(ДО);
– обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников МОУ «Деревянская СОШ №9»(ДО) по преодолению речевых нарушений;
– повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.
3. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПУНКТА.
3.1. Коррекционное:
– создание условий, направленных на коррекцию речевого развития воспитанников и обеспечивающих достижение воспитанниками, имеющими нарушения речи уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.
3.2. Мониторинговое:
– отслеживание динамики речевого развития детей, их успешности в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
3.3. Профилактическое:
– создание условий, направленных на профилактику нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников дошкольного возраста.
3.4. Просветительское:
– создание условий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогических работников МОУ «Деревянская СОШ №9»(ДО), педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ЛОГОПУНКТА.
4.1. В Логопункт зачисляются воспитанники МОУ «Деревянская СОШ №9»(ДО), имеющие нарушения в развитии устной речи: общее недоразвитие речи (далее – ОНР), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее – ФФНР), дислалию различной этиологии (далее - Дислалия), нарушение произношения отдельных звуков (далее - НПОЗ).
4.2. В первую очередь в Логопункт МОУ «Деревянская СОШ №9»(ДО) зачисляются воспитанники старшего дошкольного возраста, имеющие нарушения в развитии устной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательной программы дошкольного образования.
4.3. Зачисление в Логопункт МОУ «Деревянская СОШ №9»(ДО) воспитанников, имеющих нарушения в развитии устной речи осуществляется на основе обследования речи воспитанников. Обследование речи воспитанников проводится ППк. Все дети с выявленными недостатками в развитии устной речи регистрируются в списке воспитанников МОУ «Деревянская СОШ №9»(ДО), нуждающихся в логопедической помощи.
4.4. Основанием для зачисления в Логопункт воспитанников, зарегистрированных в списке воспитанников МОУ «Деревянская СОШ №9»(ДО), нуждающихся в логопедической помощи является заявление родителя (законного представителя).
4.5. На основании заявления родителя (законного представителя), в соответствии со списком воспитанников МОУ «Деревянская СОШ №9»(ДО), нуждающихся в логопедической помощи, в срок до 15 сентября, приказом директора утверждается список зачисленных в Логопункт на текущий учебный год. В случае приема в МОУ «Деревянская СОШ №9»(ДО) в течение всего учебного года ребенка 6 лет, имеющего ОНР, приказом директора оформляется внеочередное его зачисление в Логопункт.
4.6. Предельная наполняемость Логопункта составляет не более 20 воспитанников в течение учебного года и устанавливается в зависимости от категорий детей, имеющих нарушения в развитии устной речи и составляет:
– ОНР до 4 детей;
– ФФНР до 6 детей;
– Дислалия, НПОЗ не менее 15 детей.
4.7. Наличие у воспитанников МОУ «Деревянская СОШ №9»(ДО), зачисленных в Логопункт, имеющих диагнозы ОНР, а так же дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (далее - дизартрия, ринолалия), недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга (далее - алалия) должно быть подтверждено выпиской из протокола обследования детей специалистами территориальной психолого – медико-педагогической комиссией.
4.8. Зачисление в Логопункт и отчисление из Логопункта воспитанников, имеющих нарушения в развитии устной речи:
– осуществляется из числа воспитанников, указанных в списке, утвержденном директора;
– проводится в течение всего учебного года по мере освобождения мест, на заседаниях ПМПк МОУ «Деревянская СОШ №9»(ДО).
4.9. Сроки коррекционной работы зависят от степени выраженности речевых нарушений ребенка, индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в семье и могут варьироваться от 2-3 месяцев до 1,5 – 2, 3-х лет. Рекомендуемый срок коррекционной работы составляет:
– ОНР до 2-3 лет;
– ФФНР до 1 года;
– Дислалия от 3 до 6 месяцев;
– НПОЗ от 2 до 3 месяцев.
5. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ЛОГОПУНКТА.
5.1. На каждого воспитанника, зачисленного в Логопункт, учитель-логопед заполняет речевую карту в соответствии с диагнозами ОНР, ФФНР, Дислалия, дизартрия, ринолалия, алалия.
5.2. Содержание коррекционной работы строится в соответствии с педагогическими технологиями, обеспечивающими коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии детей, учитывающими возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста.
5.3. Содержание коррекционной работы определяется индивидуальными планами работы на каждого зачисленного в Логопункт воспитанника. В планах отражаются индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих нарушения в развитии устной речи, их интеграцию в МОУ «Деревянская СОШ №9»(ДО).
5.4. Основными формами коррекционной работы с детьми, зачисленными в Логопункт, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Для проведения подгрупповых занятий формируются подгруппы детей. Предельная наполняемость подгруппы детей устанавливается в зависимости от характера нарушения развития устной речи, возраста воспитанников и составляет от 3-х до 6-ти детей.
5.5. Продолжительность занятий определяется:
– для детей четвертого, пятого года жизни (младшего дошкольного возраста): индивидуальных 15-20 минут, подгрупповых 20-25 минут;
– для детей шестого, седьмого года жизни (старшего дошкольного возраста): индивидуальных 20-25 минут, подгрупповых 25-30 минут.
5.6. Периодичность проведения индивидуальных и подгрупповых занятий определяются тяжестью речевых нарушений у воспитанников и составляет:
Речевое нарушение
Количество занятий в неделю
(не менее)
Предельная наполняемость
подгрупп детей
индивидуальных
подгрупповых
ОНР
3
2 – 3
3 – 4
ФФНР
2 – 3
1 – 2
4 – 6
Дислалия,
НПОЗ
1 – 2
1 – 2
4 – 6
5.7. Коррекционная работа в Логопункте проводится с учетом режима работы МОУ «Деревянская СОШ №9»(ДО) во время любой деятельности детей: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая коррекционную работу не должен превышать:
– для детей четвертого, пятого года жизни 2 часа 45 мин. и 4 часа соответственно;
– для детей шестого, седьмого года жизни 6 часов 15 мин. и 8 часов 30 мин. соответственно.
6. УЧАСТНИКИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ЛОГОПУНКТА.
6.1. Учитель-логопед:
6.1.1. Проводит обследование речевого развития детей МОУ «Деревянская СОШ №9»(ДО), регистрирует список воспитанников, нуждающихся в логопедической помощи.
6.1.2. Подготавливает список воспитанников, зачисленных в Логопункт на учебный год, в соответствии с предельной наполняемостью, установленной п.4.6 настоящего Положения.
6.1.3. Определяет периодичность, продолжительность проведения индивидуальных и подгрупповых занятий в Логопункте в соответствии с п.п.5.4, 5.5, 5.6 настоящего Положения.
6.1.4. Планирует, проводит коррекционную работу с воспитанниками по исправлению нарушений в развитии устной речи.
6.1.5. Самостоятельно отбирает методы и приёмы коррекционной работы. Составляет индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих нарушения в развитии устной речи, их интеграцию в МОУ «Деревянская СОШ №9»(ДО).
6.1.6. Осуществляет отслеживание динамики устранения речевых нарушений воспитанников, зачисленных в Логопункт. Корректирует содержание коррекционной работы, методы, приемы логопедической помощи.
6.1.7. Взаимодействует с педагогическими работниками, родителями (законными представителями) МОУ «Деревянская СОШ №9»(ДО):
– по проведению коррекционной работы с воспитанниками, зачисленными в Логопункт;
– по вопросам освоения общеобразовательной и коррекционной программ дошкольного образования воспитанниками, зачисленными в Логопункт.
6.1.8. Оказывает консультативную помощь педагогическим работникам, родителям (законными представителями) по преодолению речевых нарушений воспитанников, информирует о ходе коррекционной работы, дает необходимые рекомендации.
6.1.9. Проводит повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.
6.1.10. Осуществляет связь со специалистами учреждений здравоохранения, территориальной психолого-медико-педагогической комиссией.
6.1.11. Контролирует выполнение воспитателями рекомендаций по проведению индивидуальной работы по речевому развитию воспитанников, зачисленных в Логопункт.
6.1.12. Ведёт необходимую документацию по планированию, проведению коррекционной работы.
6.1.13. Предоставляет ежегодный отчет о результативности коррекционной работы Логопункта.
6.2. Воспитатель:
6.2.1. Создает предметную развивающую среду для своевременного речевого развития и профилактики нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников группы.
6.2.2. Проводит мониторинг усвоения содержания социально-коммуникативной образовательной области основной общеобразовательной программы воспитанниками группы, зачисленными в Логопункт.
6.2.3. Планирует по рекомендациям учителя-логопеда индивидуальную работу по речевому развитию воспитанников группы, зачисленных в Логопункт.
6.2.4. Осуществляет контроль за правильным произношением скорректированных учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у воспитанников группы, зачисленных в Логопункт, во всех видах детской деятельности, режимных моментах в течение дня.
6.2.5. Взаимодействует с учителем-логопедом, родителями (законными представителями) МОУ «Деревянская СОШ №9»(ДО) по вопросам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования воспитанниками, зачисленными в Логопункт.
6.2.6. Вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей) воспитанников, зачисленных в Логопункт. Обеспечивает заинтересованность в ее результативности.
6.3. Старший воспитатель:
6.3.1. Обеспечивает условия:
– направленные на коррекцию речевого развития воспитанников и достижения воспитанниками, имеющими нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме;
– направленные на профилактику нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников дошкольного возраста.
6.3.2. Осуществляет контроль за работой Логопункта.
6.3.3. Координирует взаимодействие педагогических работников, родителей (законных представителей) МОУ «Деревянская СОШ №9»(ДО) по вопросам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования воспитанниками, зачисленными в Логопункт.
6.3.4. Обеспечивает повышение профессиональной компетентности педагогических работников МОУ «Деревянская СОШ №9»(ДО), педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста.
6.3.5. Организует проведение мониторинга усвоения содержания социально-коммуникативной образовательной области общеобразовательной программы, коррекционной работы с воспитанниками группы, зачисленными в Логопункт. Осуществляет анализ мониторинга.
6.4. Родители (законные представители):
6.4.1. Создают в семье условия благоприятные для общего и речевого развития ребенка.
6.4.2. Взаимодействуют с педагогическими работниками по преодолению речевых нарушений ребенка.
7. ДОКУМЕНТАЦИЯ ЛОГОПУНКТА.
7.1. Утвержденный список воспитанников, зачисленных в Логопункт.
7.2. Годовой план работы учителя-логопеда.
7.3. Циклограмма профессиональной деятельности учителя – логопеда.
7.4. Табель посещаемости индивидуальных и подгрупповых занятий, с воспитанниками, зачисленными в Логопункт.
7.5. Речевые карты на каждого воспитанника, зачисленного в Логопункт.
7.6. Тетрадь индивидуальных занятий с каждым воспитанником, зачисленным в Логопункт.
7.7. Календарный план индивидуальных и подгрупповых занятий с воспитанниками, зачисленными в Логопункт.
7.8. Журнал мониторинга речевого развития воспитанников МДОУ.
7.9. Тетради взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей групп.
7.10. Журнал движения воспитанников, зачисленных в Логопункт.
7.11. Отчет о результативности коррекционной работы.
Муниципальное общеобразовательная учреждение «Деревянская средняя общеобразовательная школа № 9»
ПОЛОЖЕНИЕ
о логопедическом пункте МОУ «Деревянская СОШ №9»
с. Деревянное, 2016